Тренировочные задания - Урок 8 - РОССИЯ В XIX в.

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Тренировочные задания - Урок 8 - РОССИЯ В XIX в.

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.

Знание дат

1. Годы царствования Александра II —

1) 1825-1855 гг.

2) 1855-1881 гг.

3) 1881-1894 гг.

4) 1894-1917 гг.

2. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) учреждение Крестьянского поземельного банка

2) отмена выкупных платежей

3) отмена крепостного права

4) Столыпинская аграрная реформа

3. Создание губернских и уездных земских учреждений относится к

1) 1849 г.

2) 1855 г.

3) 1864 г.

4) 1882 г.

4. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) создание суда присяжных заседателей

2) учреждение Государственной думы

3) принятие закона о земских начальниках

4) городская контрреформа

5. Какая из перечисленных реформ была осуществлена позже других?

1) создание военных поселений

2) учреждение Государственного совета

3) отмена рекрутской повинности

4) создание Министерства государственных имуществ

6. Какое из перечисленных событий относится к 1874 г.?

1) гибель Александра II в результате покушения народовольцев

2) принятие Устава о всесословной воинской повинности

3) образование Российской социал-демократической рабочей партии

4) принятие указа о «вольных хлебопашцах»

7. Период «диктатуры сердца» М. Т. Лорис-Меликова относится к

1) 1855-1856 гг.

2) 1861-1863 гг.

3) 1880-1881 гг.

4) 1889-1891 гг.

8. Деятельность какого исторического лица на государственном поприще протекала позже остальных?

1) М. М. Сперанского

2) Н. А. Милютина

3) К. П. Победоносцева

4) П. Д. Киселёва

9. К какому периоду относятся принятие закона о земских начальниках, земская и городская контрреформы?

1) 1825-1855 гг.

2) 1855-1881 гг.

3) 1881-1894 гг.

4) 1894-1917 гг.

10. Кто из перечисленных исторических лиц раньше других вступил на поприще общественной деятельности?

1) Н. Г. Чернышевский

2) Г. В. Плеханов

3) Л. Мартов

4) П. Н. Милюков

11. Формирование народничества, появление его основных направлений — пропагандистского, бунтарского и заговорщического — относится к

1) 1820-1830-м гг.

2) 1840-1850-м гг.

3) 1860-1870-м гг.

4) 1880-1890-м гг.

12. К какому периоду относится создание организаций «Народная воля» и «Чёрный передел»?

1) 1840-е гг.

2) 1860-е гг.

3) 1870-е гг.

4) 1890-е гг.

13. Какое из перечисленных событий общественной жизни России XIX в. произошло позже остальных?

1) разгром общества петрашевцев

2) гражданская казнь Н. Г. Чернышевского

3) разгром «Народной воли»

4) эмиграция А. И. Герцена за границу

14. Какое из перечисленных направлений общественной мысли образовалось в России позже остальных?

1) социал-демократы

2) западники

3) славянофилы

4) народники

15. Кто из перечисленных исторических лиц позже остальных вступил на поприще общественной деятельности?

1) А. И. Герцен

2) А. С. Хомяков

3) В. И. Ленин

4) Т. Н. Грановский

16. Какая из перечисленных общественных организаций возникла позже остальных?

1) «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) «Народная воля»

3) общество петрашевцев

4) «Земля и воля»

17. Какое из перечисленных событий социально-экономической истории России относится к 1880-м гг.?

1) принятие указа об «обязанных крестьянах»

2) перевод крестьян на обязательный выкуп

3) отмена крепостного права

4) принятие указа о свободном выходе крестьян из общины с наделом

18. Завершение промышленного переворота в России относят к

1) 1820-1830-м гг.

2) 1840-1850-м гг.

3) 1860-1870-м гг.

4) 1880-1890-м гг.

19. Какое из перечисленных событий экономической истории России XIX в. произошло позже остальных?

1) строительство Царскосельской железной дороги

2) создание Дворянского земельного банка

3) строительство Транссибирской железной дороги

4) денежная реформа Е. Ф. Канкрина

20. Какое из перечисленных событий внешней политики России произошло раньше остальных?

1) заключение Портсмутского мира

2) завоевание Хивинского ханства

3) участие России в Берлинском конгрессе

4) заключение Парижского мира, окончание Крымской войны

21. Какое из перечисленных событий внешней политики России относится к 1860-м гг.?

1) русско-иранская война

2) русско-японская война

3) продажа Аляски Америке

4) присоединение Финляндии

22. Русско-турецкая война, в результате которой многие славянские народы освободились от турецкого ига, проходила в

1) 1853-1856 гг.

2) 1864-1868 гг.

3) 1877-1878 гг.

4) 1891-1893 гг.

23. Кто из перечисленных полководцев прославился позже остальных?

1) И. Ф. Паскевич

2) М. Д. Скобелев

3) М. И. Кутузов

4) П. И. Багратион

24. Какое из перечисленных событий внешней политики России относится к началу 1890-х гг.?

1) завоевание Кокандского ханства

2) заключение русско-французского союза

3) заключение Сан-Стефанского мира

4) окончание Кавказской войны

25. Существование какого художественного объединения пришлось на конец 1850-х — 1870-е гг.?

1) «Арзамас»

2) «Бубновый валет»

3) «Могучая кучка»

4) «Мир искусства»

26. «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в

1) 1820-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1870-е гг.

4) 1910-е гг.

27. Расцвет творчества какого художника пришёлся на последнюю четверть XIX в.?

1) И. И. Левитана

2) К. П. Брюллова

3) П. А. Федотова

4) А. А. Иванова


Знание фактов

28. Отмена крепостного права произошла в царствование

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

29. Одним из активных деятелей Крестьянской реформы 1861 г. был

1) С. Ю. Витте

2) Н. А. Милютин

3) П. А. Столыпин

4) Е. Ф. Канкрин

30. Какая реформа была проведена в царствование Александра II?

1) учреждение Государственной думы

2) отмена выкупных платежей

3) учреждение губернских и уездных земств

4) принятие указа о «вольных хлебопашцах»

31. Кто из перечисленных государственных деятелей занимал пост военного министра в царствование Александра II, был инициатором и проводником военных реформ 1860-1870-х гг.?

1) Д. А. Милютин

2) А. М. Горчаков

3) Н. Н. Новосильцев

4) К. П. Победоносцев

32. Кто из перечисленных государственных деятелей занимал высокие посты в конце царствования Александра II?

