Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗИМОЙ — ЛЕТОМ 1942 г. - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)
Цель урока: сформировать представление о сущности второго периода Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Москвой.
Основные знания: разгром немецких войск под Москвой; причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом; содержание приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.; ход боевых действий на Сталинградском направлении летом 1942 г.
Основные понятия: контрнаступление; коренной поворот в войне.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 33); хрестоматия; таблицы; карты «Великая Отечественная война Советского Союза (22. 06. 1941 г. — 18. 11. 1942 г.)», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 6, 7 (с. 48—49) в рабочей тетради (вып. 2), а также провести проверочное тестирование.
В чем заключались причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны?
а) Нападение Германии было внезапным;
б) советские солдаты не желали сражаться за сталинский режим;
в) войска не были приведены в боевую готовность;
г) отсутствовали опытные командные кадры.
18 сентября 1941 г. приказом наркома обороны № 308 в соответствии с решением Ставки Верховного Главнокомандования четыре стрелковые дивизии были переименованы в гвардейские. В каких боях отличились эти дивизии?
а) В боях под Ельней;
б) в боях под Смоленском;
в) в боях под Ленинградом.
Соотнесите имена и факты:
1. П. М. Гаврилов. |
А. Воздушный таран. |
2. Н. Ф. Гастелло. |
Б. Героические бои на подступах к Москве. |
3. Г. К. Жуков. |
В. Укрепление обороны Ленинграда. |
4. В. Г. Клочков. |
Г. Героическая оборона Севастополя. |
5. Ф. С. Октябрьский. |
Д. Героическая оборона Брестской крепости. |
Кто был назначен Верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г.?
а) Г. К. Жуков;
б) И. В. Сталин;
в) С. К. Тимошенко.
16 августа 1941 г. был издан приказ Ставки № 270. Каково было главное содержание приказа?
а) Улучшение материального обеспечения семей погибших воинов;
б) установление персональной ответственности командиров Красной Армии за большие людские потери;
в) объявление военнопленных изменниками Родины и введение жестких санкций к членам их семей.
Какие сражения 1941 г. были успешными для советских войск?
а) сражение под Вязьмой (октябрь);
б) Тихвинская операция (ноябрь — декабрь);
в) Ростовская операция (ноябрь — декабрь);
г) сражение под Ельней (август — сентябрь);
д) оборона Киева (июль — сентябрь).
Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?
а) А. М. Василевский;
б) Г. К. Жуков;
в) К. К. Рокоссовский.
План изучения нового материала
1. Разгром немецких войск под Москвой.
2. Зимнее наступление Красной Армии.
3. Неудачи Красной Армии в Крыму и под Харьковом.
4. Летнее наступление немецких войск.
5. Оборонительный этап Сталинградской битвы.
6. Сражения на Кавказе.
7. Создание антигитлеровской коалиции.
1. Учитель предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел учебника, проанализировать данные таблицы в задании 1, приведенной в рабочей тетради (вып. 2, с. 61). Вопросы и задания для беседы: какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой? 14 декабря 1941 г. командующий войсками Западного фронта Г. К. Жуков издал приказ «О преследовании врага», в котором говорилось: «Ни один гитлеровский бандит, ворвавшийся на нашу землю, не должен уйти отсюда живым. Наша задача — бить его всеми средствами, пока не будут освобождены все наши города, все наши земли, пока не будет ни одного живого немецкого захватчика на нашей земле. Наша святая обязанность жестоко отомстить за разрушение наших городов и сел, наших заводов и фабрик, за замученных отцов и матерей, за изнасилованных наших жен и сестер, за убитых наших советских детей. Родина требует от нас подвигов и геройства. Родина требует беспощадного истребления немецких оккупантов, не щадя ни сил, ни самой жизни, отомстим немецко-фашистским извергам за все и полностью». О чем свидетельствует появление подобного приказа? Каково историческое значение битвы под Москвой? Объясните, почему многие военные историки считают, что битва под Москвой положила начало коренному повороту в ходе войны. Как бы вы объяснили суть этого поворота?
Затем учитель предлагает учащимся продолжить начатое на предыдущем уроке заполнение таблицы «Основные события на советско-германском фронте» на втором этапе Великой Отечественной войны (декабрь 1941 г. — ноябрь 1942 г.).
2. Учитель рассказывает и показывает на карте направления контрударов советских войск в начале зимы 1942 г. Учащиеся продолжают заполнять таблицу. Можно организовать работу с контурной картой (задание 2 на с. 62 в рабочей тетради).
Для уяснения нереальности стратегических задач, поставленных перед советскими войсками в зимней кампании 1942 г., целесообразно организовать коллективное обсуждение задания 3 (вып. 2, с. 63) в рабочей тетради.
3. Третий вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя, работу с картой, выполнение задания 4 (вып. 2, с. 64—65) в рабочей тетради и заполнение таблицы.
4. О летнем наступлении немецких войск учитель рассказывает, используя карту. Учащиеся продолжают заполнять таблицу. Затем учитель предлагает прочитать выдержки из приказа № 227 в конце параграфа и ответить на вопросы: чем можно объяснить появление подобного приказа? В чем вы видите его главный смысл? Какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?
5. Вопрос о причинах, побудивших Гитлера начать наступление на Сталинград, целесообразно изучить путем выполнения задания 5 (вып. 2, с. 66) в рабочей тетради. Рассказ о героической обороне Сталинграда учитель может дополнить отрывком из воспоминаний маршала Н. И. Крылова, помещенным в хрестоматии. Можно также зачитать приведенный ниже отрывок из воспоминаний немецкого генерала Г. Дёрра (в 1942—1943 гг. — начальник штаба 17-го армейского корпуса), предварительно поставив перед учащимися вопрос: в чем заключалась особенность битвы за Сталинград?
«Начавшийся в середине сентября период боев за сталинградский промышленный район можно назвать позиционной или «крепостной» войной. Время для проведения крупных операций окончательно миновало. Из просторов степей война перешла на изрезанные оврагами приволжские высоты с перелесками и балками, в фабричный район Сталинграда, расположенный на неровной, изрытой, пересеченной местности, застроенной зданиями из железа, бетона, камня. Километр как мера длины был заменен метром, карта генерального штаба — планом города.
За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за каждую кучу развалин велась ожесточенная борьба, которая не имела себе равных даже в период Первой мировой войны с ее гигантским расходом боеприпасов. Расстояние между нашими войсками и противником было предельно малым. Несмотря на массированные действия авиации и артиллерии, выйти из рамок ближнего боя было невозможно. Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях и боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону».
6. Учитель предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел учебника, заполнить таблицу и ответить на следующие вопросы: какую стратегическую цель преследовало немецкое командование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом? О чем свидетельствовала постановка подобной цели? Как вы думаете, почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?
В заключение учитель спрашивает: каковы были итоги военных действий на советско-германском фронте зимой — летом 1942 г.? Почему второй период Великой Отечественной войны можно характеризовать как период неустойчивого равновесия?
7. Седьмой вопрос учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания, начав заполнение таблицы «СССР в системе международных отношений в 1941—1945 гг.»:
Дата |
Событие (конференция) |
Итоги, решения, значение |
Задание на дом. § 32 и вопросы к нему. Заполнить таблицу «СССР в системе международных отношений в 1941—1945 гг.». Творческое задание: используя воспоминания членов семьи, соседей или знакомых, подготовьте небольшой письменный рассказ «Тыловые будни». Отдельным учащимся дается задание подготовить сообщения «Оккупационный режим на территории нашей страны», «Герои-партизаны», «Герои-подпольщики».