Россия во второй половине XVIII в. - РОССИЯ В XVII-XVIII вв.

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Россия во второй половине XVIII в. - РОССИЯ В XVII-XVIII вв.

Краткая историческая справка


Вторая половина XVIII в. вошла в историю как время «просвещённого абсолютизма», «золотой век» Екатерины II (1762-1796).

Сущность политики «просвещённого абсолютизма» выражалась в её направленности на «обновление» абсолютистского государства и феодального строя. Однако для этого использовались идеи Просвещения, отражавшие потребности развития нового, фактически буржуазного общества.

Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескьё о том, что природная среда, размеры страны и нрав её населения определяют формы государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а задача правительства и других органов управления — в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещённую монархию от деспотии.

Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.

Решающую роль играла личность «великой императрицы», оказывавшая огромное влияние на проведение политики «просвещённого абсолютизма» в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. Сенат, выродившийся к тому времени в неповоротливое учреждение, был разделён на шесть департаментов, каждый из которых имел определённый круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. было уничтожено гетманство.

В 1763-1764 гг. Екатерина провела секуляризацию церковных земель. Духовенство потеряло экономическую самостоятельность.

В русле политики «просвещённого абсолютизма» стали:

— просвещение народа, распространение научных знаний в обществе;

— учреждение в 1765 г. дворянского Вольного экономического общества;

— упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях;

— введение в 1775 г. права на открытие предприятий без разрешения правительства;

— запрещение в 1771 г. публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков;

— начало проведения школьной реформы в 1786 г., и др.

В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В течение двух лет (1764-1765 гг.) императрица работала над составлением «Наказа» депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескьё «О духе законов», а также идеи других просветителей. Однако в конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи.

В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. Провинции ликвидировали, а количество губерний возросло с 23 до 50. В уездах исполнительная власть принадлежала земскому суду во главе с капитан-исправником, избираемому местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким образом, дворянство добилось значительного укрепления своих позиций в местном управлении.

Судебная система была перестроена по сословному принципу: для каждого сословия — свой суд. В губерниях создавались судебные палаты — гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, независимость судов никогда не соблюдалась. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате в России так и не сформировалось уважение к суду и закону.

Екатерина, возведённая на престол дворянской гвардией, в течение всего царствования опиралась на это сословие. В его интересах она осуществила ряд мероприятий:

— указом 1765 г. было разрешено ссылать крестьян на каторгу (срок работ мог установить сам помещик);

— ссылкой на каторгу каралась любая попытка крепостных пожаловаться на своего помещика;

— в 1783 г. был запрещён переход крестьян от одного землевладельца к другому на Украине, что означало введение крепостного права, которого прежде здесь не было;

— для укрепления дворянской монополии на землю промышленникам было запрещено покупать крепостных для работы на их предприятиях;

и ряд других.

Права дворянства были окончательно закреплены в изданной в 1785 г. «Жалованной грамоте дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с её недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось «благородным». Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Неслучайно правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

Жалованная грамота городам создавала новую систему органов городского управления и самоуправления. Наряду с созданными ещё Петром I магистратами, которые по-прежнему осуществляли административные и судебные функции, в городах появились органы самоуправления, в ведении которых были прежде всего благоустройство и благополучие горожан. Важнейшим органом городского самоуправления являлось «Собрание градского общества», которое созывалось раз в три года. На нём обсуждались важнейшие вопросы городской жизни и выбирался постоянно действующий исполнительный орган — городская Дума во главе с городским головой. Дума была выборно-представительным институтом власти: в неё избирали и могли быть избранными городские жители, разделённые на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Фактически грамота городам провозглашала наличие третьего сословия — сословия горожан (купцов, ремесленников и др.).

В целом внутренняя политика Екатерины была успешной. Многое из задуманного императрица смогла реализовать, не вызвав серьёзных потрясений в обществе. Однако движение вперёд осуществлялось в рамках феодального строя. Именно в царствование Екатерины

феодализм достиг высшей ступени своего развития. Реформы не изменили существа политической системы, укрепляли абсолютистское государство. В правление Екатерины произошло усиление крепостного гнёта, что стало одной из главных предпосылок активизации выступлений народных масс, вылившихся в казацко-крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачёва (1773-1775).

