Русская литература второй половины XIX — начала XX вв - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Русская литература второй половины XIX — начала XX вв - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Огромное значение в общественной и культурной жизни России второй половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит к началу XIX в. — эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «золотого века». Взгляды русских писателей во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова и др.

Одним из писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев. Журнал «Современник» печатал его рассказы, посвященные русской деревне, впоследствии вся серия была издана водной книге, получившей название «Записки охотника». Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова — романы «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».

На середину столетия приходится начало литературной деятельности русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869 гг.). Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события 1812 г. Следующий роман Л. Н. Толстого — «Анна Каренина» (1874—1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий важный роман Писателя — «Воскресение» (1889-1899 гг.).

Драматургия второй половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди — сочтемся». «Доходное место». «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.) и А. В. Сухово-Кобылина трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Важное место в литературе 1870-х гг. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой Проявилось в «Истории одного города». Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлёвых. В романе доказаны ложь и абсурд, лежащие в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели.

Мастером психологического романа был Фёдор Михайлович Достоевский. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).

Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова. Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах. Им были также созданы и пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.).

Вершиной русской поэзии второй половины XIX в. стало творчество Николая Алексеевича Некрасова. Главной темой его произведений было изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина — таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866-1876 гг.) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих впоследствии знаменитых русских писателей. В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, сюда принёс свои первые рассказы И. С. Тургенев, увидели свет произведения Гончарова, Белинского, Герцена, Чернышевского и др.

Особое место в литературе второй половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. Так, его роман «Мать», повествующий о жизни рабочей семьи, несомненно, призван был сыграть роль пропагандистского памфлета, настроить читателя на определенные политические идеи. В то же время нельзя сводить всё творчество А. М. Горького только к узкому политпросвету. Непреходящее значение имеют его «Песнь о Буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».

Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника» 1906-1922 гг.), Л. Н. Андреев («Красный смех» 1904 г., «Рассказ о семи повешенных» 1908 г.), А. И. Куприн («Олеся» 1898 г., «Яма» 1909-1915 гг., «Гранатовый браслет» 1911 г.), И. А. Бунин («Антоновские яблоки» 1900 г., «Деревня» 1909-1910 гг.) и т. д.

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов второй половины XIX в. сменяется новаторской поэзией «Серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890-1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д. С. Мережковский, 3. Гиппиус. К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов. Ф. Сологуб. Ко второй относят А. А. Блока. А. Белого, В. И. Иванова. Блестящим поэтом среди символистов был Александр Александрович Блок. Его «Стихи о Прекрасной Даме» воплощают в себе лучшие черты поэзии Серебряного века. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с трудом удавалось вписываться в реалии нового миропорядка. Им была написана первая поэма об Октябрьской революции — «Двенадцать» (1918 г.). По-символистски многозначная, наполненная мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала значительным явлением в русской литературе.

Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление — акмеизм (от греч. akme — острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н. С. Гумилёва, ранние произведения О. Э. Мандельштама. А. А. Ахматовой.

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, полупившее название футуризм (от лат. futurum — будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами были В. В. Маяковский. А. Е. Кручёных, братья Бурлюки, Игорь Северянин, В. Хлебников. Б. Л. Пастернак), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Творческий поиск. который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]