1) С. Ю. Витте

2) П. А. Столыпин

3) В. П. Кочубей

4) М. Т. Лорис-Меликов

33. А. И. Герцен и Н. П. Огарёв выпускали за границей газету

1) «Колокол»

2) «Вестник Европы»

3) «Трутень»

4) «Современник»

34. Гражданской казни в мае 1864 г. за свою общественную деятельность был подвергнут

1) А. И. Герцен

2) Н. Г. Чернышевский

3) П. Л. Лавров

4) Г. В. Плеханов

35. Лидером «бунтарского направления» народничества был

1) М. В. Петрашевский

2) П. Л. Лавров

3) М. А. Бакунин

4) П. Н. Ткачёв

36. Одним из авторов «Катехизиса революционера», организатором «Народной расправы» и убийства вышедшего из неё студента Иванова, человеком, имя которого стало нарицательным для обозначения нечистоплотной борьбы за идеалы, был

1) С. Г. Нечаев

2) Н. Г. Чернышевский

3) Г. В. Плеханов

4) П. Н. Ткачёв

37. Какое из перечисленных событий относится к общественной жизни России второй половины XIX в.?

1) восстание на Сенатской площади

2) «Кровавое воскресенье»

3) разгром общества петрашевцев

4) «хождение в народ»

38. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер возглавляли

1) Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев

4) «Южное общество» декабристов

39. Какой из перечисленных органов власти был ликвидирован в период «диктатуры сердца» Лорис-Меликова?

1) Государственный совет

2) Государственная дума

3) III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии

4) Правительствующий Сенат

40. Земская и городская контрреформы относятся к царствованию

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

41. Принятие какого из перечисленных документов относится к царствованию Александра III?

1) Положение о чрезвычайной охране

2) Манифест об учреждении Государственной думы

3) Устав о всесословной воинской повинности

4) Манифест об отмене крепостного права

42. Должности земских начальников, которые должны были контролировать крестьянское самоуправление, были введены в царствование

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

43. Известный консервативный деятель К. П. Победоносцев был наставником будущего императора

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

44. Кто из перечисленных исторических лиц был крупным предпринимателем, владельцем ряда текстильных предприятий в Центральной России?

1) С.Т. Морозов

2) И.Д. Делянов

3) В.А. Серов

4) П.Н. Милюков

45. К династии крупных московских предпринимателей, текстильных фабрикантов относились братья

1) Аксаковы

2) Киреевские

3) Рябушинские

4) Муравьёвы

46. Начало строительства Транссибирской железной дороги относится к царствованию

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

47. Пост министра иностранных дел России во второй половине 1850-х — начале 1880-х гг. занимал

1) Д. А. Милютин

2) А. М. Горчаков

3) С. Ю. Витте

4) Д. А. Толстой

48. Какая из перечисленный территорий в царствование Александра II была продана российским правительством?

1) Курильские острова

2) Сахалин

3) Аляска

4) Уссурийский край

49. В состав Российской империи во второй половине XIX в. вошла территория

1) Украины

2) Финляндии

3) Кокандского ханства

4) Крыма

50. Кто из названных полководцев сыграл важную роль в завоевании Средней Азии во второй половине XIX в.?

1) А. А. Брусилов

2) М. Д. Скобелев

3) И. И. Дибич

4) П. И. Багратион

51. В 1877-1878 гг. Россия воевала с

1) Швецией

2) Турцией

3) Англией

4) Германией

52. Какое из перечисленных событий относится к войне 1877-1878 гг.?

1) оборона Шипки

2) Тарутинский марш-манёвр

3) оборона Севастополя

4) Цусимское сражение

53. Мирный договор, заключённый Россией и Турцией в 1878 г., получил название

1) Туркманчайский

2) Адрианопольский

3) Тильзитский

4) Сан-Стефанский

54. Условия мира, заключённого по итогам войны, которую вела Россия в 1877-1878 гг., были пересмотрены на конгрессе, проводившемся в

1) Вене

2) Париже

3) Берлине

4) Петербурге

55. В конце XIX в. Россия заключила оборонительный союз с

1) Австро-Венгрией

2) Францией

3) Великобританией

4) Японией

56. «Могучая кучка» — это объединение русских

1) литераторов

2) композиторов

3) художников

4) учёных

57. В. И. Суриков был известным русским

1) архитектором

2) физиком

3) художником

4) композитором

58. Из перечисленных исторических лиц композитором был

1) М. М. Антокольский

2) В. Г. Перов

3) В. О. Шервуд

4) М. П. Мусоргский

59. Какое из перечисленных произведений живописи было создано И. Е. Репиным?

1) «Утро стрелецкой казни»

2) «Бурлаки на Волге»

3) «Последний день Помпеи»

4) «Грачи прилетели»

60. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко были основателями

1) Большого театра

2) Мариинского театра

3) Московского Художественного театра

4) Александринский театр

61. Кто из перечисленных исторических лиц был крупным издателем, печатавшим дешёвые книги для народа?

1) Н. И. Пирогов

2) И. Д. Сытин

3) Н. Е. Жуковский

4) И. Н. Крамской

62. Выдающимся историком середины XIX в., автором «Истории России с древнейших времён» был

1) Н. И. Лобачевский

2) С. М. Соловьёв

3) Д. И. Менделеев

4) И. П. Павлов

63. Изобретателем электродуговой лампы был

1) П. Н. Яблочков

2) А. С. Попов

3) К. Э. Циолковский

4) А. Ф. Можайским

64. Выдающимся русским путешественником XIX в. был

1) Н. П. Римский-Корсаков

2) Н. Н. Миклухо-Маклай

3) И. К. Айвазовский

4) А.Н . Островский


Знание понятий

65. Крестьяне, освобождённые в ходе реформы 1861 г. от крепостной зависимости, но продолжавшие отбывать оброк и барщину помещикам, назывались

1) приписными

2) владельческими

3) экономическими

4) временнообязанными

66. Как назывался документ, в котором помещики и крестьяне в период проведения Крестьянской реформы 1861 г. договаривались о размере наделов и повинностей с них?

1) выкупной договор 3) уставная грамота

2) заклад

4) вексель

67. Появление какого из перечисленных понятий связано с Крестьянской реформой 1861 г.?

1) «барщина»

2) «месячина»

3) «выкупные платежи»

4) «государственные крестьяне»

68. Понятие «суд присяжных заседателей» возникло в результате судебной реформы, проведённой в царствование

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

69. Созданные в 1864 г. земские учреждения были

1) местными судебными органами

2) органами всесословного местного самоуправления

3) органами по разрешению земельных споров между помещиками и крестьянами

4) профессиональными организациями промышленных рабочих

70. Понятие «диктатура сердца» связано с деятельностью

1) К. П. Победоносцева

2) А. А. Аракчеева

3) С. Ю. Витте

4) М. Т. Лорис-Меликова

71. Созданный в 1880 г. в условиях народовольческого террора для его подавления специальный орган власти назывался

1) Верховной распорядительной комиссией

2) Всероссийской чрезвычайной комиссией

3) III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии

4) Тайной канцелярией

72. Для обозначения внутриполитического курса Александра III используется понятие

1) «Дней Александровых прекрасное начало»

2) «мрачное семилетие»

3) «аракчеевщина»

4) «контрреформы»

73. «Чрезвычайная охрана» — это понятие вошло в политическую жизнь России в начале царствования

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

74. С внутриполитическим курсом Александра III связано появление понятия

1) «выкупные платежи»

2) «обязанные крестьяне»

3) «земские начальники»

4) «присяжные заседатели»

75. С историей общественного движения второй половины XIX в. связано понятие

1) «Третьеиюньский переворот»

2) «Великий перелом»

3) «Кровавое воскресенье»

4) «хождение в народ»

76. Народовольцы, организовавшие в 1881 г. убийство императора Александра II, стали называться

1) «нечаевцами»

2) «первомартовцами»

3) «ишутинцами»

4) «петрашевцами»

77. Крестьяне, в XIX в. нанимавшиеся на работу к своим более зажиточным сельчанам и к помещикам, назывались

1) кулаки

2) обязанные крестьяне

3) батраки

4) приписные крестьяне

78. Какое из перечисленных понятий связано с проводимыми в конце XIX в. реформами С. Ю. Витте?

