Тренировочные задания - Урок 10 - РОССИЯ В XX в. (1900-1945 гг.)

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Тренировочные задания - Урок 10 - РОССИЯ В XX в. (1900-1945 гг.)

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.

Знание дат

1. Временное правительство было создано в

1) январе 1905 г

2) июне 1907 г.

3) июле 1914 г.

4) марте 1917 г.

2. Какое из событий произошло раньше остальных?

1) Корниловский мятеж

2) отречение Николая II

3) провозглашение В. И. Лениным «Апрельских тезисов»

4) II Всероссийский съезд Советов

3. Режим двоевластия установился в России в

1) марте 1917 г.

2) августе 1917 г.

3) сентябре 1917 г.

4) январе 1918 г.

4. Попытка установления военной диктатуры Л. Г. Корнилова (Корниловский мятеж) в 1917 г. произошла в

1) феврале

2) мае

3) августе

4) октябре

5. Отмена сословий в России произошла в

1) 1905 г.

2) 1907 г.

3) 1914 г.

4) 1917 г.

6. Признание Совнаркомом России независимости Финляндии произошло в

1) 1914 г.

2) 1917 г.

3) 1924 г.

4) 1929 г.

7. Переезд советского правительства из Петрограда в Москву произошёл в

1) 1918 г.

2) 1920 г.

3) 1922 г.

4) 1924 г.

8. Разрыв политического блока большевиков с левыми эсерами и окончательное утверждение однопартийной диктатуры в России произошли в

1) октябре 1917 г.

2) июле 1918 г.

3) мае 1920 г.

4) декабре 1922 г.

9. Какое из событий произошло позже остальных?

1) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии

2) принятие Декрета о земле

3) созыв Учредительного собрания

4) принятие первой советской Конституции

10. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) принятие решения о замене продразвёрстки продналогом

2) разгон Учредительного собрания

3) антибольшевистское выступление моряков в Кронштадте

4) заключение Брестского мира

11. Сепаратный мир между Германией и Советской Россией был подписан в

1) ноябре 1917 г.

2) марте 1918 г.

3) январе 1919 г.

4) мае 1920 г.

12. Какая группа событий относится к 1918 г.?

1) выступление Чехословацкого корпуса, объявление адмирала А. В. Колчака Верховным правителем России

2) арест Временного правительства, II Всероссийский съезд Советов

3) советско-польская война, разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму

4) «поход на Москву» А. И. Деникина, наступление Н. Н. Юденича на Петроград

13. Какое из событий Гражданской войны произошло позже остальных?

1) штурм Перекопа

2) казнь адмирала А. В. Колчака

3) наступление Н. Н. Юденича на Москву

4) провозглашение политики «красного террора»

14. В 1919 г. был создан

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) «Союз 17 октября»

3) Земгор (Земской и городской союз)

4) Коммунистический интернационал


Знание понятий

15. Двоевластие, возникшее весной 1917 г., проявлялось в одновременном существовании власти

1) Временного правительства и Учредительного собрания

2) Временного правительства и Советов

3) Советов и земств

4) Государственной думы и Государственного совета

16. Орган власти, заявивший весной 1917 г. о взятии на себя функций контроля за деятельностью Временного правительства, назывался

1) Государственной думой

2) Петроградским Советом

3) Учредительным собранием

4) Демократическим совещанием

17. Орган представительной власти, созыв которого в целях окончательного установления формы правления был провозглашён одной из первоочередных задач Временного правительства, назывался

1) Учредительным собранием

2) Государственной думой

3) Земским собором

4) съездом Советов

18. Контрибуция — это

1) присоединение части территории одного государства к другому

2) передача государственной собственности в аренду иностранным предпринимателям

3) выплата потерпевшим поражение государством денежной компенсации государству-победителю

4) конфискация собственности иностранных предпринимателей

19. В каком документе были впервые закреплены все изменения, произошедшие в России с октября по декабрь 1917 г.?

1) Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа

2) Декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства — СНК

3) Манифесте об усовершенствовании государственного порядка

4) Основных законах Российской империи

20. Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т. д., осуществлённый в Советской России в 1917-1918 гг., называется

1) инвентаризацией

2) приватизацией

3) секуляризацией

4) национализацией

21. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 г., назывался

1) Верховным Советом

2) Всероссийским центральным исполнительным комитетом

3) Советом народных комиссаров

4) Учредительным собранием

22. Какой из терминов обозначает экономическую политику советского правительства 1918-1920 гг.?

1) протекционизм

2) «военный коммунизм»

3) новая экономическая политика

4) «Великий перелом»

23. Продразвёрстка — это

1) уравнительное наделение крестьян землей

2) создание коллективных крестьянских хозяйств

3) выход крестьян из общины с наделом

4) изъятие у крестьян излишков продуктов в пользу государства

24. Как назывались организации деревенской бедноты, созданные в июне 1918 г.?

1) комбеды

2) продотряды

3) колхозы

4) ликбезы

25. Под каким названием известно крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-1921 гг.?

1) «пугачёвщина»

2) «махновщина»

3) «антоновщина»

4) «зубатовщина»

26. Организация, созданная в 1919 г. в Москве для объединения деятельности коммунистических сил мира, называлась

1) Всемирный коммунистический союз

2) Коммунистический интернационал

3) Коммунистическая лига

4) Всемирный революционный комитет


Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

27. Что из перечисленного было попыткой установления военной диктатуры в 1917 г.?

1) создание коалиционного Временного правительства в апреле

2) волнения 3-5 июля в Петрограде

3) выступление Л. Г. Корнилова в августе

4) провозглашение России республикой в сентябре

28. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов, содержал призыв к

1) миру без аннексий и контрибуций

2) сепаратному миру с Германией

3) превращению империалистической войны в революционную

4) присоединению России к Версальскому миру

29. Во главе первого советского правительства стоял

1) И. В. Сталин

2) М. И. Калинин

3) Ф. Э. Дзержинский

4) В. И. Ленин

30. Большинство на выборах в Учредительное собрание получили

1) большевики

2) эсеры

3) октябристы

4) кадеты

31. Из названных военачальников командиром Красной Армии был

1) П. Н. Врангель

2) М. Н. Тухачевский

3) А. В. Колчак

4) Н. Н. Юденич

32. Что из названного характеризует политическую ситуацию в Советской России в конце 1918 г.?

1) установление однопартийной диктатуры

2) всеобщее равное избирательное право

3) союз всех социалистических партий

4) приоритетные права русской нации

33. Экономическая политика советской власти летом 1918 г. включала

1) массовую национализацию промышленности

2) отказ от монополии на внешнюю торговлю

3) форсированную индустриализацию

4) массовую коллективизацию сельского хозяйства

34. Что из названного было характерно для политики «военного коммунизма»?

1) введение всеобщей трудовой повинности

2) замена продразвёрстки продналогом

3) разработка первого пятилетнего плана

4) создание концессий

35. Для внешнеполитических взглядов большевиков в 1918-1919 гг. было характерно

1) желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Советской России из международной изоляции

2) стремление возродить Российское государство, вернув в его состав все бывшие территории Российской империи

3) представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время

4) мнение о возможности мирного сосуществования двух систем — социалистической и капиталистической


Знание причин и следствий

36. К первым результатам Февральской революции относится

1) ликвидация монархии

2) передача земли крестьянам

3) выход России из мировой войны

4) установление рабочего контроля на фабриках и заводах

37. Что из названного относилось к последствиям издания Приказа № 1 Петроградского Совета?

