Тренировочные задания - Урок 6 - РОССИЯ В XVII-XVIII вв.

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Тренировочные задания - Урок 6 - РОССИЯ В XVII-XVIII вв.

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.

Знание дат

1. Какие из перечисленных дат связаны с разделами Речи Посполитой?

1) 1700 г., 1709 г., 1721 г.

2) 1725 г., 1730 г., 1741 г.

3) 1768 г., 1774 г., 1791 г.

4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.

2. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) открытие Академии наук в Санкт-Петербурге

2) принятие Соборного уложения

3) начало царствования Павла I

4) Азовские походы Петра I

3. В каком веке Крым был присоединён к России?

1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

4. В каком году произошёл переворот, в результате которого на российский престол была возведена Екатерина II?

1) 1742 г.

2) 1725 г.

3) 1762 г.

4)1801 г.

5. Восстание под руководством Е. Пугачёва происходило в

1) 1648-1649 гг.

2) 1670-1671 гг.

3) 1707-1708 гг.

4) 1773-1775 гг.

6. Какое из перечисленных событий произошло позже других?

1) подписание Ништадтского мира

2) основание Санкт-Петербурга

3) присоединение к России Крыма

4) Великое посольство Петра I

7. Битва в Чесменской бухте произошла в

1) 1714 г.

2) 1770 г.

3) 1790 г.

4) 1854 г.

8. Жалованные грамоты дворянству и городам были изданы в

1) 1649 г.

2) 1714 г.

3) 1763 г.

4) 1785 г.

9. Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II?

1) церковный раскол

2) Смута

3) «пугачёвщина»

4) провозглашение России империей

10. К представителям культуры XVIII в. принадлежит

1) Николай Новиков

2) Симон Ушаков

3) Алевиз Новый

4) Михаил Лермонтов

11. Кто из перечисленных лиц был государственным деятелем XVIII в.?

1) Г. А. Потёмкин

2) И. С. Пересветов

3) А. Л. Ордин-Нащокин

4) А. Ф. Адашев

12. Русский полководец, автор книги «Наука побеждать»

1) А. В. Суворов

2) М. И. Кутузов

3) П. А. Румянцев-Задунайский

4) М. Ф. Апраксин


Знание фактов

13. Современниками были

1) Ф. Ф. Ушаков и А. В. Суворов

2) патриарх Филарет и Е. И. Пугачёв

3) А. Л. Ордин-Нащокин и М. В. Ломоносов

4) С. Т. Разин и А. Д. Меншиков

14. Манифест «о вольности дворянской», отменивший обязательную службу дворян, издал(а)

1) Елизавета I

2) Пётр II

3) Пётр III

4) Павел I

15. М. В. Ломоносов был активным участником

1) основания Академии наук в Санкт-Петербурге

2) первой экспедиции по исследованию и описанию Камчатки

3) создания Московского университета

4) открытия Царскосельского лицея

16. Кто из названных лиц входил в число сподвижников, помощников Екатерины II в государственных делах

1) Ф. Лефорт, А. Д. Меншиков

2) Г. А. Потёмкин, Н. И. Панин

3) А. П. Волынский, Э. И. Бирон

4) М. И. Воронцов, П. И. Шувалов

17. Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский были

1) поэтами

2) музыкантами

3) артистами

4) художниками

18. В стиле барокко работал

1) М. Казаков

2) В. Баженов

3) И. Аргунов

4) В. Растрелли

19. Известный российский театральный деятель XVIII в.

1) Ф. Рокотов

2) Ф. Шубин

3) И. Аргунов

4) Ф. Волков

20. Кто из перечисленных русских портретистов творил в XVIII в.?

1) С. Ушаков

2) Ф. Рокотов

3) И. Репин

4) К. Брюллов

21. По проекту архитектора В. Растрелли был построен

1) дом Пашкова

2) Архангельский собор

3) церковь Покрова в Филях

4) Зимний дворец

22. Российский учёный-географ XVIII в.

1) В. Н. Татищев

2) С. П. Крашенинников

3) М. В. Ломоносов

4) И. П. Аргунов

23. Современниками были

1) П. А. Румянцев и Александр I

2) М. И. Кутузов и Александр III

3) А. В. Суворов и Николай II

4) Ф. Ф. Ушаков и Екатерина II

24. Современником Екатерины II был

1) Симеон Полоцкий

2) Александр Радищев

3) патриарх Никон

4) Степан Разин


Знание понятий

25. В XVIII в. государственных и дворцовых крестьян, прикреплённых к казённым заводам и работавших на них вместо уплаты подати, называли

1) ясачными

2) приписными

3) черносошными

4) владельческими

26. Архитектурный стиль, получивший развитие в России в 40-50-е гг. XVIII в., отличающийся торжественностью, пышностью, многообразием и сложностью форм, назывался

1) классицизмом

2) барокко

3) готикой

4) ампиром

27. В XVIII-XIX вв. во главе крупнейших административно-территориальных единиц в Российском государстве стояли высокопоставленные чиновники, осуществлявшие административные, полицейские и военные функции,—

1) губернаторы

2) урядники

3) посадники

4) городничие


Знание причин и следствий

28. К каким результатам для России привела внешняя политика Екатерины II?