1) «казённая винная монополия»

2) «временнобязанные крестьяне»

3) «ассигнации»

4) «подушная подать»

79. «Индустриальный скачок (рывок)» — это понятие, отражающее экономическую ситуацию

1) первой четверти XIX в.

2) второй четверти XIX в.

3) третьей четверти XIX в.

4) последней четверти XIX в.

80. Условиям Парижского мирного договора 1856 г. соответствует термин

1) «легитимизм»

2) «нейтрализация»

3) «реституция»

4) «репарация»

81. Появление какого из перечисленных понятий связано с внешней политикой России второй половины XIX в.?

1) «Союз трёх императоров»

2) «Континентальная блокада»

3) «Венская система»

4) «Священный союз»

82. Какое название получил кружок русских композиторов, образовавшийся в конце 1850-х - начале 1860-х гг.?

1) Мир искусства

2) Арзамас

3) Могучая кучка

4) Зелёная лампа

83. Появление какого понятия, связанного с историей культуры России, относится ко второй половине XIX в.?

1) «романтизм»

2) «передвижники»

3) «имажинисты»

4) «сентиментализм»

84. Какое из перечисленных понятий соответствует архитектурному стилю, популярному в России второй половины XIX в.?

1) «барокко»

2) «конструктивизм»

3) «рококо»

4) «русско-византийский»


Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

85. Что из названного относилось к условиям Парижского мира 1856 г.?

1) предоставление Болгарии независимости

2) передача Крыма Турции

3) передача черноморских проливов под контроль России

4) запрет России иметь военный флот в Чёрном море

86. Что было одной из характерных черт внутренней политики в начале царствования Александра II?

1) предоставление дворянству новых привилегий

2) ужесточение преследования либералов

3) смягчение цензуры

4) отказ от преобразований из-за страха перед революционным движением

87. Что было одной из характерных черт подготовки Крестьянской реформы 1861 г.?

1) подготовка велась исключительно в бюрократической среде

2) в подготовке реформы большую роль сыграла деятельность губернских дворянских комитетов

3) в обсуждении проектов реформ широкое участие принимали крестьяне

4) весь процесс подготовки реформы от начала до конца проходил в обстановке секретности

88. Что было одной из характерных черт Крестьянской реформы 1861 г.?

1) временнообязанное положение освободившихся крестьян

2) закрепление за крестьянами тех наделов, которыми они владели до реформы

3) безземельное освобождение крестьян

4) сохранение за помещиками прав вотчинного суда и вотчинной полиции

89. Что было одним из принципов земской реформы 1864 г.?

1) равные и прямые выборы гласных земств

2) участие всех основных сословий в работе земств

3) предоставление земствам права поднимать политические вопросы

4) преобладание представителей крестьян в земствах

90. Судебными уставами 1864 г. в России устанавливался

1) сословный суд

2) судебный процесс исключительно в письменной форме

3) суд, закрытый для публики и прессы

4) состязательный судебный процесс

91. Понятия «мировой суд», «присяжные заседатели», «присяжные поверенные» появились в России благодаря преобразованиям, проводившимся в царствование

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

92. Переход от рекрутчины к всесословной воинской повинности характеризует военные реформы

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

93. Что характеризует «диктатуру сердца» М. Т. Лорис-Меликова?

1) попытки заключить соглашение с «Народной волей»

2) жёсткое преследование как революционеров, так и либералов

3) отказ от каких-либо преобразований ради сохранения порядка и спокойствия в стране

4) шаги навстречу либералам при бескомпромиссной борьбе с революционерами

94. Что было одной из характерных черт внутренней политики Александра III?

1) смягчение цензуры и контроля над университетами

2) расширение прав местного самоуправления

3) бескомпромиссная борьба с революционным террором

4) демократизация судебной системы

95. Усиление контроля над земствами, городами и крестьянским самоуправлением, ликвидация мирового суда и автономии университетов — все эти меры относятся к царствованию

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

96. Критика реформ Александра II с консервативных позиций характеризует взгляды

1) Д. А. Милютина

2) М. Т. Лорис-Меликова

3) А. М. Унковского

4) К. П. Победоносцева

97. Одним из основных требований русских либералов в 1870-х гг. было требование

1) отмены крепостного права

2) участия народных представителей в принятии государственных решений

3) социализации земли, введение запрета на её куплю- продажу

4) ликвидации крестьянской общины

98. Какое положение соответствует программе существовавшей в 1861-1864 гг. «Земли и воли»?

1) ликвидация крестьянской общины

2) защита частной собственности на землю

3) возвращение крестьянам отрезков

4) сохранение сословной организации общества

99. Какое положение отличало программу «Народной воли» от программы «Чёрного передела»?

1) главный революционный класс в России — промышленные рабочие

2) сохранение православия как государственной религии

3) сохранение частной собственности на землю

4) большая роль террора как метода революционной борьбы

100. Признание необходимости буржуазно-демократической революции в России и пролетариата как главного революционного класса в революции социалистической соответствует взглядам

1) М. А. Бакунина

2) П. Л. Лаврова

3) Н. Г. Чернышевского

4) Г. В. Плеханова

101. Что было одним из основных препятствий для развития капиталистических отношений в русской деревне второй половины XIX в.?

1) проведение переселенческой политики

2) распространение батрачества

3) социальное расслоение крестьянства

4) сохранение крестьянской общины

102. Что было одной из проблем в развитии тяжёлой промышленности в России в 1870-х гг.?

1) недостаток местных капиталов

2) нехватка рабочей силы

3) ограниченность природных ресурсов

4) отсутствие казённых заказов

103. Что из названного характеризует социально-экономическую ситуацию в России 1880-х гг.?

1) нарастающий аграрный кризис

2) численное преобладание городского населения над сельским

3) высокий уровень жизни большинства населения

4) процветание помещичьих хозяйств

104. Что из названного характеризует экономическую ситуацию в России конца XIX в.?

1) высокие темпы промышленного развития

2) низкие темпы развития железнодорожного транспорта

3) высокий уровень потребления, широкий внутренний рынок

4) высокие темпы развития сельского хозяйства

105. Какую задачу внешней политики считало важнейшей правительство Александра II в 1860-х — начале 1870-х гг.?