1) восстановление смертной казни в армии

2) введение принципа единоначалия в армии

3) роспуск выборных солдатских комитетов

4) падение воинской дисциплины

38. Одной из причин июльского кризиса Временного правительства был(-о)

1) провал наступления на германском фронте

2) заговор монархистов

3) начало интервенции англо-французских войск на Юге России

4) выступление генерала Корнилова

39. Следствием Корниловского мятежа был(-о)

1) укрепление авторитета А. Ф. Керенского

2) установление в стране военной диктатуры

3) выход из Временного правительства представителей социалистических партий

4) укрепление авторитета большевиков

40. Перенос столицы из Петрограда в Москву в 1918 г. был связан с

1) более позитивным отношением к большевикам со стороны населения Москвы по сравнению с населением Петрограда

2) относительной беззащитностью Петрограда в случае иностранной интервенции

3) желанием большевиков подчеркнуть историческую связь своей власти с допетровской Русью

4) антибольшевистским выступлением матросов в Кронштадте

41. Подписание в марте 1918 г. мира с Германией было вызвано

1) полным развалом и дезорганизацией русской армии

2) желанием воспользоваться благоприятной ситуацией после ряда успешных операций против немецких войск

3) симпатиями большевиков к германскому общественно-политическому строю

4) давлением на большевистское правительство со стороны Англии и Франции

42. Одной из причин антибольшевистского выступления левых эсеров в июле 1918 г. стал их протест против

1) созыва Учредительного собрания

2) антицерковной политики большевиков

3) подписанного большевиками «позорного мира с империалистами» — Брестского мира

4) желания большевиков ликвидировать комитеты бедноты в деревне

43. Следствием разгона Учредительного собрания стало

1) признание западными странами легитимности большевистской власти

2) установление военной диктатуры генерала Корнилова

3) выступление эсеров и меньшевиков против большевиков в Гражданской войне

4) установление республики в России

44. Одной из причин введения политики «военного коммунизма» было стремление большевиков

1) обеспечить свою популярность среди крестьян

2) сконцентрировать все ресурсы для победы в Гражданской войне

3) использовать материальные стимулы для роста экономики

4) отойти от сверхцентрализованной системы управления

45. Необходимость поддержки продовольственной диктатуры в деревне летом 1918 г. стала одной из причин создания

1) рабфаков

2) ликбезов

3) комбедов

4) наркоматов

46. Что из названного было одной из причин поражения Белого движения в Гражданской войне?

1) осуждение лидерами Белого движения иностранной интервенции

2) необходимость сражаться на два фронта — против Красной Армии и против иностранных интервентов

3) поддержка Антантой Красной Армии

4) отсутствие политического единства среди лидеров Белого движения


Поиск информации в источнике

47. Прочтите отрывок из воспоминаний лидера кадетов П.Н. Милюкова и определите, к какому году они относятся.

«Бывшие министры или приходили сами в Думу, или приводились туда арестованными. ... К Таврическому дворцу шли уже в полном составе полки, перешедшие на сторону Государственной Думы, с изъявлением своего подчинения Государственной Думе».

1) 1905 г.

2) 1907 г.

3) 1917 г.

4) 1919 г.

48. Прочтите отрывок из документа, принятого 1 марта 1917 г., и укажите его название.

«1. Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода воинских управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.

6. ...Вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется».

1) Декрет о мире

2) Приказ № 1 по частям Петроградского гарнизона

3) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

4) Манифест о начале войны с Германией

49. Прочтите отрывок из воспоминаний П. Сорокина и укажите термин, который обозначает сущность описанной ситуации.

«Советы... буквально на глазах теряли чувство реальности. Они направляли все свои усилия на борьбу с Временным правительством, проповедуя социализм, при этом ничего не делая для преобразования и революционного воспитания русского общества... Что же касается правительства, то и оно вело себя в равной мере наобум и беспомощно».

1) междуцарствие

2) двоевластие

3) реставрация

4) диктатура

50. Прочтите отрывок из статьи, написанной в апреле 1917 г., и укажите, программные установки какой партии нашли в ней отражение.