Причины восстания:

— недовольство яицкого казачества мероприятиями правительства, направленными на ликвидацию его привилегий;

— усиление личной зависимости крестьян от помещиков, рост государственных налогов и повинностей, вызванные начавшимся процессом развития рыночных отношений;

— тяжёлые условия жизни и труда работных людей, а также приписных крестьян на заводах Урала.

Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье и прошло следующие этапы:

Первый период (сентябрь 1773 г. — март 1774 г.). Восстание началось с выступления небольшого отряда казаков, который, пополнившись и захватив ряд небольших крепостей, подошёл к Оренбургу. С ходу взять город не удалось, и восставшие перешли к осаде. Посланные на помощь царские отряды были разбиты на подступах к Оренбургу. В этот период происходила организация пугачёвского войска, достигшего 30 тыс. человек, была создана Государственная военная коллегия. Но в марте 1774 г. под Татищевой крепостью войска нанесли повстанцам поражение.

Второй период (апрель-июнь 1774 г.). Новая армия Пугачёва захватила ряд заводов на Урале и, преследуемая царскими войсками, вышла к Казани. Примерно 20 тыс. повстанцев приступили к штурму города, но, так и не успев взять Казанский кремль, они были разбиты правительственными войсками под руководством Михельсона. Пугачёв с небольшим отрядом переправился на правый берег Волги.

Третий период (июнь - сентябрь 1774 г.). Однако это бегство придало движению невиданный размах. Оказавшись в зоне сплошного крепостничества, Пугачёв быстро пополнил свои силы. При приближении его отрядов крестьяне сами расправлялись с помещиками и чиновниками. Власти уже ожидали похода восставших на Москву, но Пугачёв, понимая, что крестьянская армия в военном отношении не может противостоять правительственным войскам, повернул на юг, надеясь поднять донское казачество. Отряды Пугачёва подошли к Царицыну, но взять город не смогли и вскоре были настигнуты и полностью разбиты Михельсоном. Пугачёв с небольшой группой переправился на левый берег Волги, где его схватили и выдали властям находившиеся с ним яицкие казаки.

Причины поражения восстания:

— слабость организации и плохое вооружение восставших;

— отсутствие чёткого понимания своих целей и конструктивной программы восстания;

— разбойный характер и жестокость восставших, вызвавшие широкое возмущение в различных слоях общества;

— сила государственного механизма, сумевшего мобилизоваться и организовать подавление восстания.


Внешняя политика России при Екатерине II носила активный и экспансионистский характер и по понятиям XVIII в. была удачной. Результатом русско-турецкой войны 1768-1774 гг. стал Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Россия получила берег Чёрного моря от Днепра до Буга, крепости Керчь, Еникале, Кинбурн, побережье Азовского моря, право на создание Черноморского флота и плавание в проливах Босфор и Дарданеллы. Независимым стал Крым, и в 1783 г. он был включён в состав Российской империи. В том же году в соответствии с Георгиевским трактатом Россия, оказывая помощь Грузии, ввела войска для её защиты от Турции.

По условиям Ясского мира, завершившего русско-турецкую войну 1787-1791 гг., к России отошло побережье Чёрного моря от Буга до Днестра (образован Новороссийский край), Крым был признан за Россией.

В правление Екатерины II произошло два раздела Польши при участии Австро-Венгрии и Пруссии (1772 и 1793 гг.), в результате которых к России были присоединены значительные территории Белоруссии, Волыни и Литвы.

За 34 года правления Екатерины II Россия провела 6 войн, результаты которых произвели сильное впечатление за границей. Мир признал за Екатериной «великое имя в Европе и силу, принадлежащую ей исключительно». Из приобретённых земель было образовано 11 новых губерний, население Российской империи увеличилось с 20 до 34 млн. человек. Время Екатерины — это время военных побед, достижений и успехов в области русского военного искусства, время выдающихся полководцев ПА. Румянцева, А.В. Суворова, флотоводца Ф.Ф. Ушакова.

Павел I (1796-1801), сын Екатерины II, испытывал крайнюю неприязнь по отношению к матери, её окружению и проводимой ею политике. Идеалом правителя для него был Пётр I, к временам и порядкам которого он по-своему пытался вернуться. Тем не менее продолжение раздач помещикам сближало политику Павла с курсом Екатерины.