1) поддержку существования Священного союза

2) борьбу с революционным движением в Европе

3) ликвидацию условий Парижского мира о нейтрализации Чёрного моря

4) экономическое подчинение Северного Китая

106. Что из названного соответствует политике российского правительства по отношению к присоединённым среднеазиатским территориям?

1) ликвидация рабства

2) насильственное обращение присоединённых народов в православие

3) лишение местной знати всех её прав и привилегий

4) установление в присоединённых территориях конституционного правления

107. Что было одной из характерных черт развития русской культуры во второй половине XIX в.?

1) полное отсутствие цензуры и контроля со стороны власти

2) постройка архитектурных комплексов в стиле барокко

3) отсутствие контактов между представителями русской и западной культур

4) распространение стиля реализма в литературе и искусстве


Знание причин и следствий

108. Что было одной из причин перехода правительства Александра II к либеральным реформам в конце 1850-х гг.?

1) революционные выступления народников

2) поражение России в русско-японской войне

3) массовые забастовки промышленных рабочих

4) поражение России в Крымской войне

109. Что стало одним из результатов Крестьянской реформы 1861 г.?

1) разделение крестьян на государственных и частновладельческих

2) освобождение крепостных крестьян без земли

3) развитие системы крестьянского самоуправления

4) перевод крестьян на «месячину»

110. Что было одной из целей земской реформы Александра II?

1) подготовка созыва народного представительства для решения основных политических вопросов

2) стремление правительства передать решение мелких хозяйственных вопросов на места

3) установление равенства всех сословий перед законом

4) разработка земскими органами проектов освобождения крестьян

111. Что было одним из последствий судебной реформы 1864 г.?

1) создание в России суда присяжных заседателей

2) ликвидация мирового суда

3) ликвидация Сената

4) создание отдельных судов для дворян и купцов

112. Что было одним из последствий убийства императора Александра II?

1) переход России к конституционному правлению

2) установление в России республики

3) династический кризис в России, спор о престолонаследии

4) ужесточение внутриполитического курса

113. Одной из причин изменения системы земского самоуправления при Александре III в 1890 г. было желание правительства

1) расширить права местного самоуправления

2) распространить земскую систему на все губернии Российской империи

3) укрепить позиции дворянства в системе местного самоуправления

4) расширить права крестьянского самоуправления

114. Одним из последствий теоретических трудов А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского стало формирование идеологии

1) западничества

2) народничества

3) славянофильства

4) социал-демократии

115. Что было одним из последствий провала «хождения в народ»?

1) разгром организации «Народная воля»

2) раскол либералов на западников и славянофилов

3) отказ большинства народников от идеи социалистической революции

4) разочарование многих революционеров в перспективах пропаганды в деревне

116. Основной причиной раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел» стали разногласия по вопросу

1) революционного или либерального пути достижения поставленных целей

2) выбора методов революционной борьбы

3) отмены частной собственности на землю

4) будущего государственного устройства России

117. Что было одной из причин медленного развития капиталистических отношений в России 18601890-х гг.?

1) недостаток природных ресурсов

2) недостаток местных капиталов

3) сохранение крепостного права

4) незначительная роль государства в экономике

118. Что было одной из причин аграрного кризиса в России второй половины XIX в.?

1) массовый выход крестьян из общины с наделами

2) малые размеры наделов, полученные крестьянами в результате реформы 1861 г.

3) национализация всех помещичьих земель

4) отсутствие спроса на зерно за границей

119. Отказ России от условий Парижского мирного договора о нейтрализации Чёрного моря стал возможен благодаря результатам

1) франко-прусской войны 1870-1871 гг.

2) русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

3) англо-бурской войны 1899-1902 гг.

4) Первой мировой войны 1914-1918 гг.

120. Что стало одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях

2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе

3) поддержка Россией греческого восстания

4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Чёрного моря

121. Что было одним из последствий русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

1) переход проливов Босфор и Дарданеллы под контроль России

2) запрет России держать флот в Чёрном море

3) освобождение балканских народов от турецкого ига

4) потеря Россией Южной Бессарабии

122. Конфликт между выпускниками и руководством Академии художеств в 1863 г. привёл к выходу ряда художников из Академии и образованию ими в 1871 г. объединения под названием

1) «Могучая кучка»

2) «Мир искусства»

3) «Товарищество передвижных выставок»

4) «Левый фронт»


Поиск информации в источнике

123. Прочтите отрывок из воспоминаний П. П. Семёнова-Тян-Шанского и укажите, к какому времени он относится.

«Дворянство было в это время сильно возбуждено, и большинство его не только не сочувствовало поднятому... некоторыми передовыми дворянами вопросу об освобождении крестьян, но даже прямо относилось к этому делу враждебно, а на стороне освобождения было сначала только небольшое число наиболее просвещённых дворян-помещиков. Но по мере выяснения вопроса число это постепенно возрастало, так как дворянство с каждым днём всё более и более сознавало, что после инициативы, принятой на себя Нижегородским и Московским дворянствами, и после рескриптов государя... дело освобождения крестьян в глазах их самих, а тем более крестьян и всей России было уже решено бесповоротно. Оставалось только определить условия освобождения крестьян с наименьшими потерями для помещиков».

1) 1810-1820-е гг.

2) 1830-1840-е гг.

3) 1850-1860-е гг.

4) 1870-1880-е гг.

124. Прочтите отрывок из документа и укажите название крестьян, о которых идёт речь.

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».

1) приписные

2) временнообязанные

3) посессионные

4) вольные хлебопашцы

125. Прочтите отрывок из законодательного акта и укажите дату его принятия.

«Ст. 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам, образуются земские учреждения.

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений:

1) Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

2) Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и путей сообщения.

3) Меры обеспечения народного продовольствия.

4) Заведывание земскими благотворительными заведениями; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

7) Участие в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах».

1) 1856 г.

2) 1864 г.

3) 1874 г.

4) 1889 г.

126. Прочтите отрывок из прокламации «Земли и воли» (1878 г.) и укажите имя девушки, о которой идёт речь.

«24 января, во вторник, утром было произведено покушение на жизнь петербургского градоначальника Трепова. При подаче прошений молодая девушка, бывшая в числе просительниц, почти в упор выстрелила из шестиствольного револьвера в градоначальника и нанесла ему тяжёлую рану в бок. Совершившая покушение, не стараясь скрыться, после выстрела отошла в сторону в ожидании своей.

Она заявила, что взять в руки оружие, чтобы казнить смертию полновластного разбойника, её заставила зверская расправа Трепова в доме предварительного заключения с пленным социалистом Боголюбовым...»

1) С. В. Ковалевская

2) С. Л. Перовская

3) В. Н. Фигнер

4) В. И. Засулич

127. Прочтите отрывок из воспоминаний В. Н. Фигнер и укажите, о каком разделе идёт речь.