«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.

Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счёт».

1) кадетов

2) эсеров

3) октябристов

4) большевиков

51. Прочтите фрагмент из документа и укажите его название.

«...Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Само собой разумеется. Временное правительство, ограждая права нашей Родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников».

1) «Нота Милюкова»

2) «Апрельские тезисы» В. И. Ленина

3) «Письмо петроградским рабочим» Г. В. Плеханова

4) «Манифест 1 августа 1914 г.»

52. Прочтите отрывок из сочинения А.И. Деникина и укажите год, о событиях которого идёт речь.

«В результате длительного правительственного кризиса, вызванного событиями 3-5 июля, разгромом на фронте и непримиримой позицией, занятой либеральной демократией, в частности кадетской партией, в вопросе об образовании власти, Совет вынужден был освободить формально министров-социалистов от ответственности перед собою и предоставить право Керенскому единолично формировать правительство».

1) 1907 г.

2) 1914 г.

3) 1917 г.

4) 1918 г.

53. Прочтите отрывок из радиограммы А. Ф. Керенского и укажите фамилию генерала, о котором идёт речь.

«26 августа ген[ерал]... прислал ко мне члена Гос. думы Вл. Ник. Львова с требованием передачи Временным Правительством ген[ералу]... всей полноты гражданской и военной власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для управления страной. Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан».

1) А. А. Брусилов

2) Л. Г. Корнилов

3) М. В. Алексеев

4) П. Н. Врангель

54. Прочтите отрывок из воспоминаний современника, относящихся к 1917 г., и укажите, о созыве какого съезда идёт речь.

«Наступила вторая половина октября. Все явственней обозначался перевес большевиков над другими партиями. В Петрограде, Москве, многих других городах большинство рабочих и солдат шли теперь за большевиками. Меньшевики и эсеры под давлением масс вынуждены были назначить созыв <...>. Буржуазная и эсеро-меньшевистская печать неистовствовала, предсказывая к этому съезду начало “выступления” большевиков... »

1) первого съезда РСДРП

2) второго Всероссийского съезда Советов

3) шестого съезда РСДРП

4) съезда участников Прогрессивного блока

55. Прочтите отрывок из воспоминаний меньшевика Н. Н. Суханова о полемике, развернувшейся после II съезда Советов, и определите, о какой программе идёт в нём речь.

«Эсеры кричали: хорош марксист, травивший нас 15 лет за нашу мелкобуржуазность и ненаучность с высоты своего величия и осуществивший нашу программу, едва захватив власть! А Ленин огрызался: хороша партия, которую надо было прогнать от власти, чтобы осуществить её программу!»

1) программа коллективизации

2) программа национализации промышленности

3) программа «военного коммунизма»

4) программа социализации земли

56. Прочтите отрывок из законодательного акта и определите год его принятия.

«Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподают общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом».

1) 1914 г.

2) 1918 г.

3) 1924 г.

4) 1928 г.

57. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите год и месяц открытия органа представительной власти, о выборах которого в нём говорится.

«Выборы... стали своего рода вызовом большевистской революции. Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказались побежденными. Вместе с левыми эсерами они оказались намного позади правого крыла партии, а тем самым — в меньшинстве. Однако было ясно, что они не согласятся с таким вердиктом».

1) февраль 1917 г.

2) июнь 1917 г.

3) январь 1918 г.

4) май 1918 г.

58. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, с каким событием он связан.

«В... комнату быстрым и твёрдым шагом входит рослый, широкоплечий Дыбенко... Давясь от хохота, он звучным и раскатистым басом рассказывает... что матрос Железняков только что подошёл к председательскому креслу, положил свою широкую ладонь на плечо оцепеневшего от неожиданности Чернова и повелительным тоном заявил ему: “Караул устал. Предлагаю закрыть заседание и разойтись по домам”».