Основное содержание политического курса Павла:

— отказ от политики «просвещённого абсолютизма» в отношении к дворянству (ограничение прав, предоставленных «Жалованной грамотой»);

— переход к палочной дисциплине и жёсткой регламентации в армии и государственных учреждениях и др.

В то же время он предпринял ряд мер, положивших начало ограничению крепостничества (например, указ 1797 г. о трёхдневной барщине).

В 1797 г. Павел принял новый закон о престолонаследии. Теперь власть передавалась от отца только к старшему сыну.

Политика Павла I вызвала недовольство, особенно среди столичного гвардейского дворянства. Постепенно в их кругах зрел заговор. Убийством Павла была поставлена последняя точка в истории дворцовых переворотов в России.

Противоречия личности и политики Павла I, в чьё правление происходит дальнейшее усиление абсолютизма, нашли отражение в оценках историков.

Одни историки называют время его правления «непросвещённым абсолютизмом», другие — «военно-полицейской диктатурой», третьи считают Павла «русским Гамлетом», четвёртые — «романтическим императором».

Общее, несмотря на неоднозначность оценок, в том, что идеалу либеральной политики, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях, Павел I противопоставлял идеал попечительной политики, опирающейся на сильную власть царя и его заботу о своём народе.


Культура России XVIII в. Реформы Петра I способствовали сближению отечественной и западноевропейской культуры. Новый импульс получил процесс обмирщения культуры, секуляризации всех сфер сознания и общественной жизни. В культуре утвердилось светское направление. Происходило дальнейшее углубление индивидуализации творческой деятельности. Рост международного авторитета России, её активная внешняя политика способствовали установлению постоянных контактов со странами Европы. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в различных областях человеческой деятельности. Вместе с тем формировалась ориентированная на западноевропейские ценности элитарная дворянская культура, которая всё более отрывалась от народной, сохранившей национальные традиции.

Во второй половине века развитие культуры проходило под влиянием идей Просвещения. В общественном сознании всё более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало бурному развитию общественно-политической мысли и росту её влияния в обществе.

При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало частью государственной политики. Основной целью образования являлось удовлетворение государственной потребности в кадрах.

Главным отличием образования петровских времён стали его светский характер и связь обучения с практикой. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам.

Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Молодых дворян, кроме того, посылали за границу для обучения разным наукам и искусству, овладения ремёслами.

Указом 1714 г. уклонявшимся от учёбы дворянам было запрещено жениться.

Распространению грамотности в значительной степени способствовала проведённая в 1708-1710 гг. реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена более простым гражданским печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел — арабскими цифрами.

В первой четверти XVIII в. были изданы «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, переиздана «Грамматика» М. Смотрецкого.

Осталась практически неразвитой система начального и среднего общего образования. По указу Петра в 1714 г. были созданы 42 губернские цифирные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян (со второй четверти XVIII в. количество этих школ постепенно сокращалось, а вскоре они прекратили своё существование).

Ориентация системы образования на подготовку кадров специалистов обусловила развитие системы профессиональных школ. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. В 1715 г. из старших классов этой школы, переведённых в Петербург, была создана Морская академия. При Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам. В это же время были созданы Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы, на уральских заводах создавались горнозаводские училища.

Высшая школа находилась на стадии становления. Для подготовки научных кадров при созданной указом 1724 г. Академии наук и художеств (первое научное собрание прошло в 1725 г.) были открыты Академический университет и Академическая гимназия.

Во второй половине века тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать новую породу людей. В соответствии с этим был сохранён принцип сословности образования.

Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром стал созданный в 1755 г. по проекту М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова Московский императорский университет. В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц, при котором существовало Училище для малолетних девушек недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт). К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тыс. учащихся; было положено начало женскому образованию.

Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды разрозненные знания в большинстве областей начали превращаться в науку.

Академия наук и художеств, открытая в 1725 г., располагала физическим кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром, механической и оптической мастерскими, гравёрной школой, типографией, библиотекой и архивом. В 1719 г. при Академии была открыта Кунсткамера — первый в России естественноисторический музей. В первой половине столетия в России учёных было очень мало, поэтому в Академию наук приглашались иностранные специалисты. Здесь работали такие выдающиеся иностранные учёные, как Д. Бернулли (основатель гидродинамики), Л. Эйлер (автор работ по механике, астрономии и кораблестроению), К. Вольф (естествоиспытатель) и др. Лишь с середины XVIII в. под влиянием М. В. Ломоносова, ставшего в 1745 г. первым русским академиком, в Академии начался постепенный рост числа отечественных учёных: физик Г. В. Рихман, географ и этнограф С. П. Крашенинников и др.