«Тут на первых же порах Квятковский, Морозов и Михайлов стали жаловаться на сторонников деятельности в деревне, что они тормозят работу по террору. Ещё и ещё говорили они на ту же тему, и возражений теперь не было: главные оппоненты — Плеханов, Попов, Стефанович — отсутствовали; Перовская и я, которые в Воронеже колебались, стараясь сохранить единство организации, перестали сопротивляться, когда дело коснулось практики и петербургские товарищи открыли нам, что все средства для покушений приготовлены и остаётся только осуществлять замысел, вместо того чтобы стоять на мёртвой точке... Вопрос о судьбе [организации], о разделе был поставлен наконец ребром и решён утвердительно... »

1) декабристов на Северное и Южное общества

2) либералов на западников и славянофилов

3) «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел»

4) РСДРП на большевиков и меньшевиков

128. Прочтите отрывок из работы историка В. Г. Чернухи и укажите, о каком из названных периодов идёт речь.

«Вся Россия находилась в состоянии недовольства и ожидания. Расходы на войну привели к дефицитному бюджету, лишавшему правительство свободы финансового маневра. Война и не развивавшаяся далее аграрная реформа ухудшили положение в деревне. Нищее российское крестьянство, не видевшее в массе возможности своими силами решить проблему малоземелья, начинает питать иллюзии относительно расширения своего надела за счёт господского. Так возникают слухи о “чёрном переделе” — даровом получении земли, грозящие опасностью массового взрыва. Народовольцы, не имея нормальных политических средств борьбы, отчаявшись, переходят к террористическим действиям».

1) конец 1850-х — начало 1860-х гг.

2) конец 1870-х — начало 1880-х гг.

3) конец 1880-х — начало 1890-х гг.

4) конец 1890-х — начало 1900-х гг.

129. Прочтите отрывок из договора и укажите российского императора, от имени которого он был заключён

«Ст. 1. Его величество император всероссийский Сим обязуется уступить Соединённым Штатам... всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова.

Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединённые Штаты обязываются заплатить... дипломатическому представителю или иному е. в. имп. всероссийским надлежаще уполномоченному лицу, семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою... »

1) Александр I

2) Николай I

3) Александр II

4) Александр III

130. Прочтите отрывок из статьи историка В. Г. Чернухи и укажите годы войны, о которой в нём говорится.

«В район военных действий отправились многие члены императорской фамилии, во главе с царём и цесаревичем. Александр Александрович провёл на фронте всю кампанию, почти год, возглавляя так называемый Рущукский отряд (один из трёх, составлявших Дунайскую армию). Отряд наследника находился на относительно спокойном участке фронта (по сравнению с Шипкой и Плевной, где решалась судьба войны), но и здесь был весь набор боевых действий: атаки и отступления, рекогносцировки и контратаки. Считается, что Рущукский отряд выполнил свою боевую задачу успешно, не дав турецким войскам прорвать фронт и выйти к переправам».

1) 1828-1829 гг.

2) 1853-1856 гг.

3) 1877-1878 гг.

4) 1904-1905 гг.

131. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите, к какому дню относятся эти воспоминания.

«В воскресенье... мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться... кататься на коньках...

Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.

— Это бомба! — сказал мой брат Георгий.

В тот же момент ещё более сильный взрыв потряс стёкла окон в нашей комнате. Мы кинулись на улицу, но были остановлены воспитателем. Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.

— Государь убит! — крикнул он.

Мы все бросились к выходу в карету, стоявшую у подъезда, и помчались в Зимний дворец.

Мы вошли через один из боковых входов. Вопросы были излишни: большие пятна чёрной крови указывали нам путь по мраморным ступеням и потом вдоль по коридору в кабинет Государя.

Император... лежал на диване у стола. Он был в бессознательном состоянии. Три доктора были около него, но было очевидно, что Государя нельзя было спасти...»

1) 14 декабря 1825 г.

2) 19 февраля 1861 г.

3) 1 марта 1881 г.

4) 20 октября 1894 г.

132. Прочтите отрывок из работы общественного деятеля и укажите, чьи взгляды в нём представлены.

«На социалистической интеллигенции лежит обязанность организации рабочих и посильной подготовки их к борьбе как с современной правительственной системой, так и с будущими буржуазными партиями. Она должна немедленно взяться за организацию рабочих наших промышленных центров, — как передовых представителей всего трудящегося населения России, — в связанные между собою тайные кружки с определённой социально-политической программой, соответствующей современным нуждам всего русского производительного класса и основным задачам социализма.

Группа “Освобождение труда” убеждена, что не только успех, но и самая возможность такого осмысленного движения русского рабочего класса в огромной степени зависит от указанной выше работы интеллигенции в его среде».

1) марксистов

2) народников

3) декабристов

4) славянофилов

133. Прочтите отрывок из работы историка С. Г. Пушкарёва и укажите название творческого объединения, о котором идёт речь.

«Страстная оппозиция классическому, академическому стилю оперного искусства исходила от [этого объединения]. Пианист М. А. Балакирев стал вдохновителем и вождём этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с “народниками” в литературе и “передвижниками” в живописи. В [объединение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М. П. Мусоргский, учёный-химик А. П. Бородин и морской офицер Н. А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающимися композиторами. Они стремились к реализму и народности в музыке».

1) «Могучая кучка»

2) «Товарищество передвижных выставок»

3) «Арзамас»

4) «Мир искусства»

Часть 2 (В)

Задания этой части требуют ответа в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записываемых в таблице или в строке ответа. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

Установление хронологической последовательности

1. Расположите следующие реформы, преобразования второй половины XIX в. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены реформы, преобразования, в правильной последовательности в таблицу.

1) введение всесословной воинской повинности

2) учреждение земств

3) отмена крепостного права

4) создание Дворянского земельного банка

5) ликвидация III отделения Императорской канцелярии







2. Расположите следующие события второй половины XIX в. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены реформы, преобразования, в правильной последовательности в таблицу.

1) создание суда присяжных заседателей

2) окончание Крымской войны

3) принятие закона о земских начальниках

4) убийство Александра II народовольцами

5) создание Верховной распорядительной комиссии







3. Расположите следующие события второй половины XIX — начала XX в. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) земская контрреформа

2) принятие Положения о чрезвычайной и усиленной охране

3) Первая российская революция

4) восшествие на престол Александра III

5) «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова







4. Расположите следующие понятия в хронологической последовательности их появления в России. Запишите цифры, которыми обозначены понятия, в правильной последовательности в таблицу.

1) Государственный совет

2) Редакционные комиссии

3) Верховная распорядительная комиссия

4) земские начальники

5) Мировой суд







5. Расположите фамилии следующих общественных деятелей России в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.

1) Н. Г. Чернышевский

2) П. И. Пестель

3) В. И. Ленин

4) А. Н. Радищев

5) А. С. Хомяков







6. Расположите события в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) взрыв в Зимнем дворце

2) покушение Д. В. Каракозова на Александра II

3) создание организации «Народная воля»

4) выстрел В. И. Засулич в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова

5) разгром общества петрашевцев







7. Расположите общественные и политические организации в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены организации, в правильной последовательности в таблицу.