1) утраты побережья Балтики

2) присоединению Северного Причерноморья

3) присоединению Средней Азии

4) утрате Крыма

29. В результате принятия Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.)

1) были окончательно закреплены права и привилегии российского дворянства

2) служба для дворян стала обязательной

3) упразднены губернские дворянские собрания

4) установлен новый порядок прохождения службы для дворян

30. Что из перечисленного способствовало возникновению заговора против Павла I?

1) ограничение прав и привилегий дворянства

2) ликвидация Верховного тайного совета

3) введение патриаршества

4) упразднение Сената

31. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в XVIII в. было вызвано

1) введением «урочных лет»

2) секуляризацией церковных земель

3) изданием указа «о трёхдневной барщине»

4) изменением податной системы

32. Екатерина Великая заняла императорский трон

1) в результате избрания Земским собором

2) по завещанию Петра I

3) в результате дворцового переворота

4) по приглашению Верховного тайного совета

33. Что из перечисленного относилось к причинам поражения восстания под руководством Е. Пугачёва?

1) отсутствие поддержки со стороны народов Поволжья и Урала

2) выступление Е. Пугачёва под именем императора Петра III

3) недостаток вооружения и организованности в крестьянском войске

4) незначительность территории, охваченной восстанием

34. Что из перечисленного относится к результатам деятельности Уложенной комиссии 1767-1768 гг.?

1) принятие нового Уложения

2) одобрение манифеста «о вольности дворянской»

3) разработка Манифеста о незыблемости самодержавия

4) роспуск комиссии, не сумевшей выработать новый свод законов


Соотнесение единичных фактов и общих явлений

35. Создание дворянских сословных учреждений в уездах и губерниях России было осуществлено согласно

1) «Жалованной грамоте дворянству»

2) «Жалованной грамоте городам»

3) манифесту «о свободе открытия предприятий»

4) манифесту «о вольности дворянской»

36. Манифест «о вольности дворянской», Жалованная грамота дворянству характеризовали процесс

1) законодательного оформления прав дворянства как господствующего привилегированного сословия

2) решения крестьянского вопроса

3) осуществления реформ в области государственного управления

4) введения обязательной службы для дворян

37. Какие из названных мероприятий относятся к внутренней политике Екатерины II?

1) создание Вольного экономического общества

2) образование Негласного комитета

3) создание Государственного совета

4) образование Верховного тайного совета

38. Появление какого из приведённых ниже понятий связано с царствованием Павла I?

1) «урочные лета»

2) «вольные хлебопашцы»

3) «заповедные лета»

4) «трёхдневная барщина»

39. Что из названного относится к особенностям социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.?

1) появление первых мануфактур

2) появление первых ярмарок

3) развитие фабричного производства

4) появление новых форм хозяйств, основанных на рыночных отношениях

40. Понятие «политика просвещённого абсолютизма» связано с царствованием

1) Петра III

2) Анны Иоанновны

3) Екатерины II

4) Алексея Михайловича


Поиск информации в источнике

41. Прочтите отрывок из записок современника и укажите государственного деятеля, о котором идёт речь.

«Добрые качества в (нём) имели перевес над худыми. Он был чрезвычайно способным. Ничему не учившись, он имел познания. Он творил чудеса; он занял Крым, покорил татар, положил начало городам Херсону, Николаеву, Севастополю, построил везде верфи, основал флот, который разбил турок; он был виновником господства России в Чёрном море и открыл новые источники богатства для России. Всё это заслуживает признательности».

1) А. Д. Меншиков

2) Г. А. Потёмкин

3) Г. Г. Орлов

4) А. Г. Разумовский

42. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и укажите, кто издал манифест, о котором идёт речь.

«Манифест устанавливал трёхдневную барщину, а также запрещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этот манифест положил первое ограничение помещичьей власти».

1) Пётр I

2) Елизавета Петровна

3) Екатерина II

4) Павел I

43. Прочтите отрывок из исторического очерка и определите фамилию зодчего, о котором идёт речь.