Важнейшим направлением в литературе середины XVIII в. был классицизм. Особенностями этого стиля являются гражданская тематика, преклонение перед человеческим разумом. Для русского классицизма характерно использование не античных, а отечественных сюжетов. Классицизм нашёл выражение в поэзии А. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII в., писавшим в стиле классицизма, стал Г. Р. Державин.

Во второй половине XVIII в. складывается сентиментализм. Для этого литературного направления характерно внимание к внутренним переживаниям человека.

Изобразительное искусство характеризуется окончательной победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобразительным искусством. Светская живопись развивалась на основе национальных традиций живописной мастерской Оружейной палаты. В то же время отечественные мастера активно осваивали лучшие западноевропейские традиции: в Россию приглашали иностранных художников, а молодых русских живописцев посылали учиться в Италию и Нидерланды. Ведущим жанром становится портрет, окончательно вытеснивший икону (И.Н. Никитин, А.М. Матвеев).

На вторую половину XVIII в. приходится расцвет русской портретной живописи. Крупнейшие портретисты этого периода: Ф. С. Рокотов, А. П. Антропов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Первый драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф.Г. Волкова. В 1752 г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр для представления трагедий и комедий (с 1832 г. — Александринский). Первым директором театра стал П. А. Сумороков. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актёрами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрёл возникший ещё в XVII в. театр Шереметевых.

Архитектура первой половины XVIII в. характеризуется общей демократизацией, преобладанием гражданского и фортификационного строительства, формированием новых стилей, господством принципа регулярности в русской градостроительной практике и заметным сближением русской архитектуры с архитектурой Западной Европы. Важным направлением гражданского строительства становится возведение административных и общественных построек.

В создании архитектурного облика Петербурга значительную роль сыграли швейцарский архитектор Д. Трезини и русский зодчий М. Г. Земцов. Под руководством Трезини был построен собор Петропавловской крепости. Совместно с Земцовым Трезини спроектировал здание Двенадцати коллегий.

Господствующим архитектурным стилем первой половины XVIII в. стало барокко (в пер. с ит. — причудливый, странный) — один из главных стилей в архитектуре и искусстве Западной Европы того времени. Для барокко характерны монументальность построек, пышность; изогнутость линий фасада и общего плана здания; обилие колонн, декоративных лепных украшений.

В России выдающимся зодчим, работавшим в стиле барокко, был В. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.).

На смену барокко во второй половине XVIII в. пришёл классицизм. Классицизм — это стиль и направление в искусстве и литературе. Его отличительной чертой является обращение к античному наследию, строгость, величественность форм и монументальность.

В стиле классицизма трудились архитекторы В. И. Баженов (дом Пашкова в Москве, дворцовый ансамбль Царицыно под Москвой и др.). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, здание московского Дворянского собрания, здание Московского университета на Моховой улице, Петровский замок — Путевой дворец), И. Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге).

XVIII век стал временем дальнейшего расцвета культуры, получили развитие все виды искусств. Были заложены основы системы профессионального образования. Расширение и укрепление международных культурных связей обусловило сближение отечественного искусства с западноевропейским.

Таким образом, России, вставшей в XVIII столетии на путь модернизации, удалось сделать очень многое. Она превратилась в мощнейшую державу, которая по экономическому и военному потенциалу не уступала самым развитым странам. Но построенные в основном на феодальной основе экономика и государственность России, сделав рывок и догнав развитые страны Европы, вновь оказались перед необходимостью модернизации. Европейские страны, перейдя на путь капиталистического развития, меняли темпы роста и качество своего роста. Россия, стоя на прежней крепостнической основе, догнать их вновь уже не могла. И тем не менее никогда ещё Россия не вела столь успешных войн, никогда ещё не был столь велик её международный престиж, никогда ещё не развивались столь бурно наука, образование, культура. Подводя итог XVIII столетию, Г. Р. Державин сказал: «Столетье безумно и мудро».

Вместе с тем утвердившийся в XVIII в. приоритет государственной власти над обществом предопределил всё дальнейшее развитие Российской империи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]