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) общество петрашевцев

3) «Народная воля»

4) «Земля и воля»

5) Союз благоденствия







8. Расположите следующие события и явления экономики России XIX - начала XX в. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события и явления, в правильной последовательности в таблицу.

1) появление первых торгово-промышленных монополий

2) строительство Царскосельской железной дороги

3) создание Южного промышленного района

4) столыпинская аграрная реформа

5) разработка М.М. Сперанским «Плана финансов»







9. Расположите следующие внешнеполитические события второй половины XIX в. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Берлинский конгресс

2) заключение Парижского мира

3) заключение Сан-Стефанского договора

4) заключение русско-французского союза

5) создание Союза трёх императоров







10. Расположите фамилии российских писателей и поэтов XVIII-XX вв. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.

1) Ф. М. Достоевский

2) Н. М. Карамзин

3) А. А. Блок

4) Н. В. Гоголь

5) А. П. Сумароков







11. Расположите фамилии российских землепроходцев и путешественников XVII-XX вв. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.

1) Ф. Ф. Беллинсгаузен

2) В. Беринг

3) Н. Н. Миклухо-Маклай

4) Г. Я. Седов

5) Е. П. Хабров







Группировка фактов

12. Какие три из перечисленных положений относятся к Великим реформам 1860-1870-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) отмена рекрутского набора в армию

2) ограничение барщины тремя днями в неделю

3) создание губернских и уездных земских учреждений

4) запрещение продавать крестьян без земли

5) введение института присяжных заседателей

6) освобождение дворян от военной службы





13. Какие три из перечисленных государственных деятелей занимали важные государственные посты в царствование Александра II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Д. А. Милютин

2) П. Д. Киселёв

3) С. Ю. Витте

4) А. М. Горчаков

5) А. Х. Бенкендорф

6) М. Т. Лорис-Меликов





14. Какие три из перечисленных положений соответствуют содержанию Положений 19 февраля 1861 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) освобождение всех крестьян без земли

2) создание системы крестьянского самоуправления

3) составление помещиками и крестьянами уставных грамот

4) ликвидация барщины

5) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки

6) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков





15. Какие три из перечисленных положений соответствуют содержанию земской реформы 1864 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) создание общеимперского земского собрания

2) выборы представителей земств в Государственный совет

3) равные и прямые выборы гласных земских собраний

4) создание исполнительных органов — земских управ

5) ограничение компетенции земств исключительно местными хозяйственными вопросами

6) формирование трёх избирательных курий — землевладельцев, горожан и крестьян





16. Какие три из перечисленных положений соответствуют содержанию судебной реформы 1864 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) создание мирового суда

2) состязательный характер судопроизводства

3) создание специальных сословных судов для дворян и горожан

4) выборность всех судей

5) разбирательство дел с участием суда присяжных заседателей

6) закрытость всех судебных заседаний для публики и прессы





17. Какие три из перечисленных положений относятся к характерным чертам внутренней политики Александра III? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) бескомпромиссная борьба с революционным движением

2) утверждение принципа бессословности в системе самоуправления и в сфере образования

3) налаживание диалога власти с либералами

4) ограничительные меры против периодической печати

5) стремление освободить крестьянина из-под власти общины

6) русификаторская политика в отношении национальных окраин





18. Какие три из перечисленных положений относятся к внутренней политике Александра III? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) увеличение представительства дворянства в земствах

2) предоставление автономии Польше

3) ликвидация мирового суда

4) создание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков

5) предоставление автономии университетам

6) разработка по поручению императора конституционных проектов





19. Какие три из перечисленных положений соответствуют идеологии народничества? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Россия может перейти к социализму, минуя капитализм

2) «православие», «самодержавие» и «народность» — три столпа, на которых держится Россия

3) только после превращения России в индустриальную страну в ней будет возможна социалистическая революция

4) крестьянская община — ячейка социализма в России

5) после революции в России должна быть установлена диктатура пролетариата

6) крестьяне — главный революционный класс





20. Какие три из перечисленных общественных деятелей принадлежали к народническому направлению? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) К. П. Победоносцев

2) П. Л. Лавров

3) М. А. Бакунин

4) М. Н. Катков

5) К. Д. Кавелин

6) П. Н. Ткачёв





21. Какие три из перечисленных черты характеризуют состояние российской экономики 1880-1890-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) преобладающая доля промышленности в экономике

2) большая роль крепостного труда

3) быстрые темпы прироста промышленной продукции

4) значимая роль кустарной промышленности

5) низкие темпы железнодорожного строительства

6) нарастающий аграрный кризис





22. Какие три из перечисленных положений были связаны с понятием «крестьянская община» в России 1880-1890-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) поставка рекрутов в армию

2) совместная отработка барщины помещику

3) частная собственность крестьянских семей на земельные наделы

4) выборность руководства сельской общины

5) регулярные переделы земли

6) помощь общины обедневшим крестьянам





23. Какие три из перечисленных сражения, военных операции относятся к русско-турецкой войне 18771878 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) штурм Перекопа

2) Синопский бой

3) осада Плевны

4) взятие Карса

5) оборона Шипки

6) взятие Измаила





24. Какие три из перечисленных положения отражают содержание Сан-Стефанского мирного договора 1878 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) получение Болгарией статуса автономного княжества

2) предоставление Турцией независимости Сербии, Черногории и Румынии

3) нейтрализация Чёрного моря

4) предоставление Турцией независимости Греции

5) возвращение России Южной Бессарабии

6) установление контроля России над черноморскими проливами





25. Какие три из перечисленных договора, трактата, союза относятся к внешней политике России второй половины XIX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Берлинский трактат

2) русско-французский оборонительный союз

3) заключительный акт Венского конгресса

4) Тильзитский мир

5) Бухарестский мир

6) «Союз трёх императоров»





26. Какие три из перечисленных понятий относятся к русской культуре второй половины XIX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) русско-византийский стиль

2) «Могучая кучка»

3) сентиментализм

4) передвижники

5) «Левый фронт»

6) барокко





27. Творчество каких трёх из перечисленных художников относится ко второй половине XIX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) И. С. Глазунов

2) В. И. Суриков

3) И. И. Левитан

4) К. П. Брюллов

5) А. А. Дейнека

6) А. К. Саврасов





Поиск информации в источнике

28. Прочтите отрывок из очерка историка Л. Г. Захаровой и напишите имя императора, о котором идёт речь.

«[Император] встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший “уроки” Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы».

Ответ: ________________­___________________________.

29. Прочтите отрывок из дневника П. А. Валуева и напишите имя императора, к правлению которого относится данная запись.

