Задачи и исходные положения экзамена - ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

История - ЕГЭ

Задачи и исходные положения экзамена - ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

С 2001 года школьные выпускные экзамены по ряду пред- метов, в том числе — по истории, стали проводиться как в традиционной форме, так и в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Цель единого государственного экзамена — выявить уровни освоения выпускниками средней школы Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории. Результаты единого государственного экзамена по истории России признаются образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории (истории России). Экзамен проводится в письменной форме, материалы для него разрабатываются централизованно и рассылаются в регионы.

В соответствии с указанной целью экзаменационная работа носит комплексный характер. С ее помощью проверяются как базовые знания, так и умения анализировать исторические источники, систематизировать и излагать материал, рассматривать версии и оценки событий прошлого. В работу включаются задания разной степени сложности, предполагающие различные виды деятельности. И сильные, и менее подготовленные выпускники должны найти здесь свое «рабочее пространство», возможности показать, что они умеют.

Экзаменационная работа составляется с учетом основных нормативных документов, определяющих требования к подготовке по истории выпускников средней школы, — государственных образовательных стандартов. В данном случае речь идет о таких компонентах стандартов, как Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089) и Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56).

Следует обратить внимание на характерную особенность стандартов: в них определяется не только то, что должен знать выпускник школы, но и то, что он должен уметь делать, работая с историческим материалом. Возможно, для кого-то такая постановка вопроса по отношению к истории покажется непривычной. Вот по математике, физике, химии нужно не только изучать теоретический материал, но и что-то делать — решать задачи, проводить эксперименты и т.д. А что по истории — прочел, пересказал? Но, если хорошо подумать, придется согласиться, что познание прошлого никак не умещается в столь простую формулу. Ведь речь идет по существу о реконструкции того, «что было» — сопоставлении разных свидетельств, описании, объяснении, оценке и т. д. Поэтому владеть историческим знанием значит не только заучить сумму фактов, но и уметь работать с историческим материалом. А теперь посмотрим, какие требования предъявляются к подготовке по истории выпускника средней школы.

1. Хронологические знания, умения работать с хронологией: 1.1. называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; 1.2. составлять хронологические и синхронистические таблицы; 1.3. характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.

2. Знание фактов, работа с фактами: 2.1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с источниками: 3.1. читать историческую карту с опорой на легенду; 3.2. использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; 3.3. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; 3.4. высказывать суждение о назначении, ценности источника; 3.5. характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника; 3.6. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция): 4.1. рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; 4.2. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников; 4.3. составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

5. Анализ, объяснение: 5.1. соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; 5.2. показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; 5.3. называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений; 5.4. классифицировать исторические события и явления а) по указанному признаку, б) определяя основание самостоятельно; 5.5. объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; 5.6. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; 5.7. излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Версии, оценки: 6.1. излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; 6.2. сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; 6.3. высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе; 6.4. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Представим, что может сказать по поводу этого перечня старшеклассник, завершающий свое школьное учение. Некоторые требования очевидны — даты и факты следует знать, нужно уметь рассказывать об исторических событиях. Но зачем еще полтора десятка требований? Когда этому можно научиться? Над этим стоит подумать. Трудно считать, что человек знает историю, если он не может, например: а) понять, о чем свидетельствует тот или иной исторический источник, памятник; б) высказать суждение о сущности и последствиях опричнины Ивана Грозного или о значении преобразований Петра Великого; в) объяснить, почему советский народ победил в Великой Отечественной войне и т.д. Но практически всеми названными в перечне видами работы с историческим материалом мы занимаемся на уроках истории. Проблема состоит в том, что это следует делать с пониманием задач и смысла работы. В этом как раз и помогает приведенный выше перечень, поскольку он показывает структуру познавательной деятельности при изучении истории в школе. Нетрудно заметить, что многие элементы этой структуры соотносятся с тем, что делают в своих исследованиях историки. Таким образом, и ученик выступает как активный участник познания, исследования прошлого.






Для любых предложений по сайту: [email protected]