1) свержением Временного правительства

2) роспуском Учредительного собрания

3) запретом деятельности партии кадетов

4) левоэсеровским мятежом

59. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, где был заключён мир, упоминаемый в тексте.

«Трудно сказать, что было бы, если бы большевики решили продолжать войну с противником. Ещё труднее сказать, что было бы, если бы противник... предложил иные условия мира и не пытался свести Россию к пределам Московского княжества. Я думаю, что в последнем случае Германия приобрела бы спокойного соседа. Авторитет большевизма тогда поднялся бы, и часть общественных группировок нашла бы для себя возможным сотрудничать с ним. Если бы... мир был хоть немного более приличным... тогда, быть может, от большевиков началось бы мирное развитие России».

1) в Портсмуте

2) в Брест-Литовске

3) в Берлине

4) в Риге

60. Прочтите отрывок из воспоминаний о Гражданской войне и определите, к какому году они относятся.

«Десятикилометровый Турецкий вал — внушительное сооружение, уцелевшее от далёких времен средневековья. Врангелевцы сильно укрепили его. Уже несколько раз мы ходили в атаки, но они отбивались жестоким огнем белых. ...Снова поднимаемся на штурм. Снимаем с себя шинели, ватники и набрасываем их на проволоку. Перемахиваем через заграждения, рвёмся вперёд. ...Белые не выдерживают стремительного штыкового удара и обращаются в бегство.

На утренней заре 9 ноября бойцы дивизии, пропитанные пороховым дымом, измазанные кровью, оборванные, захватили труднодоступный и сильно укреплённый рубеж белогвардейцев — Турецкий вал...»

1) 1918 г.

2) 1919 г.

3) 1920 г.

4) 1922 г.


Часть 2 (В)

Задания этой части требуют ответа в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записываемых в таблице или в строке ответа. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

Установление хронологической последовательности

1. Расположите следующие события 1917 г. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) начало заседаний II Всероссийского съезда Советов

2) создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов

3) мятеж генерала Л.Г. Корнилова

4) провозглашение России республикой

5) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии







2. Расположите следующие события 1918-1920-х гг. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму

2) заключение Брестского мира

3) разгон Учредительного собрания

4) принятие первой Конституции РСФСР

5) наступление войск Н. Н. Юденича на Петроград







3. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности в таблицу.

1) создание Крестьянского поземельного банка

2) проведение политики «ликвидации кулачества как класса»

3) ликвидация МТС (машинно-тракторных станций)

4) установление продовольственной диктатуры в деревне, формирование продотрядов

5) денежная реформа С. Ю. Витте







4. Расположите следующие события 1917-1920 гг. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) поход А. И. Деникина на Москву

2) разгон Учредительного собрания

3) создание Совета народных комиссаров

4) Чехословацкий мятеж

5) начало советско-польской войны







5. Расположите следующие преобразования 1917-1921 гг. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) денежная реформа, введение золотого червонца

2) провозглашение новой экономической политики

3) принятие Декрета о земле

4) национализация банков

5) введение продразвёрстки







Группировка фактов

6. Какие три из перечисленных органов власти были созданы в 1917 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Совет народных комиссаров

2) Комитет министров

3) Временное правительство

4) Государственная дума

5) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

6) Верховный Совет





7. Какие три из перечисленных политических и военных деятелей участвовали в событиях 1917 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) С. Ю. Витте

2) генерал Л. Г. Корнилов

3) Л. Д. Троцкий

4) К. П. Победоносцев

5) генерал М. Д. Скобелев

6) А. Ф. Керенский





8. Какие три из перечисленных событий произошли в период Гражданской войны (1918-1920 гг.)? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) мятеж Чехословацкого корпуса

2) разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму

3) установление большевиками всеобщей трудовой повинности

4) убийство Г. Е. Распутина

5) создание Совета народных комиссаров

6) переход к новой экономической политике (нэпу)





9. Какие три из перечисленных понятий относятся к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) концессия

2) продразвёрстка

3) паёк

4) денационализация

5) трудовая повинность

6) аренда





Поиск информации в источнике

10. Прочите фрагмент статьи 1917 г. и напишите название правительства, о котором идёт речь.