«28 января. Сегодня в 12 часов государь император открыл заседание Государственного совета по крестьянскому делу краткою речью, в которой напомнил о пред- шедших фазисах этого дела и повторил требование, чтобы оно было рассмотрено без замедления и рассмотрение кончено к 15-му февраля. В прениях принимали участие почти все языком владеющие члены. Сильно восставал против нарушения прав собственности дворянства министр иностранных дел кн. Горчаков. Главным оратором большинства Комитета был гр. Панин, который говорил беспрерывно, отвечая каждому, кто изъяснялся с противной стороны. Ген. Аннеиков с обычным бледным словоизобилием рассказывал длинную историю о каком-то саратовском помещике из севастопольских героев, которому надлежит выдать дочь в замужество и которого разорит проект Редакционных комиссий». Ответ:------------------------------------

30. Прочтите отрывок из дневника государственного деятеля и напишите его фамилию.

«1 января 1874 г. Его Величество поздоровался со мною так же, как обыкновенно в Новый год: обнял меня, пожелал счастливого года. а затем объявил, что подписал и пометил нынешним числом манифест о новом законе воинской повинности.

Новый закон о воинской повинности — дело великое, мало уступающее другим главнейшим реформам настоящего царствования. Оно велось три года под непосредственным моим руководством...»

Ответ: ________________­___________________________.

31. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Ф. Ковалика и напишите название описанного в нём явления общественной жизни 1870-х гг.

«Весною 1874 года молодёжь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддёвку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр. ...

Таким образом, летом 1874 года революционеры рассыпались по всему обширному пространству Европейской России. Работа в народе, как и самое начало движения, оставалась неизвестной обществу до времени крупных арестов».

Ответ: ________________­___________________________.

32. Прочтите отрывок из воспоминаний князя В. П. Мещерского и напишите название революционной организации, о последствиях деятельности которой идёт речь.

«Разумеется, взрыв динамита в Зимнем дворце сопровождался взрывом негодования и ужаса не только в Петербурге, но во всей России. Все поняли, что даже жилище царя, подобно улице, подобно полотну железной дороги, подвержено неумению охранять от горсти преступников правительственными слугами...

Увы, вправе был это понять прежде всего государь...

Только несколько месяцев назад вступили в свои диктаторские права новые генерал-губернаторы, и, между прочим, генерал-губернатор в Петербурге, и в результате три покушения на железной дороге и одно в Зимнем дворце, в течение 4 месяцев. Вопрос: что делать? — был у всех на уме и на устах. Он явился и у государя... »

Ответ: ________________­___________________________.

33. Прочтите отрывок из воспоминаний Н. П. Карабчевского и напишите имя императора, о конце царствования которого идёт речь.

«Царствование. с первых же шагов было сплошною его травлею из-за угла, и нечему дивиться, что под конец его царствования это уже был травленный заяц, а вовсе не самодержавный монарх, не знавший где и как искать опоры.

И самоё убийство его Перовской и К накануне, какой ни на есть, “конституции”, могущей открыть брешь к правильному политическому развитию России, не было ли всё тем же характерным девизом нашей недисциплинированной интеллигенции: “всё или ничего!”»

Ответ: ________________­___________________________.

34. Прочтите отрывок из статьи историка В. Г. Чернухи и напишите имя императора, об обстоятельствах воцарения которого идёт речь.

«Первые месяцы правления для нового царя были временем, когда ему приходилось заниматься невероятным количеством текущих дел, отодвигавших крупные мероприятия на второй план. Ему нужно было пережить ритуал похорон отца, процедуру вступления на престол, обеспечить интенсивные поиски революционеров и скорую расправу с участниками покушения. К цареубийцам он был безжалостен».

Ответ: ________________­___________________________.

35. Прочтите отрывок из очерка историка В. А. Твардовской и напишите распространённое название политики (внутриполитического курса), в нём описанного.

«Уже в самом начале царствования Александра III можно говорить о существовании у него общего плана. преобразований, призванных устранить противоречия, внесённые в самодержавную монархию учреждениями и установлениями 60-х годов. Контуры этого плана вырисовываются ещё в дебатах вокруг “конституции Лорис-Меликова”, когда и консерваторы, и сам царь отмечали пагубное влияние на русскую жизнь нововведений Александра II. “Сверхзадачей” императора, если так можно выразиться, его стратегической целью в будущем становилась ликвидация всех общественных завоеваний, достигнутых в прошлое царствование (земская, судебная и университетская реформы)».

Ответ: ________________­___________________________.

36. Прочтите отрывок из воспоминаний С. Ю. Витте и напишите имя императора, о котором идёт речь.

«Если император. и настоял на этой мысли — на учреждении института земских начальников, то именно потому, что он был соблазнён мыслью, что Россия будет разбита на земские участки, что в каждом участке будет почтенный дворянин, который пользуется в данной местности общим уважением, что этот почтенный дворянин-помещик будет опекать крестьян, судить их и рядить. Если бы эта мысль, эта идиллия вполне и осуществилась, то и тогда этот институт не мог бы держаться, ибо он основывается на первичной погрешности, которая заключается в том, что в культурном государстве невозможно, именно невозможно смешивать власть административную с властью судебной».

Ответ: ________________­___________________________.

37. Прочтите отрывок из стихотворного обращения поэта Ф. И. Тютчева к министру иностранных дел А. М. Горчакову (1870) и напишите название моря, в нём упоминаемого.

«Да, Вы сдержали ваше слово:

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной».

Ответ: ________________­___________________________.

38. Прочтите отрывок из работы историка С. Г. Пушкарёва и напишите фамилию деятеля культуры России XIX в., о котором идёт речь.

«[Он], представитель дворянской интеллигенции, сначала получил известность как редактор оппозиционного журнала “Современник”. Он утверждал, что “поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”, и разделял распространённое тогда мнение, что искусство существует только ради общества. Как поэт русского крестьянства, он скорбел о его тяжёлой доле и о его долготерпении. Автор поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, он посвятил свою музу народу и получил не имеющую себе равных популярность среди интеллигенции».

Ответ: ________________­___________________________.


Систематизация фактов, понятий

39. Установите соответствие между государственными деятелями XIX в. и постами, которые они занимали: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

А) Д. А. Милютин

Б) К. П. Победоносцев

В) М. Т. Лорис-Меликов

Г) Н. Х. Бунге

ПОСТЫ

1) глава Верховной распорядительной комиссии в 1880 г., министр внутренних дел в 1880-1881 гг.

2) военный министр в 18611881 гг.

3) министр финансов в 1881 -1886 гг.

4) министр народного просвещения в 1866-1880 гг.

5) обер-прокурор Синода в 1880-1905 гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






40. Установите соответствие между реформами второй половины XIX в. и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

РЕФОРМЫ

А) создание земских учреждений

Б) отмена крепостного права

В) переход к обязательному выкупу

Г) отмена рекрутской повинности, переход к всесословной воинской повинности

ДАТЫ

1) 1861 г.

2) 1864 г.

3) 1874 г.

4) 1883 г.

5) 1889 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






41. Установите соответствие между событиями второй половины XIX в. и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) принятие закона о земских начальниках

Б) создание суда присяжных заседателей

В) Берлинский конгресс

Г) воцарение Александра III

ДАТЫ

1) 1856 г.

