СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.

Цели урока:

Образовательная: дать характеристику развития США в период между двумя мировыми войнами; рассмотреть социально-экономические и политические особенности развития страны; на конкретных фактах раскрыть позитивность “нового курса” Ф. Рузвельта, направленного на преодоление социально-экономического кризиса и смягчение противоречий американского капитализма.

Развивающая: показать преемственность политики “нового курса” Ф. Рузвельта в мировой истории.

Тип урока: комбинированный.

План изучения темы:

1. Влияние Первой мировой войны на США.

2. Внутренняя и внешняя политика США в 1922—1929 гг.

3. Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в США.

4. “Новый курс” президента Ф. Рузвельта.

5. Социальное значение “нового курса”.

6. Роль США в мире. Панамериканизм и политика милитаризации.

Основные понятия: план Дауэса, план Юнга, “14 пунктов Вильсона”, Годы великого кризиса, “новый курс”, Закон “О восстановлении промышленности”, милитаризация политики — политика “добрососедства”.

Основные события:

• Программа послевоенного устройства мира — 8 января 1918 г.

• Президентом стал республиканец Герберт Гувер — 1928 г.

• Экономический кризис в США — 1929—1933 гг.

• Президентом стал демократ Франклин Рузвельт — 1932—1945 гг.

• Началась политика “нового курса” — 1933 г.

Вариант 1. Занятие начинается с проверки домашнего задания. Затем преподаватель раскрывает цель урока и дает задание учащимся записать в тетрадях общие черты и различия между США, Германией, Россией и объяснить их причины. Это логическое задание можно проверить в конце занятия или в период обсуждения каждого вопроса темы. Учитель выслушивает мнение каждого учащегося и делает заключение.

Вариант 2. Занятие начинается с логического рассмотрения данного задания. Проверка домашнего задания осуществляется по ходу урока путем установления хронологической и тематической связи с новым материалом. Во время закрепления темы делается общее заключение.

1. Опираясь на знания учащихся, можно провести беседу по следующим вопросам:

1. В каком году США вступили в Первую мировую войну?

2. Как реагировали США на войну по ту сторону океана?

3. Почему для Штатов война была очень выгодна?

После беседы преподаватель делает заключение. В отличие от других государств США ничего не потеряли во время войны, а наоборот, она оказалась полезной для развития производства в стране, так как дала возможность американским предпринимателям получать прибыль, превратив тем самым США в мощную капиталистическую державу. Америка, предоставляя другим государствам кредиты, превратилась в самую могущественную державу. В 1920 г. половина производства каменного угля в мире, 35% выплавки стали и чугуна, 85% производства автомобилей приходились на ее долю. Рост удельного веса США в международной экономике повысил их авторитет в мировой политической сфере.

Преподаватель знакомит учащихся с “14 пунктами программы В. Вильсона” от 8 января 1918 г. Раскрывая первый вопрос, он использует исторические документы.

2. Учитель с помощью вопросов по тексту учебника организует самостоятельную работу на тему “Причины быстрого развития экономики”.

Затем следует дать характеристику внутренней политики страны.

Рассказывая о внешней политике США, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

• США придерживались политики изоляционизма (отделения).

• При решении мировых проблем Штаты становились главным арбитром.

• План Дауэса, план Юнга.

• Подавление национально-освободительного движения китайского народа. Интервенция в странах Латинской Америки.

3. На данном этапе занятия преподаватель предлагает ответить на следующий вопрос: почему мировой экономический кризис особенно сильно проявился в США?

В 1929 г. в конце октября крах Нью-Йоркской биржи свидетельствовал о начале экономического кризиса — 5,5 тыс. банков США стали банкротами. Несколько миллионов простых американцев лишились своих средств, собранных на черный день. Такого крушения биржи история США еще не знала. Причиной явилось углубление производственного застоя. Промышленные предприятия достигли того же уровня, что и в начале века; в 1932 г. он снизился на 50% по сравнению с 1919 г., 17 млн. человек остались без работы. Застой в производственной и финансовой сферах затронул и аграрный сектор. Цены на сельскохозяйственную продукцию резко упали, фермеры стали разоряться. С 1929 по 1932 г. были проданы 897 тыс. ферм из-за неуплаты налогов (14,3%). Многие фермеры стали безработными.

Вниманию учащихся можно предложить иллюстрацию, демонстрирующую безработицу в США в Годы великого кризиса. В романе Теодора Драйзера “Американская трагедия” достоверно описаны страдания миллионов американцев, переживавших последствия кризиса.