«Бессильная в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособная к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущая целиком за счёт авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящая страну из-под смертельного удара корниловщины, — наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно “независимой” и “неограниченной”... в пределах Зимнего дворца».

Ответ: ________________­____________________________.

11. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию политического деятеля, о котором идёт речь.

«До последнего времени он был известен главным образом как министр иностранных дел Временного правительства. Между тем деятельность его на этом посту продолжалась очень недолго — всего два месяца. Несравнимо весомее значимость его личности в других многочисленных ипостасях — как талантливого и популярного учёного-историка, идеолога и организатора либерального движения в России, лидера кадетской партии, выдающегося деятеля Государственной думы и отечественной журналистики начала ХХ века...»

Ответ: ________________­____________________________.

12. Прочтите отрывок из обращения к солдатам (август 1917 г.) и напишите фамилию человека, о котором в нём говорится.

«Он ...хочет пролить братскую кровь. Он ...хочет низвергнуть революционное правительство. Он ...задумал арестовать любимого вождя армии Керенского. Он ...хочет чёрной изменой захватить власть в свои руки, чтобы погубить революцию, чтобы отнять у народа и волю, и землю. Страшитесь, братья, поднять междоусобную борьбу в эти чёрные дни. ...Он взял вас с фронта ...хочет захватить Петроград — сердце Революции, погубить свободу, отдать власть врагам народа, а потом расправиться с вами...»

Ответ: ________________­____________________________.

13. Прочтите отрывок из труда современных историков и напишите название партии, о которой идёт речь.

«На протяжении всего 1917 г. [они] использовали наряду с основным своим лозунгом старый лозунг Учредительного собрания. Видимая верность демократическому принципу оказалась беспроигрышным тактическим ходом. Правительство Керенского было свергнуто в октябре под флагом устранения последнего препятствия на пути к созыву Учредительного собрания. ...Но разгон Учредительного собрания был предрешён ещё в тот момент, когда [они] согласились на Апрельской конференции с пересмотром своей программы. Одно это делало маловероятным нахождение компромисса с другими социалистическими партиями...»

Ответ: ________________­____________________________.

14. Прочтите отрывок из документа и напишите сокращённое название комиссии, задачи которой в нём переданы.

«Задачи комиссии: 1) пресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России, со стороны кого бы они ни исходили; 2) предание суду военно-революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними».

Ответ: ________________­____________________________.

15. Прочтите отрывок из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (12 января 1918 г.) и напишите название меры, о которой идёт речь.

«Все леса, недра и воды... объявляются национальным достоянием. Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства».

Ответ: ________________­____________________________.

16. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите название собрания, о котором в нём говорится.

«Выборы в ...собрание, как и было обещано большевиками, прошли в середине ноября. Никаких особых эксцессов в связи с этим не наблюдалось. Дело в том, что и большевики, верящие с силу своих декретов, рассчитывали на значительный успех. Они считали, что очень значительные крестьянские массы пойдут и за левыми эсерами. Этим надеждам не суждено было оправдаться».

Ответ: ________________­____________________________.

17. Прочтите отрывок из документа и напишите название периода, к началу которого этот документ относится.

«Эшелоны, направленные советской властью во Владивосток, по дороге в Златоуст-Челябинск дерзнули поднять мятеж против Российской советской республики, против железной дороги и телеграфа. Сообщение республики прервано. Тем самым они поставили себя в ряды величайших врагов республики, которым не будет пощады, если, они не образумятся. Облечённый рабоче-крестьянским правительством властью в военных делах, приказываю чехословацким эшелонам, стоящим перед лицом кровавой кары — массовым расстрелом советскими войсками, немедленно сдать оружие ближайшему представителю советских войск».