2) 1864 г.

3) 1878 г.

4) 1881 г.

5) 1889 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






42. Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей XIX в. и их деятельностью, событиями, с ними связанными: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

А) Н. Г. Чернышевский

Б) В. И. Засулич

В) Г. В. Плеханов

Г) С. Л. Перовская

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОБЫТИЯ

1) написание романа «Что делать?»

2) создание организации «На родная расправа», убийство студента Иванова

3) руководство группой народовольцев в день убийства Александра II

4) создание группы «Освобождение труда», пропаганда марксизма в России

5) выстрел в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






43. Установите соответствие между событиями внешней политики России второй половины XIX в. и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) циркуляр А. М. Горчакова об отказе России от условия нейтрализации Чёрного моря

Б) Берлинский конгресс

В) заключение русско-французского оборонительного союза

Г) заключение Парижского мира

ДАТЫ

1) 1856 г.

2) 1870 г.

3) 1878 г.

4) 1885 г.

5) 1891-1893 гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






44. Установите соответствие между деятелями культуры второй половины XIX в. и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

A) В. О. Шервуд

Б) В. М. Васнецов

B) А. М. Опекушин

Г) П. И. Чайковский


ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) памятник А.С. Пушкину

2) балет «Лебединое озеро»

3) здание Исторического музея в Москве

4) картина «Три богатыря»

5) роман «Отцы и дети»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






45. Установите соответствие между деятелями культуры и науки России XIX в. и сферами их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

А) В. О. Ключевский

Б) М. П. Мусоргский

В) Д. И. Менделеев

Г) И. Е. Репин

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) архитектура

2) история

3) музыка

4) живопись

5) химия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






Систематизация исторической информации1

46. Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением одного, относятся к преобразованиям Александра II.

Негласный комитет, земства, присяжные, мировой суд, уставные грамоты.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Ответ: ________________­______________­_______________.

47. Ниже приведён ряд фамилий общественных деятелей XIX в. Все они, за исключением одного, были народниками.

П. Н. Ткачёв, С. С. Уваров, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, В. И. Засулич.

Найдите и напишите фамилию (без инициалов) общественного деятеля, не принадлежавшего к народническому движению.

Ответ: ________________­______________­_______________.

48. Ниже приведен перечень военных сражений. Все они, за исключением одного, относятся к XIX в.

Бородинский бой, Синопский бой, оборона Шипки, оборона Севастополя, Цусимский бой.

Найдите и запишите название сражения, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ________________­______________­_______________.

49. Ниже приведен ряд фамилий деятелей культуры XIX в. Все они, за исключением одного, были архитекторами.

К. А. Тон, В. О. Шервуд, А. Н. Воронихин, О. И. Бове, И. И. Шишкин.

Найдите и напишите фамилию (без инициалов) деятеля культуры, который не был архитектором.

Ответ: ________________­______________­_______________.


Знание основных фактов, процессов, явлений1

50. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

Созданные в результате реформ Александра II в уездах и губерниях органы всесословного местного самоуправления назывались ___________________.

Ответ: ________________­______________­_______________.

51. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами, по условиям Крестьянской реформы 1861 г., в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, назывались _________________________.

Ответ: ________________­______________­_______________.

52. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

Русские художники, во главе с И. Н. Крамским поднявшие в 1863 г. бунт против руководства Академии художеств, выступавшие за большее отражение в искусстве общественных реалий, большее внимание к историческим сюжетам российской истории, отказ от приукрашения исторической и современной действительности, получили позже название ______________.

Ответ: ________________­______________­_______________.


Анализ исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)1

53. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Правитель

Война

Событие

Александр II

русско-турецкая 1877-1878 гг.

___________________ (А)

___________________(Б)

русско-турецкая война 1787-1791 гг.

___________________ (В)

Николай I

___________________ (Г)

___________________ (Д)

Александр I

___________________ (Е)

Бородинский бой


1) Отечественная война 1812 г.

2) осада Плевны

3) взятие Измаила

4) Екатерина II

5) Александр III

6) Смоленское сражение

7) Крымская война

8) русско-японская

9) Синопский бой

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








54. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Общественный деятель

Направление

Период активной деятельности

В. И. Ленин

___________________ (А)

_____________ (Б)

___________________ (В)

декабрист

______________(Г)

Б. Н. Чичерин

___________________ (Д)

1850-1880-е гг.

___________________ (Е)

славянофил

1830-1850-е гг.


1) А. С. Хомяков

2) социал-демократ

3) народник

4) 1820-е гг.

5) западник

6) П. И. Пестель

7) А. И. Герцен

8) 1890-1920-е гг.

9) К. П. Победоносцев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








55. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Императоры

Годы царствования

События

Александр I

___________________ (А)

___________________ (Б)

___________________ (В)

1825-1855 гг.

___________________ (Г)

Александр II

___________________ (Д)

отмена крепостного права

___________________ (Е)

1894-1917 гг.

учреждение Государственной думы


1) Николай I

2) Александр III

3) Николай II

4) 1796-1801 гг.

5) 1801-1825 гг.

6) 1855-1881 гг.

7) аграрная реформа П. А. Столыпина

8) создание первых министерств

9) денежная реформа Е. Ф. Канкрина

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








56. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


События

Год

Участники

Убийство императора Александра II

_______(А)

___________________ (Б)

___________________ (В)

1825 г.

___________________ (Г)

Основание в Лондоне Вольной русской типографии

1853 г.

___________________ (Д)

___________________ (Е)

1883 г.

Г. В. Плеханов


1) создание первой марксистской организации — группы «Освобождение труда»

2) выступление декабристов на Сенатской площади

3) разгром общества петрашевцев

4) 1849 г.

5) 1866 г.

6) 1881 г.

7) С. Л. Перовская

8) А. И. Герцен

9) П. Г. Каховский

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








1 Различное содержание в разных вариантах.


Часть 3 (С)

Текст

Из статьи историка В. Г. Чернухи.

«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии... Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».

1. С1. Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования.

2. С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике.

3. С3. Как автор оценивает политику данного императора? Какие положения из текста об этом свидетельствуют?


Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для анализа исторической ситуации1

4. С4. 1880-1881 гг. вошли в историю как период «диктатуры сердца» М. Т. Лорис-Меликова, который наряду с беспощадной борьбой с революционным террором старался найти компромисс с либеральными силами. К началу 1881 г. Лорис-Меликов разработал проект, известный как «конституция Лорис-Меликова», и представил его на утверждение Александра II.

Какова была судьба проекта? Приведите не менее двух причин такой судьбы проекта.

5. С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на уровень экономического развития Российской империи в конце XIX в.

1. Российская империя имела процветающую экономику и быстро нагоняла развитые европейские страны.

2. В конце XIX в. перед Россией стояли серьёзные экономические проблемы, её экономическое развитие было нестабильным.

Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Используя исторические знания, приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения1

6. С6. Напишите исторический портрет Александра II.

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.


1 Различное содержание в разных вариантах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]