Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИИ В 1917—1927 гг. - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)
Цель урока: повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии России в 1917—1927 гг.
1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель проводит беседу.
1. Какие альтернативы развития открывались перед Россией после Февральской революции? Почему в конечном счете Россия пришла к Октябрьской революции?
2. Почему в стране началась Гражданская война? Можно ли четко определить виновников ее начала? Почему победу в Гражданской войне одержали красные?
3. Как менялась экономическая политика советской власти на протяжении 1917—1927 гг.? Чем были вызваны столь серьезные изменения?
4. Какие изменения произошли в социальной структуре советского общества в 20-е гг.?
5. Расскажите о становлении политической системы советского общества. В чем вы видите характерные особенности этого процесса?
6. Как и почему менялась внешняя политика Советского государства? Какое место в ней занимала идея мировой пролетарской революции?
7. Какие процессы протекали в духовной жизни общества? В чем вы видите преимущества и в чем недостатки культурной жизни Советского государства по сравнению с дореволюционной Россией?
2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам.
1-й вариант
1) Какие этапы в развитии нашей страны с 1917 по 1927 г. можно выделить? Дайте краткую сущностную характеристику каждому этапу.
2) Укажите даты следующих событий:
Отречение от престола Николая II —
Роспуск Учредительного собрания —
Начало создания комбедов —
Генуэзская конференция —
Смерть В. И. Ленина —
3) Укажите фамилии политических деятелей:
Председатель первого состава Временного правительства —
Министр земледелия в первом коалиционном Временном правительстве —
Председатель первого состава СНК —
Председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии —
Нарком иностранных дел, руководитель советской делегации на Генуэзской конференции —
2-й вариант
1) Какие альтернативы развития нашей страны существовали с февраля 1917 по 1927 г.?
2) Укажите даты следующих событий:
Выступление генерала Л. Г. Корнилова —
Подписание Брест-Литовского мирного договора —
Расстрел царской семьи в Екатеринбурге —
Кронштадтское восстание —
Образование СССР —
3) Укажите фамилии политических деятелей:
Министр иностранных дел в первом составе Временного правительства —
Первый председатель исполкома Петроградского Совета —
«Верховный правитель России» (ноябрь 1918 г. — январь 1920 г.) —
Нарком по военным и морским делам (1918—1925 гг.) —
Председатель исполкома Коминтерна (1919—1926 гг.) —
3-й вариант
1) Как менялась экономическая политика советской власти на протяжении 1917—1927 гг.? Чем были вызваны столь серьезные изменения?
2) Укажите события, соответствующие каждой из приведенных ниже дат:
2 марта — конец апреля 1917 г. —
6 июля 1918 г. —
Март 1918 г. —
16 апреля 1922 г. —
30 декабря 1922 г. —
3) Укажите фамилии политических деятелей:
Военный и морской министр в первом составе Временного правительства —
Министр-председатель второго коалиционного Временного правительства —
Главнокомандующий вооруженными силами Юга России —
Генеральный секретарь ЦК РКП(б) — ВКП(б) в 20-е гг. —
Нарком просвещения (1917—1929 гг.) —
3-й вариант урока: учащиеся заранее готовят и защищают рефераты.
Примерные темы рефератов
1. Роль А. Ф. Керенского в Февральской революции.
2. События октября 1917 г. в Москве.
3. Установление советской власти в нашем городе (деревне, селе).
4. «Белое дело».
5. Махновское движение.
6. Красные командиры.
7. Кронштадтское восстание.
8. Новая экономическая политика.
9. Деятельность Коминтерна.
10. Путь Сталина к власти.
11. Жизнь и быт советских людей в 20-е гг.
* Фунт — единица массы русской системы мер, отмененной в 1918 г., равен 0,4 кг.