Ответ: ________________­____________________________.

18. Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но... они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

Ответ: ________________­____________________________.

19. Прочтите отрывок из документа и напишите название армии, о которой в нём идёт речь.

«Строилась она на принципах старых, отменённых революцией и большевиками в первый период их властвования, в том числе на нормальной организации, единовластии и дисциплине. Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч “специалистов”, заведомо чуждых или враждебных господствующей партии».

Ответ: ________________­____________________________.

20. Прочтите отрывок из выступления Я. М. Свердлова 20 мая 1918 г. и напишите сокращённое название органов власти в деревне, созданных для реализации поставленных в выступлении задач.

«Если мы в городах можем сказать, что революционная советская власть в достаточной степени сильна, чтобы противостоять всяким нападкам со стороны буржуазии, то относительно деревни этого сказать ни в коем случае нельзя. Поэтому мы должны самым серьёзным образом поставить перед собой вопрос о расслоении в деревне, вопрос о создании в деревне двух противоположных враждебных сил, поставить перед собой задачу противопоставления в деревне беднейших слоёв населения кулацким элементам».

Ответ: ________________­____________________________.


Систематизация фактов, понятий

21. Установите соответствие между событиями Гражданской войны и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) поход на Москву Добровольческой армии А. И. Деникина

Б) мятеж Чехословацкого корпуса

В) разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму

Г) завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке

ДАТЫ

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1919 г.

4) 1920 г.

5) 1922 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






22. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их деятельностью весной — осенью 1917 г.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

А) В. И. Ленин

Б) П. Н. Милюков

В) Л. Г. Корнилов

Г) А. И. Гучков

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) военный министр Временного правительства

2) Верховный главнокомандующий

3) министр иностранных дел Временного правительства

4) председатель Временного правительства

5) лидер партии большевиков

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






23. Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью в период Гражданской войны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

А) А. И. Деникин

Б) Л. Д. Троцкий

В) Н. Н. Юденич

Г) М. В. Фрунзе

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) председатель Реввоенсовета РСФСР

2) командующий Добровольческой армией белых

3) командующий белогвардейскими войсками на Северо-Западе России, наступавшими на Петроград

4) командир Первой конной армии красных

5) командующий Южным фронтом Красной Армии, руководивший штурмом Перекопа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






24. Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии в годы Гражданской войны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) командовал Добровольческой армией, отдал директиву о наступлении на Москву

Б) провозгласил себя Верховным правителем России с ноября 1918 г.

В) командовал войсками Юга России в Крыму

Г) командовал Северо-Западной армией, руководил наступлениями на Петроград

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

1) А. В. Колчак

2) А. И. Деникин

3) А. А. Брусилов

4) Н. Н. Юденич

5) П. Н. Врангель

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






25. Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью в период Гражданской войны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

А) Л. Д. Троцкий

Б) П. Н. Врангель

В) С. М. Будённый

Г) А. В. Колчак

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) командующий Западным фронтом Красной Армии

2) председатель Реввоенсовета Советской республики

3) адмирал, Верховный правитель России

4) командир Первой конной армии

5) командующий Вооружёнными силами белых на Юге России

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






26. Установите соответствие между руководителями РСДРП(б) — РКП(б) и их деятельностью в 1917-1922 гг.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

РУКОВОДИТЕЛИ

А) Ф. Э. Дзержинский

Б) И. В. Сталин

В) Л. Д. Троцкий

Г) Н. И. Бухарин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны

2) лидерство среди «левых коммунистов», предложение превращения войны с Германией в революционный поход в Европу

3) предложение плана вхождения советских республик в состав РСФСР в качестве автономий

4) руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией

5) выступление против роспуска

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






27. Установите соответствие между аббревиатурами органов государственной власти 1918-1930-х гг. и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

АББРЕВИАТУРЫ

А) ГУЛАГ

Б) ВЧК

В) СНК

Г) ВСНХ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем

2) орган по управлению экономикой страны

3) орган по управлению исправительными учреждениями СССР

4) высший судебный орган СССР

5) высший орган исполнительной власти СССР

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






28. Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

А) Декрет о замене продовольственной и сырьевой развёрстки продовольственным налогом

Б) Декрет об отмене сословий и гражданских чинов

В) Первая Конституция РСФСР

Г) Декларация об образовании СССР

ГОДЫ

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1920 г.

