ЯПОНИЯ - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

ЯПОНИЯ - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение Японии в 1918—1939 гг.; показать на примерах агрессивную внешнюю политику японского милитаризма.

Развивающая: учить анализировать внутреннюю и внешнюю политику различных государств и формулировать свое мнение по конкретному вопросу.

Воспитательная: формирование неприятия любых форм насилия и агрессии.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карты, отражающие агрессивную политику Японии в Тихоокеанском регионе и Азии; аудио, видеоматериалы по истории Японии.

Преподаватель может провести занятие в форме лекции. Урок полностью посвящен объяснению новой темы.

План изучения темы:

1. Япония в годы Первой мировой войны.

2. Положение страны после окончания войны.

3. Япония в годы Второй мировой войны.

Основные понятия: Тройственный пакт, меморандум Танаки, “рисовые бунты”, Программа построения нового экономического и политического общества, Ассоциация помощи трону, Антикоминтерновский пакт, пакт правительства.

Основные события:

• Страной управляли политические партии — 1924—1932 гг.

• Образовалось государство Маньчжоу-го — 1932 г.

• Япония вышла из состава Лиги Наций — 1933 г.

• Япония начала войну против Китая — 7 июля 1937 г.

• Япония, Германия и Италия создали военный союз под названием “Тройственный пакт” — 27 сентября 1940 г.

• Япония подписала Акт о капитуляции — 2 сентября 1945 г.

Подготовка осуществляется с повторения вопросов домашнего задания.

Первый вопрос учащиеся усваивают легко. По нему они готовят ответы на следующие задания:

1. Уточните основные направления внешней политики Японии в годы Первой мировой войны.

2. Покажите причины “рисовых бунтов”, регион охвата и дайте оценку.

Учитель, выслушав ответы учеников, для закрепления материала зачитывает документ “Рисовые бунты” из хрестоматии. Необходимо объяснить, что стихийно вспыхнувшие “рисовые бунты” открыли дорогу организованным выступлениям народа.

1. Преподаватель обращает внимание учащихся на решение Версальской конференции и указывает на карте земли, которые Япония отняла у Германии. Приморье и Северный Сахалин, которые раньше находились в составе России, до 1922—1925 гг. принадлежали Японии. По предложению американского правительства в 1921—1922 гг. в Вашингтоне прошла конференция, где были рассмотрены вопросы относительно Дальнего Востока и Тихого океана. Япония была вынуждена сделать несколько уступок, отказалась от провинции Шаньдун и вывела оттуда свои войска, но не отказалась от своих “особых полномочий” в Китае. Однако она добилась обязательств от Англии и США в том, что они не установят свои военные базы ближе, чем на 5 тыс. км от Японии. После конференции Япония пошла по пути пересмотра своих решений, став главным соперником США и Великобритании.

Перед изложением этой проблемы учащимся задают следующие вопросы:

1. Чем отличается Япония, кроме государственного устройства, от других капиталистических стран?

2. Какими правами обладал император по Конституции 1889 г.?

3. Какова характеристика этой конституции?

4. Чем отличается парламент Японии от парламента Англии?

Преподаватель анализирует ответы учащихся и делает заключение. Напоминает о правах императора в Японии в соответствии со статьями 37 и 70 Конституции 1889 г. После этого он обращает внимание учащихся на государственное устройство Японии и раскрывает политику ее правящих кругов, ссылаясь на конкретные факты. Для углубления вопроса нужно использовать дополнительный материал. Необходимо написать названия партий, которые стояли у власти в 1924—1932 гг., дать характеристику некоторых из них. Рассказать о составе обеих палат парламента, об ослаблении влияния императора на формирование верхней палаты (раньше туда входили люди, назначавшиеся лично им). Говоря об избирательном праве, следует отметить, что, по Конституции 1889 г., избирательными правами обладало 10% населения, в 1925 г. — 16%. Разъясняя политику правящих групп, необходимо привести примеры приверженности страны агрессивной политике. Премьер- министр Японии Танака в предложенном императору в 1927 г. меморандуме изложил план захвата Дальнего Востока и вытеснения США из Тихоокеанского региона.