Необходимо объяснить учащимся отличие социального обеспечения США от такового в государствах Европы. Америка придерживалась идеологии “жесткого индивидуализма”, согласно которой каждый должен сам решать свои проблемы. Индивидуализм как идеология не стал общей социальной закономерностью, а выражал политику бездеятельного правительства в годы застоя. Широкомасштабных мер требовали не только народ, но и представители крупного американского бизнеса.

Было выдвинуто требование о необходимости принятия “каких-нибудь мер”. Преподаватель может привести пример о последних мерах, предпринятых президентом Г. Гувером. На ноябрьских выборах 1932 г. противником Гувера был представитель Демократической партии Франклин Делано Рузвельт. Так как Ф. Рузвельт был особой личностью в истории США, то преподаватель предлагает нескольким учащимся сделать сообщения и доклады о нем. Задание дается заранее.

Франклин Делано Рузвельт родился в 1882 г. на берегу р. Гудзон (штат Нью-Йорк) в родовом поместье. Его предок Ван Роозвельт в XVII в. приехал в Америку из Голландии. Нью-Йорк в то время находился в зависимости от Голландии и назывался Новым Амстердамом. После захвата его англичанами город был переименован в Нью-Йорк. Роозвельт стал называться по-английски Рузвельтом, а оба его внука превратились в две ветви этой семьи.

Один из них — президент Теодор Рузвельт (1901— 1969 гг.), другой — тоже президент, Франклин Рузвельт. Его отец и мать были из семей бизнесменов. Единственный в семье сын Франклин получил блестящее образование, хорошо изучил французский и немецкий языки, с трехлетнего возраста вместе с родителями путешествовал по Европе. Расширять свои знания он продолжил в частной школе при Гарвардском университете, а затем в частной школе Колумбийского университета. Рузвельт рано начал заниматься политикой. В 1910 г. он был избран в Сенат от штата Нью-Йорк от Демократической партии. В 1913 г. президент Вильсон назначил его заместителем министра по морским путям. В 1921 г. Рузвельт упал в океанскую воду, простудился и заболел полиомиелитом, после чего всю жизнь был прикован к инвалидной коляске. В 1928 г. Он был назначен губернатором своего родного штата Нью-Йорк — самого богатого и густонаселенного в стране. Это стало началом его пути в Белый дом, войдя в который, он предложил американскому народу “новый курс”.

На выборах в 1932 г. Рузвельт получил 22,8 млн. голосов, а Гувер — 15,8 млн. В двух палатах Конгресса демократы получили большинство и одержали победу. Президент Ф. Рузвельт вступил на пост 3 марта 1933 г. (Материалы из книги: Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт — личность и политик. М., 1969.)

4. Рузвельт пришел к власти в очень трудное для США время. Ему пришлось срочно осуществить ряд мер. Конгрессом в течение трех с половиной месяцев было принято 70 законов в производственной, сельскохозяйственной, торговой и кредитно-финансовой сферах (табл. 12).


Таблица 12


Политика “нового курса” Ф. Рузвельта (1933—1941 гг.)


Первичные меры

Банковская реформа. Организация помощи безработным: молодежный лагерь безработных. Обновление отсталых регионов путем создания государственной корпорации

Закон о восстановлении национального производства (НИРА)

I часть — внедрение “кодексов честной конкуренции”

II часть — урегулирование споров между предпринимателями и рабочими

III часть — выделение средств на организацию общественных работ, строительство государственных предприятий, военных и других объектов

Закон о восстановлении сельского хозяйства

Материальная помощь фермерским хозяйствам

Социальные реформы

Закон о трудовых отношениях (закон Вагнера)

Закон о социальном обеспечении и т. д.

Реформа Верховного суда

Укрепление президентской власти

Внешняя политика

Закон о нейтралитете. Придерживание политики изоляционизма. Политика добрососедства

Задача — регуляция экономики с государственных позиций



В учебнике подробно говорится о полезности мер “нового курса”. Если преподаватель решит сам раскрыть содержание этого вопроса, то перед объяснением материала он может спросить учащихся:

1. Каким способом была урегулирована экономика?

2. Можно ли назвать “новый курс” периодом, принесшим Америке кардинальные изменения?

Учитель в своем рассказе может использовать необходимые материалы из хрестоматии по новейшей истории. Например: “Закон о социальном обеспечении (14 августа 1935 г.)”, “Послание Рузвельта в Конгресс (17 мая 1933 г.)”, “Закон об улучшении сельского хозяйства (12 мая 1933 г.)” и т. д. В конце урока он анализирует ответы учащихся и делает выводы.


Домашнее задание, ответить на вопросы:

1. Из чего можно сделать вывод о вмешательстве государства в экономику во времена правления Ф. Рузвельта?

2. Какой облик общественной жизни США придала политика “нового курса”?






Для любых предложений по сайту: [email protected]