Литература и искусство - Советская культура 1917 — середины 1930-х гг. - Культура России XX — начала XXI в. - История русской культуры

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Литература и искусство - Советская культура 1917 — середины 1930-х гг. - Культура России XX — начала XXI в. - История русской культуры

Литература и искусство характеризуются следующими моментами.

1. Главная тенденция развития литературы в 1920-х — середине 1930-х гг. — переход от множественности и свободы творчества к господству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность творческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы:

· сторонники возникшей в 1920-х гг. «пролетарской культуры» (организации Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей);

· остальные, то есть не связанные с этим течением («Серапионовы братья», «Перевал», «Кузница», «Литературный центр конструктивистов», «Левый фронт искусств» и др.).

Однако со второй половины 1920-х гг. усиливается тенденция к подчинению литературы власти: резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» провозгласила свободное соревнование течений, но рекомендовала литераторам занимать сторону власти. Вскоре литераторы были разделены на «прогрессивных» (М. Горький, Д. Бедный, С . Серафимович, В . Маяковский) и «реакционных» (включая эмигрировавших) Завершился процесс подчинения литературы партии и государству постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и созданием Союза писателей СССР в 1932-1934 г. во главе с М. Горьким (отныне писателями считались только входившие в этот союз авторы, а господствующим стилем провозглашен социалистический реализм).

В 1920-е гг. продолжают свое творчество В. Короленко, А. Толстой, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, с середины 1920-х гг. начинает литературную деятельность М. А. Шолохов (роман-эпопея «Тихий Дон» создавался в 1926-1940 гг.). Популярность получают такие литературные жанры, как агитационный, мемуарный и др.

2. Основные тенденции в развитии живописи:

· существование двух основных течений:

- реалистического (объединения «Маковец», «Ассоциация художников революционной России» — АХРР, «Общество станковистов» — ОСТ, представители — З. Г. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, М. В. Нестеров, И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека и др.);

- авангардистского (М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский, К. С. Петров-Водкин, П. Н. Филонов), причем первое постепенно берет верх над вторым;

· развитие новых жанров живописи — агитационно-массового (сатирические плакаты, например «Окна сатиры РОСТА», в которых активное участие принимал В. В. Маяковский) и прикладного (оформление городов, посуды и пр.);

· в 1920-1930-е гг. развиваются все жанры живописи (портрет, натюрморт, сюжетно-тематическая картина, пейзаж и пр.), в особое направление живописи выделяется историко-революционная тематика, а также «лениниана» и «сталиниана» — создание сюжетных картин и портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина.

3. В архитектуре выделяются следующие тенденции:

- в 1920-х гг. возник и установился новый стиль — советский конструктивизм (Мавзолей Ленина в Москве, Дом культуры ЗИЛ и др.), развивавшийся двумя группами архитекторов — конструктивистами («Общество современных архитекторов») и рационалистами («Ассоциация новых архитекторов»);

- в 1920-1930-е гг. значительно активизируется строительство по всей стране: строятся новые города и поселки, электростанции и заводы (индустриализация и электрификация), автомобильные и железные дороги, общественные здания (дома культуры и пр.). В 1933 г. началось строительство Московского метро (первая станция открыта в 1935 г.).

4. Для развития скульптуры в этот период были характерны: постепенный переход от традиций серебряного века к реализму и монументальности (скульпторы Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, И. Д. Шадр), а также реализация принятого в 1918 г. государственного плана монументальной пропаганды, по которому предполагалось в срочном порядке снести памятники «в честь царей и их слуг» и возвести памятники героям революции 1917 г. и российского революционного движения (было создано множество новых и переделано большое число старых памятников).

5. Характерными чертами развития театра в этот период были национализация старых театров и создание новых, а также творчество знаменитых режиссеров К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова и А. Я. Таирова.

6. Музыка. В это время происходит создание системы музыкальных учреждений, возникновение нового феномена — массовой песни (композиторы А. В. Александров, И. О. Дунаевский, В. П. Соловьев-Седой), проникновение джаза в СССР К тому же периоду относится деятельность мастеров исполнительского искусства (Л. О. Утесов, М. Н. Бернес, К. И. Шульженко) и творчество композиторов М. Ф. Гнесина, С. С. Прокофьева, а также первый этап творчества Д. Д. Шостаковича.

7. Развитие кинематографа характеризуется ростом числа фильмов и созданием киносети на всей территории страны (в 1920 г на базе национализированных студий была создана киностудия «Мосфильм»), возникновением кинодокументалистики (режиссер Д. Вертов) и агитационных фильмов, ростом популярности кинохроники (советский киножурнал «Кинонеделя»). Появляются новые мастера художественных фильмов (режиссеры А. П. Довженко, В. И. Пудовкин, крупнейший из режиссеров — С. М. Эйзенштейн, создавший легендарный немой фильм «Броненосец “Потемкин”»). В 1929 г. появляется звуковое отечественное кино.

Таким образом, к середине — концу 1930-х гг.:

· с одной стороны, был значительно поднят уровень образованности населения и возникла система учреждений во всех отраслях культуры (прежние учреждения были национализированы, создано множество новых), культура стала массовой и общедоступной;

· с другой — множественность путей развития русской культуры была ликвидирована советской властью: деятельность интеллигенции была поставлена под контроль государственных объединений (Союз писателей, Союз архитекторов, республиканские союзы композиторов и художников, всероссийские Академия наук, Академия художеств и т. д.), господствующей идеологией стал советский марксизм, а господствующим художественным стилем (методом) — соцреализм.






Для любых предложений по сайту: [email protected]