Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
«ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ». СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТАЛИНИЗМА - СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: 1928—1938 ГГ.
Цель урока: составить представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927—1928 гг. и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса; усвоить причины и сущность индустриализации и сплошной коллективизации; проследить их долгосрочные экономические, социальные, политические последствия; понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.
Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927—1928 гг. и пути его преодоления; предпосылки «великого перелома»; цели и задачи индустриализации; предпосылки политики сплошной коллективизации; цели и задачи «нового курса» в деревне; политика раскулачивания; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома».
Основные понятия: индустриализация; коллективизация; пятилетка; «великий перелом»; стахановское движение; социалистическое соревнование; МТС; колхоз; совхоз; раскулачивание; хлебозаготовительный кризис.
Работа с исторической картой: показать по карте «Народное хозяйство СССР в 1926—1940 гг.» районы, где сплошная коллективизация должна была осуществиться в первую очередь; найти и показать по карте крупнейшие объекты первой и второй пятилеток.
Работа с историческими источниками: резолюции XV съезда ВКП(б) «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства» и «О работе в деревне» (декабрь 1927 г.); выступления И. В. Сталина «О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства» (январь 1928 г.); статья Н. И. Бухарина «Заметки экономиста» (30 сентября 1928 г.); статья И. В. Сталина «Год великого перелома» (7 ноября 1929 г.); постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (5 января 1930 г.); статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов» (2 марта 1930 г.).
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-2.
Основные даты: 1927 г. — начало хлебозаготовительного кризиса; декабрь 1929 г. — провозглашение Сталиным окончания нэпа и перехода к политике сплошной коллективизации; 1930 г. — ликвидация в СССР безработицы; 1928—1932 гг. — первая пятилетка; 1933—1937 гг. — вторая пятилетка; 1932—1933 гг. — массовый голод в сельских районах СССР.
Проблемы для дискуссии. Варианты преодоления кризиса хлебозаготовок. «Правый уклон»: причины поражения. Источники накопления и метод социалистической индустриализации. Последствия «большого скачка» советской экономики в 30-е гг.
Для выяснения причин и сущности кризиса хлебозаготовок учитель может начертить на доске схему:
После обсуждения схемы учащиеся отвечают на вопросы: чем можно объяснить в первую очередь причины хлебозаготовительного кризиса? Какие последствия вызвали попытки Сталина преодолеть кризис?
Важный для понимания вопрос о сущности альтернативы Сталина и альтернативы Бухарина целесообразно представить в виде таблицы.
Сущность |
Позиция Сталина |
Позиция Бухарина |
Оценка кризиса |
Кризис носит структурный характер, так как недостаточно быстрое развитие индустрии порождает товарный голод, а мелкотоварное крестьянское хозяйство неспособно обеспечить потребности растущей промышленности. Кризис носит также классовый характер, так как «эксплуататор-кулак» сознательно тормозит социалистические перемены в стране |
Кризис в первую очередь вызван ошибками в экономической политике руководства партии и страны, так как именно она привела к отсутствию резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, серьезному разрыву цен на зерновые и технические культуры |
Пути преодоления |
Следует форсировать индустриализацию, для чего необходимо провести сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств. Лишь колхозы смогут обеспечить дешевым хлебом города, а также создадут возможности для увеличения хлебного экспорта. Они должны стать надежным каналом перекачки ресурсов на нужды индустриализации из деревни. В то же время будет обеспечено уничтожение кулачества — «последнего эксплуататорского класса» и тем самым обеспечен полный партийно-государственный контроль над крестьянством |
Не замедляя темпов индустриализации, увеличить выпуск промтоваров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить налогообложение кулаков (т. е. выйти из кризиса, не прибегая к чрезвычайным мерам по отношению к крестьянству, за счет использования главным образом экономических рычагов, включая закупки хлеба за границей и развитие кооперативных форм в деревне) |
По материалам таблицы следует задать ученикам вопрос: какая точка зрения вам кажется более верной и почему?
Материал по индустриализации можно представить в виде таблицы.
Цели |
Результаты |
Последствия |
Развитие новых отраслей |
Развитие новых отраслей |
Стимулирование экстенсивного развития экономики («вширь») |
Ликвидация технико-экономической отсталости страны |
Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу |
Укрепление обороноспособности страны, создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства |
Достижение экономической независимости |
Достижение экономической независимости |
Создание автаркичной экономики |
Создание мощного военно-промышленного комплекса |
Создание мощного военно-промышленного комплекса |
Замедление развития производства предметов потребления |
Подведение технической базы под сельское хозяйство |
Подведение технической базы под сельское хозяйство |
Формирование политики сплошной коллективизации |
К таблице могут быть предложены контрольные вопросы, которые помещены в конце разработки к этому уроку.
Аналогичным образом можно представить и материал по коллективизации.
Цели |
Результаты |
Последствия |
Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации |
Обретение канала перекачивания средств из села в город на нужды индустриализации |
Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села |
Ликвидация кулачества как класса |
Ликвидация кулачества как класса |
Укрепление социальной базы сталинской диктатуры |
Огосударствление сельскохозяйственного производства |
Полное огосударствление экономики |
Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда; ликвидация экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства |
Ликвидация «аграрного перенаселения» |
Значительное сокращение численности сельского населения |
Массовый «исход» крестьян из деревни. Дефицит рабочей силы на селе |
Для закрепления материала может быть предложено заполнение учащимися таблицы «Первые пятилетки»:
Первая пятилетка |
Вторая пятилетка |
|
Годы |
||
Основные задачи |
||
Крупнейшие стройки |
||
Итоги |
По материалу урока могут быть заданы следующие вопросы:
Первый уровень. Какими обстоятельствами вызван хлебозаготовительный кризис 1927 г.? Какими причинами объяснял возникший кризис Н. И. Бухарин и какой он предложил выход из кризиса? В чем видел причины кризиса Сталин и какова его программа действий? Как вы думаете, какие обстоятельства обусловили победу сталинского курса? Каковы цели индустриализации и в чем ее особенности? Каковы итоги индустриализации? В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны? Каковы причины провозглашения массовой коллективизации? Какими методами проводилась коллективизация? Каковы итоги политики сплошной коллективизации? Каковы причины массового голода в 1932—1933 гг.?
Второй уровень. Какие альтернативные программы по выводу страны из кризиса существовали в конце 20-х гг. в партии? Почему проблема индустриализации стала в конце 20-х гг. не только основной экономической, но и политической задачей? Какую вы видите связь между форсированной индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства? Каковы социально-экономические последствия индустриализации? Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием? В чем особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации? В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации? Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?
Третий уровень. Известно, что проблема индустриализации стояла перед Россией еще в начале века. Определите общее и особенное в решении этой задачи в начале века и в 30-е гг. Существовала ли взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг., и курсом Сталина на форсированную индустриализацию страны? В чем вы видите принципиальное отличие индустриализации в СССР от аналогичных процессов в США и Западной Европе? Как, на ваш взгляд, могла бы развиваться советская деревня в случае реализации бухаринской альтернативы?
Задание на дом. § 25, вопросы и задания к нему. Задания 3, 4, 8 из рабочей тетради (вып. 2, с. 5—9).