ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Великобритании в период с 1914 по 1939 г.; показать особенности партийной системы Англии.

Развивающая: научить самостоятельному анализу исторических фактов, дать оценку национально-освободительному движению в английских колониях.

Воспитательная: воспитание уважения к стремлению угнетенных народов к национальной независимости на основе принципов гуманизма и миролюбия.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карты “Великобритания в конце XIX — начале ХХ в.”, “Территориально-политическое разделение мира с 1876 по 1914 г.”, диаграмма “Развитие производственной продукции в странах западного капитализма (1872—1938 гг.)”.

Преподаватель вместе с учащимися составляет схемы, таблицы, диаграммы и демонстрирует иллюстрации.

План изучения темы:

1. Итоги Первой мировой войны для Великобритании.

2. Внутренняя и внешняя политика правительства Ллойда Джорджа.

3. Политика Великобритании в отношении национальноосвободительных движений в колониях. Провозглашение независимости Ирландии.

4. Послевоенное экономическое положение Англии.

Основные понятия: колониальная империя, репарация, центр мирового финансирования, парламентская двухпартийная система, тред-юнионы, радикализация, мировой экономический кризис, Закон “Об общественном порядке”.

Основные события:

• Англия признала независимость Ирландии — 1921 г.

• Лейбористы впервые установили свою власть — 1924 г.

• Начало экономического застоя — весна 1932 г.

• Английское правительство приняло Закон “Об общественном порядке” — 1934 г.

Занятие можно провести и на основе сопоставления развития Англии с США и Германией. В этом случае в начале урока домашнее задание не проверяется, в течение урока для связи с предыдущим материалом ставятся необходимые вопросы. Перед тем как пройти новый материал, для развития мышления учащихся преподаватель дает им задание, которое проверяет в конце урока: какие общие характеристики в развитии Англии и других государств наблюдались в 1918—1939 гг. и каковы их особенности?

1. По первому вопросу плана можно использовать дополнительный материал. Победа в Первой мировой войне принесла Англии некоторую пользу. Главный ее противник — Германия — потерпела поражение.

Англия не только сохранила свое господство на море, но и, приобретя новые германские колонии в Африке и османские владения на Ближнем Востоке, расширила свои колониальные владения. Согласно Версальскому соглашению, большую часть репараций, выплачиваемых Германией, передали Англии. После войны возросли военная мощь Англии и ее международный авторитет. Однако, с другой стороны, во время войны страна понесла значительные человеческие и материальные потери: 2 млн. человек погибли и были ранены; Англия утратила одну треть своего национального богатства и 70% торгового флота; сократилась внешняя торговля, снизился экспорт, возрос импорт. Если до войны США были должником Великобритании, то теперь она задолжала им около 4 млрд. долларов. Мировой финансовый центр переместился из лондонского Сити на Уолл-стрит в Нью-Йорке.

2. Когда преподаватель дает характеристику политической жизни Англии, то обращает внимание учащихся на ее двухпартийную систему. В рассматриваемый период лейбористы, опираясь на численное превосходство членов своей партии — тред-юнионов (объединенный профсоюз рабочих), превратились в значительную силу в парламенте. Преподаватель, написав на доске показатели парламентских выборов 1923 г., доказывает учащимся, что лейбористы становятся хозяевами в правительстве. В итоге выборов они добились победы, и их лидер Рамсей Макдональд впервые в истории Великобритании формирует лейбористское правительство.

Несмотря на короткий период существования, внутренняя политика, проводившаяся лейбористами, была очень гибкой. Преподаватель может задать учащимся вопрос: какие эффективные меры были осуществлены лейбористами? Это повышение пособий для безработных и пенсий; снижение налога на некоторые виды продовольствия; усиление мер безопасности рабочих мест; увеличение субсидий государства на строительство жилья. Учащиеся отвечают на заданные вопросы и говорят о том, что лейбористы в основном опирались на тред-юнионов, имевших миллионное количество членов.

3. Данный раздел лучше начать с постановки вопросов учащимся:

1. Какие вы знаете колонии Великобритании в Азии и Африке? Покажите их на карте.

2. Какая самая древняя, наиболее близко расположенная к Англии колония?

Преподаватель, выслушав ответы учащихся, говорит о том, что правящие круги Великобритании действовали в парламентских рамках цивилизованно, а в колониях антианглийские выступления подавлялись вооруженным путем. Используя конкретные примеры, учитель говорит о безжалостном подавлении национально-освободительной борьбы народов Индии, Египта и других стран.

Преподаватель поручает учащимся самостоятельно изучить ирландскую проблему и ответить на следующие вопросы:

1. Каким путем Ирландия добилась независимости?

2. Какая партия возглавила борьбу за независимость?

3. Когда Англия признала независимость Ирландии?

4. Какие права имела Англия в Ирландии?

5. В чем заключается современная ирландская проблема?

Преподаватель делает выводы и напоминает учащимся об ирландской проблеме 1912 г.

4. Экономическое положение Англии раскрывается путем сравнения с другими странами.

В 20-х годах британская экономика развивалась низкими темпами (табл. 7).


Таблица 7


Быстро развивающиеся отрасли производства

Отсталые отрасли производства

Химическое производство

Автомобилестроение

Электроника

Торговля

Строительство

Угольное производство

Кораблестроение

Ткацкое производство


В старых отраслях производства проявилась техническая отсталость, особенно в угольной. Для конкретизации материала можно использовать дополнительные факты из учебника: в 1924 г. в Англии было механизировано 19% угледобычи, а в США — 70%. Техническое отставание привело к снижению производительности труда и повышению цен на товары, а на внешнем рынке английская продукция не могла конкурировать с дешевой германской и американской.

Такое положение в 1926 г. вызвало массовую забастовку рабочих в стране. Для конкретизации необходимо использовать дополнительный материал (хрестоматия). Количество участников массовой стачки (вместе с семьями) составляло 18 млн. человек, т. е. 40% населения. Горняки бастовали в течение семи месяцев. Забастовка началась 4 мая 1926 г. и закончилась в декабре 1926 г.

Правительство консерваторов издало в 1927 г. закон, запрещавший массовые стачки и забастовки, направленные против профсоюзов.

Учитель рекомендует уточнить, используя текст учебника, причины наступательной политики в отношении стачечного движения правительства “Национальной коалиции”, созданной в августе 1931 г. пришедшим второй раз к власти Р. Макдональдом. В его состав вошли пять лейбористских министров, консерваторы и либералы. О законах, принятых кабинетом Макдональда, учащиеся прочитают в учебнике и перечислят их на уроке.

Преподаватель объясняет причину появления Закона “Об общественном порядке”, вошедшего в силу в 1937 г. В Англии не было массовой социальной основы фашизма — мелкой обедневшей буржуазии, имевшейся в Германии. Основные группы монополистской буржуазии не отказались от традиционной парламентской системы.

Следует обратить внимание учащихся на политику правительства Невила Чемберлена, пришедшего к власти в 1937 г.

Закрепление темы. Преподаватель делит учащихся на три группы и дает задания.

Задание 1-й группе: итоги Первой мировой войны для Великобритании.

Задание 2-й группе: внешнеполитическая деятельность правительства Л. Джорджа.

Задание 3-й группе: усиление Партии лейбористов.


Домашнее задание: подготовиться по вопросам 2, 5, 6, 7 в конце темы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]