4) 1921 г.

5) 1922 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






Систематизация исторической информации1

29. Ниже приведён перечень известных исторических аббревиатур. Все они, за исключением одной, возникли в 1940-1990-х гг.

СНК, СЭВ, ООН, ОВД, СНГ, НАТО

Найдите и запишите аббревиатуру, возникновение которой относится к другому историческому периоду.

Ответ: ________________­___________________

30. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют период новой экономической политики.

Концессия, аренда, червонец, биржа труда, денационализация, продразвёрстка.

Найдите и запишите термин, который не относится к характеристикам нэпа.

Ответ: ________________­___________________


Знание основных фактов, процессов, явлений1

31. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

Существовавшие с 1917 по 1946 гг. в советском государстве центральные государственные учреждения, ведавшие разными отраслями управления, назывались ___________________.

Ответ: ________________­___________________


1 Различное содержание в разных вариантах.


Часть 3 (С)

Текст

Из протоколов допроса А.В. Колчака.

«Когда совершился переворот, я получил извещение о событиях в Петрограде и о переходе власти к Государственной Думе непосредственно от Родзянко, который телеграфировал мне об этом. Этот факт я приветствовал всецело. Для меня было ясно, как и раньше, что то правительство, которое существовало предшествующие месяцы, — Протопопов и т. д., — не в состоянии справиться с задачей ведения войны.

Я приветствовал перемену правительства, считая, что власть будет принадлежать людям, в политической честности которых я не сомневался, которых знал. Затем, когда последовал факт отречения государя, ясно было, что уже монархия наша пала и возвращения назад не будет. Я об этом получил сообщение в Чёрном море, принял присягу вступившему тогда первому нашему временному правительству. Я считал себя совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии, и после совершившегося переворота стал на точку зрения, на которой я стоял всегда, — что я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу родине своей, которую ставлю выше всего...

...Я видел... что положение на фронте у нас становится всё более угрожающим и тяжёлым, и что война находится в положении весьма неопределённом в смысле исхода её. Поэтому я приветствовал революцию, как возможность рассчитывать на то, что она внесёт энтузиазм... в народные массы и даст возможность закончить победоносно эту войну, которую я считал самым главным и самым важным делом, стоящим выше всего, — и образа правления, и политических соображений».

1. С1. Укажите название и год совершения события, которому посвящены данные воспоминания. Приведите название упоминаемой А. В. Колчаком войны, в ходе которой данное событие произошло.

2. С2. На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трёх причин, по которым произошло событие, о котором вспоминает А. В. Колчак.

3. С3. Как А. В. Колчак определяет своё отношение к произошедшему событию? Назовите не менее двух причин, которые он приводит в объяснение своей позиции.


Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для анализа исторической ситуации1

4. С4. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжёлый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошёл на то, на что не согласился пойти Николай II (приведите три объяснения)?

5. С5. Ниже приведены две точки зрения на причины прихода большевиков к власти в октябре 1917 г.

1. Большевики пришли к власти в России в октябре 1917 г. только благодаря лозунгу «Долой войну!».

2. Большевики пришли к власти благодаря тому, что их программа оказалась наиболее понятна и близка населению, благодаря своему решительному курсу на немедленное построение в стране социализма, благодаря своей лучшей организованности.

Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения1

6. С6. Напишите исторический портрет Николая II.

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.


1 Различное содержание в разных вариантах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]