ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)

Цель урока: раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; уяснить причины и сущность изменений в политике Советского государства по отношению к церкви в годы войны; уяснить источники, важнейшие особенности и формы народной войны в тылу врага.

Основные знания: сущность оккупационного режима; морально-психологическое состояние советского общества в годы войны; деятельность Православной церкви в годы войны; перестройка экономики на военный лад; вклад науки и художественной культуры в дело разгрома врага; методы борьбы с врагом партизан и подпольщиков.

Основные понятия: оккупационный режим; эвакуация; партизанская война.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 32); хрестоматия; таблицы; карта «Тыл страны в годы войны».


Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 6, 7 (с. 67) в рабочей тетради (вып. 2), а также провести проверочное тестирование.

В чем заключалось значение битвы за Москву?

а) Стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;

б) был сорван план молниеносной войны;

в) был открыт второй фронт в Европе.

В чем состоял стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?

а) Ведение активных оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление на всех решающих направлениях;

б) уход в глухую оборону по всей линии фронта;

в) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории.

Какие меры предусматривал изданный 28 июля 1942 г. приказ народного комиссара обороны СССР (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Создание заградительных отрядов для расстрела самовольно отступающих бойцов Красной Армии;

б) уничтожение всех без исключения населенных пунктов при вынужденном отходе советских войск;

в) мобилизация трудоспособного городского населения для работы на промышленных предприятиях и стройках;

г) привлечение к военно-полевому суду командиров Красной Армии, допустивших самовольное оставление позиций;

д) формирование штрафных батальонов и рот.


План изучения нового материала

1. Морально-психологическое состояние советского общества в годы войны.

2. Церковь в период Великой Отечественной войны.

3. Эвакуация. Жизнь и быт людей в тылу.

4. Наука и образование в годы войны.

5. Художественная культура.

6. Партизанская война в тылу врага.


1. Первый вопрос целесообразно начать с заслушивания подготовленного сообщения о сущности установленного фашистами оккупационного режима.

Раскрыть проблему морально-психологического состояния советского общества в годы войны можно, сочетая рассказ учителя с выполнением задания 1 (вып. 2, с. 51—52) в рабочей тетради и работой над документом «Из выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 г.», помещенным в конце параграфа. Прочитав документ, учитель спрашивает: почему в своей речи по радио Сталин обратился к народу со словами: «Братья и сестры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

Можно также организовать обсуждение проблемного задания: что, на ваш взгляд, защищали советские люди в годы войны: Родину, социалистические завоевания, Сталина? Как бы вы объяснили широкое распространение на фронте лозунга «За Родину! За Сталина!»?

2. Начиная объяснение второго вопроса, учитель должен подчеркнуть, что в годы войны власть изменила и свое отношение к церкви. Далее учитель сочетает свой рассказ с выполнением задания 2 (вып. 2, с. 53) в рабочей тетради.

3. Раскрыв сущность понятия «эвакуация», учитель организует коллективное обсуждение задания 3 (вып. 2, с. 55) в рабочей тетради. Затем можно создать проблемную ситуацию: как вы думаете, какие факторы позволили Советскому Союзу в короткий срок перестроить экономику на военный лад? В заключение можно прослушать подготовленные дома сообщения о жизни людей в тылу. В дополнение к материалу учебника учитель может использовать данные, приведенные в работе М. С. Зимич «Будни военного лихолетья. 1941—1945» (М., 1994. — Вып. 1 и 2).

О карточной системе. Советское государство ввело нормированную продажу товаров по карточкам с дифференцированными нормами и условиями продажи для различных групп населения. 18 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление ввести в Москве, Ленинграде, их пригородах карточки на хлеб, мясо, жиры, сахар и другие важнейшие продукты, а также на предметы первой необходимости (ткани, обувь, швейные изделия и др.). В конце октября карточная система продажи хлеба, сахара и кондитерских изделий вводилась во всех городах и рабочих поселках страны. В конце 1941 г. нормированное снабжение продуктами питания было организовано по всей стране...

Нормы снабжения в стране были дифференцированы по социально-производственному принципу. Преимущественным правом пользовались снабжавшиеся хлебом по карточкам первой категории работники отраслей народного хозяйства, имевших решающее значение в укреплении оборонной мощи государства. К ним относились рабочие, служащие и ИТР военной индустрии, угольной и нефтяной промышленности, вредных цехов черной и цветной металлургии и т. п. Учитывались также потребности таких групп населения, как дети, кормящие матери, инвалиды войны. По нормам снабжения все население делилось на 4 группы: рабочие и приравненные к ним лица; служащие и приравненные к ним лица; иждивенцы; дети до 12 лет включительно...


Установленные в начале войны нормы снабжения населения СССР


Категории населения

Хлеб, г на 1 человека в день

Сахар, кондитерские изделия,
г на 1 человека в месяц


1-я категория

2-я категория

1-я категория

2-я категория

Рабочие
Служащие
Иждивенцы
Дети до 12 лет

800
500
400
400

600
400
400
400

800
400
600
600

600
600
400
400


Дифференцировались и нормы снабжения мясом, рыбой. Обычная месячная норма по рабочей карточке этими продуктами была следующей: мясо, рыба — 1,8 кг, жиры — 0,4 кг, крупа и макаронные изделия — 1,2 кг. Служащие, иждивенцы и дети получали меньше этих норм.

4. Четвертый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст соответствующего раздела учебника и заполняя таблицу «Наука в годы Великой Отечественной войны»:


Фамилия ученого

Над какой проблемой работал


Для закрепления изученного материала учитель дает задание: назовите лучшие образцы советского вооружения и военной техники и имена их создателей.

5. При освещении пятого вопроса желательно использовать компьютерный вариант учебника. Если подобной возможности нет, вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с выполнением задания 6 (вып. 2, с. 57) в рабочей тетради. Свой рассказ учитель может сопровождать работой с иллюстрациями, помещенными на вклейке учебника, а также использовать грамзаписи песен времен Великой Отечественной войны.

6. Изучение шестого вопроса можно организовать по типу мини-конференции с заслушиванием небольших выступлений учащихся.

В заключение урока целесообразно обсудить вопрос: каков вклад тружеников тыла в общее дело разгрома врага?


Задание на дом. § 33 и вопросы к нему. Задания 4, 5 (с. 56), 7, 8 (с. 58), 9 (с. 60—61) в рабочей тетради (вып. 2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]