Образование и наука во второй половине XIX — начале XX вв - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Образование и наука во второй половине XIX — начале XX вв - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Отмена крепостного права, либеральные реформы, проведенные в течение 60-70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных г народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1) земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений; 2) церковные школы; 3) народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа. Классические гимназии — в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. Программа реальных училищ отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. В 1896 г. были созданы еще и коммерческие училища. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во второй половине XIX в. во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.

К началу 1860-х годов в стране было уже семь университетов: в Москве, Санкт-Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно, Харькове. Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов, увеличилось количество высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью пользовались курсы профессора В. И. Герье, основанные в 1872 г. в Москве, и знаменитые «Бестужевские курсы» (названные так по имени их официального руководителя историка, профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878 г.).

Родоначальником научной педагогики в России стал Константин Дмитриевич Ушинский. Сторонник демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Ушинский написал груды по педагогике и учебники для школ. Много сил отдал развитию педагогики Л. Н. Толстой.

Особенностью русской культуры второй половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки. Которая достигла в это время больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознании. Основоположником отечественной школы физиологии стал И. М. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым, установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Нобелевским лауреатом стал и Илья Ильич Мечников — автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины.

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Михайлович Бутлеров, создатель теории химическою строения веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии. Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева — ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но и всего естествознания — периодический закон химических элементов.

Создание получившей мировую известность петербуржской математической школы связано с именем академика П. Л. Чебышева. Труды Чебышева посвящены самым разным областям математики. Многие фундаментальные открытия ученого обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр. Среди учеников П. Л. Чебышева наибольшую известность получила С. В. Ковалевская — первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН.

В физике конец XIX — начало XX вв. были отмечены целым рядом блестящих открытий, оказавших огромное влияние не только на развитие фундаментальных теоретических исследований, но и на технический прогресс. Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта, сделан существенный вклад в теорию газового разряда. Талантливый русский электротехник П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу, чем положил начало практическому применению электричества для освещения. Однако наибольшего успеха в этом направлении добился А. Н. Лодыгин — изобретатель лампы накаливания. В один ряд с ним может быть поставлен основоположник радиосвязи — А. С. Попов.

А. Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Бум самолетостроения в России пришелся на второе десятилетие XX в., когда необходимость строительства авиации подогревалась, помимо прочего, еще и военными нуждами. Теоретические основы авиастроения были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского, талантливого инженера и изобретателя, основоположника современной аэродинамики. Поистине фантастическими могли казаться современникам идеи К. Э. Циолковкого, впервые предложившего проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями.

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В. И. Вернадскому. Для его деятельности характерны широта научных интересов, междисциплинарный подход к научным проблемам, философский, глобальный взгляд на перспективы развития человечества. Он стал родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере (от греч. noos — разум) — новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П. П. Семёновым-Тянь-Шанским. Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Н. М. Пржевальский. Им были открыты ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: кий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского). Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай. Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обычаях жителей Океании.

Во второй половине XIX в. была написана одна из самых полных и подробных «История России с древнейших времен» в 29-ти томах. Автором ее был выдающийся русский историк, академик Сергей Михайлович Соловьёв. Крупным историком, талантливым ученым и блестящим лектором был академик Василий Осипович Ключевский.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка XIX в. в нем представлены областные слова, специальная терминология. кроме того около 30 тыс. пословиц и поговорок. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев.

Сложные социальные процессы, охватившие Россию в конце XIX — начале XX вв., нарастающая политическая нестабильность, поиск путей дальнейшею развития страны сделали особенно актуальным обсуждение вопросов обществоведческого характера. В него включились представители самых разных научных специальностей и идейных течений. Важным фактором идейного развития России явилось распространение марксизма. Крупнейшими теоретиками русского марксизма были лидеры социал-демократического движения В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Н. И. Бухарин. На позициях «легального марксизма» изначально стояли известный русский философ Н. А. Бердяев, перешедший затем к богоискательству в духе религиозного экзистенциализма, и экономист М. И. Туган-Барановский. Наиболее значительными из немарксистских мыслителей были социолог П. А. Сорокин, эмигрировавший после революции из страны и ставший профессором Гарвардского университета; экономист, философ и историк, один из лидеров партии кадетов П. Б. Струве. Яркой и самобытной была русская религиозная философия. Наиболее значительные её представители — это B. C. Соловьёв и С. Н. Трубецкой.






Для любых предложений по сайту: [email protected]