«В 1754-1762 гг. (он) создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении Сенату: “Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской”».

1) Аристотель Фиораванти

2) Василий Баженов

3) Матвей Казаков

4) Варфоломей Растрелли

44. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите, к какому из периодов относятся описанные события.

«То было триумфальное шествие. Верхом на коне, в мундире, взятом у одного офицера Семёновского полка, Екатерина предшествовала своим полкам ... Рядом с ней, одетая в такой же мундир, гарцевала княгиня Дашкова. Солдаты были в восторге. По общему согласию они сбросили с себя и разорвали или продали старьёвщикам мундиры Петра III и надели свою прежнюю боевую амуницию, которую Пётр I вывез из Германии, считавшуюся потом за национальную».

1) дворцовые перевороты

2) Великие реформы

3) Смутное время

4) петровские преобразования

45. Прочтите отрывок из документа и определите имя правителя, издавшего этот указ.

«И для того по долгу принадлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Всероссийскою и Оттоманскою заключённый, который мы всегда сохранить искренне желаем, не меньше же и в замену и удовлетворению убытков наших, решились мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону».

1) Пётр I

2) Александр I

3) Елизавета Петровна

4) Екатерина II

46. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, с чьим царствованием связаны имена названных военачальников и полководцев.

«Вглядываясь в Румянцевых и Суворовых, Спиридовых и Ушаковых, Потёмкиных и Орловых, вслушиваясь в их речи, вчитываясь в их письма, начинаешь понимать, что помимо новых поместий с тысячами крепостных, помимо титулов, помимо звёзд, лент через плечо и табакерок с портретами императрицы, усыпанных бриллиантами, у этих людей за душой было ещё и нечто другое, призывающее их на исполненную тяжкими трудами, лишениями и грозными опасностями службу.

Нечто другое — это проникнувшее в плоть и кровь сознание того, что “в службе — честь! — честь!”, что помимо всяких наград, великое счастье в том, чтобы отдать России свои силы, ум, энергию, кровь и жизнь».

1) Петра I

2) Екатерины I

3) Екатерины II

4) Александра I


Часть 2 (В)

Задания этой части требуют ответа в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записываемых в таблице или в строке ответа. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

Установление хронологической последовательности

1. Расположите имена представителей культуры в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

1) иконописец Андрей Рублёв

2) летописец Нестор

3) художник Михаил Врубель

4) зодчий Василий Баженов

5) поэт А. С. Пушкин







2. Расположите следующие понятия, термины в хронологической последовательности их появления. Запишите цифры, которыми обозначены понятия, термины, в правильной последовательности в таблицу.

1) Государственная дума

2) Боярская дума

3) Земские соборы

4) полюдье

5) Уложенная комиссия







3. Расположите имена императоров и императриц XVIII в. в хронологической последовательности их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены имена императоров и императриц, в правильной последовательности в таблицу.

1) Павел I

2) Екатерина II

3) Пётр II

4) Елизавета Петровна

5) Анна Иоанновна







4. Расположите в хронологической последовательности имена деятелей культуры. Запишите буквы, которыми обозначены имена деятелей культуры, в правильной последовательности в таблицу.

1) Андрей Рублёв

2) Карл Брюллов

3) Дмитрий Левицкий

4) Симон Ушаков

5) Симеон Полоцкий







Группировка фактов

5. Какие три из перечисленных имён связаны с военными триумфами России XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Г. А. Спиридов

2) М. Д. Скобелев

3) С. И. Дежнёв

4) П. А. Румянцев

5) Ф. Ф. Ушаков

6) М. Б. Шеин





6. Какие три из перечисленных ниже реформ связаны с царствованием Екатерины II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) введением свободы предпринимательства

2) создание Верховного тайного совета

3) введение обязательной службы для дворян

4) секуляризация церковных земель

5) ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине

6) создание Государственного совета





7. Какие три их перечисленных памятников зодчества были созданы в XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

2) Успенский собор Московского Кремля

3) здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге

4) храм Святой Софии в Новгороде Великом

5) храм Василия Блаженного в Москве

6) Зимний дворец в Санкт-Петербурге





8. Какие три из перечисленных документов были составлены в царствование Екатерины II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) «Табель о рангах»

2) «Жалованная грамота городам»

3) «Указ о единонаследии»

4) «Жалованная грамота дворянству»

5) «Указ о престолонаследии»

6) «Наказ»





9. Какие три из перечисленных деятелей культуры XVIII в. были литераторами? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) В. К. Тредиаковский