Излагая план Танаки, необходимо раскрыть его содержание по хрестоматии.

Меморандум Танаки от 25 июля 1927 г.: “Ни в каком другом месте страны нет таких богатых лесов, материальных ресурсов и продукции сельского хозяйства, как в Маньчжурии и Монголии. В будущем необходимо завоевать Китай, нам нужно захватить Маньчжурию и Монголию, а затем остальные азиатские государства. Индия и страны южных морей будут нас бояться и преклонят перед нами колени.

Захватим Индию, страны южных морей, а затем Малую Азию, Центральную Азию и, наконец, приступим к захвату Европы”.

Раскрывая захватнический характер плана Танаки, учитель приводит примеры усиления военной мощи и укрепления морского флота Японии в связи с подготовкой к войне.

2. Далее преподаватель обращает внимание учащихся на следующие моменты:

а) в 20—30-х годах в Японии разразился экономический кризис, царила безработица;

б) в стране усилилась политическая борьба, изменились характер и содержание требований различных групп;

в) мероприятия, проводимые новым правительством: вооружение, план защиты Японии и Маньчжурии;

г) программы “Новая экономическая политика” и “Новое политическое устройство”.

3. Преподаватель рассказывает о том, что свою агрессивную политику Япония начала со своих ближайших соседей; на карте и других наглядных материалах демонстрирует курс ее милитаристских устремлений в Азии. Для конкретизации учащимся предлагается использовать дополнительный материал.

Перед новой мировой войной одной из стран, начавших так называемую “малую войну”, была Япония. Объясняя действия японцев в Китае, необходимо указать, что внутренние неурядицы и раздробленность Китая облегчили их миссию, и в 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию (Северо-Восточный Китай), превратив ее в свой оплот. Действия Японии в Китае были осуждены Лигой Наций, в ответ на что в 1933 г. она вышла из ее состава. 7 июля 1937 г. правительство Каноэ развязало стремительную войну против Китая и начало оккупировать его внутренние районы. В 1938—1939 гг. японские империалисты совершили акт агрессии против СССР и Монголии при молчаливом согласии других государств.

4. По карте сражений Второй мировой войны назвать страны, захваченные Японией, или по картам атласа дать задание учащимся определить завоеванные страны и время их захвата. Народы Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока были подвергнуты актам агрессии и насилия. Китай был разграблен. То же самое происходило с Индокитаем.

Далее следует обратить внимание учащихся на то, что военно-морскую базу США Пёрл-Харбор в Тихом океане (Гавайский архипелаг) атаковали японские крейсеры и корабли. Это обстоятельство обострило отношения между США и Японией. Американские самолеты принялись бомбить Японские острова. 6 августа 1945 г. была сброшена атомная бомба на Хиросиму, а 9 августа — на Нагасаки, что привело к беспрецедентной в истории человечества трагедии.

Учащимся ставится вопрос: было ли использование Америкой атомного оружия военной необходимостью? США оправдывались следующим образом: если бы они высадили в Японии свои войска, то было бы гораздо больше человеческих потерь, и, чтобы предотвратить это, они решились применить крайнюю меру.

Затем можно задать проблемный вопрос: как вы думаете, участие СССР в войне на Дальнем Востоке ускорило поражение Японии? Для закрепления изучаемого материала использовать картины, карты, схемы, иллюстрации и необходимые первоисточники.

Если имеется возможность, желательно организовать просмотр документального фильма.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Каковы сходные факты внешней политики Японии в преддверии Первой и Второй мировых войн?

2. Как можно объяснить экспансионистскую и милитаристскую политику японского правительства?


Домашнее задание: подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Что послужило причиной высоких темпов развития производства Японии перед Второй мировой войной?

2. Почему Япония называлась фашистским и милитаристским государством?






Для любых предложений по сайту: [email protected]