2) Ф. Г. Волков

3) Г. Р. Державин

4) Д. И. Фонвизин

5) И. П. Аргунов

6) Ф. И. Шубин





10. Какие три из перечисленных событий, явлений относятся к XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) разделы Речи Посполитой

2) созыв Стоглавого собора

3) крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва

4) дворцовые первороты

5) вхождение Левобережной Украины в состав России

6) восстание декабристов





Систематизация фактов, понятий

11. Установите соответствие между названиями сочинений, книг и фамилиями их авторов: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

НАЗВАНИЯ СОЧИНЕНИЙ, КНИГ

А) «Арифметика»

Б) «Путешествие из Петербурга в Москву»

В) «Описание земли Камчатской»

Г) «История Российская с самых древнейших времён»

АВТОРЫ

1) В. Н. Татищев

2) Л. Ф. Магницкий

3) Г. Р. Державин

4) С. П. Крашенинников

5) А. П. Радищев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






12. Установите соответствие между именами государей и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Северная война

Б) церковный раскол

В) восстание под руководством Е. Пугачёва

Г) Ливонская война

Д) восстание под руководством И. Болотникова

ГОСУДАРИ

1) Алексей Михайлович

2) Пётр I

3) Иван IV

4) Екатерина II

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






13. Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ИМЕНА

А) Григорий Потёмкин

Б) Александр Герцен

В) Франц Лефорт

Г) Василий Шуйский

ИМЕНА

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Иван III

4) Николай I

5) Борис Годунов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






Поиск информации в источнике

14. Прочтите отрывок из записок Екатерины II и напишите название комиссии, о которой идёт речь в документе.

«Комиссия была в собрании, подала мне совет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещись должно».

Ответ: ________________­_____________________.

15. Прочтите отрывок из документа XVIII в. и напишите имя императрицы, издавшей этот документ.

«Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне, да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно тем честным родам, кои оным пользуются...»

Ответ: ________________­_____________________.

16. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и напишите имя императрицы, о которой идёт речь.

«Она была истинной преемницей величия Петрова и Второю образовательницей новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей».

Ответ: ________________­_____________________.


Систематизация исторической информации1

17. Ниже приведён перечень фамилий видных государственных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в.

Меншиков, Потёмкин, Орлов, Румянцев, Бенкендорф.

Найдите и запишите фамилию государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.

Ответ: ________________­_____________________.


Знание основных фактов, процессов, явлений1

18. Напишите пропущенное слово.

Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ______________.

Ответ: ________________­_____________________.


Анализ исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)1

19. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Правитель

Годы правления

Современник правителя

Император Пётр I

1682-1725 гг.

__________________ (А)

__________________(Б)

________________(В)

Никон

Императрица Елизавета Петровна

________________(Г)

М. Ломоносов

__________________ (Д)

1801-1825 гг.

__________________ (Е)


1) царь Алексей Михайлович

2) император Александр I

3) А. Д. Меншиков

4) М. М. Сперанский

5) 1645-1676 гг.

6) 1741-1761 гг.

7) 1762-1796 гг.

8) Андрей Желябов

9) 1613-1645 гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








1 Различное содержание в разных вариантах.


Часть 3 (С)

Текст

Из сочинения современного историка Е. В. Анисимова.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальными и могучими факторами истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшею ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины...»

Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов.

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовала развитию и совершенствованию того “регулярного” государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.

...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законными Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

1. С1. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь о документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошёл в историю этот период?

2. С2. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II. (Укажите не менее четырёх реформ.)

3. С3. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? (Укажите не менее четырёх положений.)


Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для анализа исторической ситуации1

4. С4. За четыре года своего правления Павел I сумел восстановить против себя не только придворную аристократию, но и широкие слои дворянства. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот.

К каким переменам во внутренней политике России в первые годы царствования Александра I привёл дворцовый переворот? Приведите примеры не менее трёх событий, относящихся к переменам во внутренней политике России. Что предопределило эти перемены? Укажите не менее двух положений.

5. С5. Ниже приведены две точки зрения на правление императора Петра III:

1. «Он боялся всего в России, называл её проклятой страной и сам выражал убеждение, что в ней непременно придётся погибнуть, но нисколько не старался освоиться и сблизиться с ней, ничего не узнал в ней и всего чуждался; она пугала его, как пугаются дети, оставшиеся одни в обширной пустой комнате».

(В. О. Ключевский, историк)

2. «Типичные черты политики «просвещённого абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно. Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол».

(А. Б. Каменский, историк)

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения1

6. С6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Екатерина II Великая;

2) А. В. Суворов;

3) Г. А. Потёмкин.

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т. п.).


1 Различное содержание в разных вариантах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]