Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг. - Советская культура 1917 — середины 1930-х гг. - Культура России XX — начала XXI в. - История русской культуры

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг. - Советская культура 1917 — середины 1930-х гг. - Культура России XX — начала XXI в. - История русской культуры

В XX в. влияние государства на развитие культуры было определяющим, поэтому в истории русской культуры выделяют четыре периода, связанных с развитием государства.

· Первый период: 1917 — середина 1930-х гг. Переходный период, для которого было характерно постепенное изживание традиций серебряного века, рост вмешательства государства в культуру при сохранении множественности художественных стилей и творческих объединений.

· Второй период: середина 1930-х гг. — середина 1950-х гг. Абсолютная монополия стиля «социалистический реализм» и тотальный контроль государства над развитием культуры.

· Третий период: середина 1950-х гг. — начало 1990-х гг. Постепенное и неравномерное снижение государственного вмешательства в культуру, ликвидация монополии соцреализма в творчестве.

· Четвертый период: начало 1990-х гг. — настоящее время. Современная культура.

Советский этап в развитии отечественной культуры был весьма противоречивым:

· с одной стороны, для него характерен ряд негативных явлений: установление жесткого государственного контроля за развитием культуры и насаждение «политически правильных» образцов (стиль соцреализм, марксистская идеологическая концепция) — складывание советской «монокультуры», давление властей на деятелей культуры в различных формах (исключение из творческих объединений, публичная критика, цензура, изгнание и пр.), утрата (уничтожение, продажа) ряда дореволюционных культурных ценностей;

· с другой стороны, отмечалось множество позитивных черт: значительное повышение внимания власти к образованию и культуре, рост государственного финансирования учреждений культуры, значительное повышение образовательного уровня населения (только в XX в. благодаря образовательной политике большевиков в России население стало поголовно не только грамотным, но образованным1), значительный шаг в преодолении пропасти между элитарной и народной культурами (приобщение масс к искусству), к советскому времени относится творчество многих гениальных ученых и деятелей искусств, поощрялось развитие национальных культур народов, входивших в состав СССР.


1 Причем в советское время постоянно увеличивался срок всеобщего обязательного образования (1930 г. — введено обязательное начальное образование, 1949 г. — введено обязательное 7-летнее образование, 1958 г. — введено обязательное 8-летнее образование), все ступени образования с 1918 г. до распада СССР были бесплатными (за исключением периода 1940-1956 гг., когда вводилась плата за обучение).


20.1. Советская культура 1917 — середины 1930-х гг.


Октябрьская революция 1917 г. расколола российское общество на три части: сторонников большевиков, их противников и придерживавшихся нейтральных позиций. Однако уже спустя несколько лет многие представители интеллигенции меняли свою позицию. В итоге получилось, что большая часть интеллигенции сначала не приняла большевистскую власть, но вскоре перешла к сотрудничеству с ней Часть интеллигенции эмигрировала за рубеж.

1920-1930-е гг. — период «культурной революции» в Советском государстве, целью которой было, с одной стороны, преодолеть недостатки развития культуры периода царской России (сословные ограничения, низкий уровень образования и пр.), с другой — политизировать культуру, поставить ее на службу Советскому государству и большевистской партии, воспитать «нового человека». Для этого с 1918 г. был создан Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), который в 1917-1929 гг. возглавлял писатель, критик, переводчик и искусствовед А. В. Луначарский.


20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг.


Содержание государственной политики большевиков в сфере образования и науки: для «воспитания нового человека» началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения марксистской идеологии Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию.

1. Основные тенденции в развитии образования были следующими.

· Создание новой системы образования, которое началось с отделения школы от церкви (январь 1918 г.), национализации всех учебно-воспитательных учреждений (они перешли в ведение Наркомпроса) и отмены сословных ограничений в образовании, а продолжилось коренными преобразованиями в просвещении Два этапа этих преобразований:

- 1918-1930 гг. — ряд весьма радикальных экспериментов в среднем и высшем образовании (в 1918-1934 гг. вместо истории в школах преподавалось обществоведение, в школах отменялась классноурочная система, учебники заменялись рабочими тетрадями, были отменены вступительные экзамены в вузы, в вузах отменялись ученые степени и звания, отменена лекционная система, вводился «бригадный метод» обучения);

- с начала 1930-х гг. — возвращение к образовательным традициям и отказ от радикальных мер.

В итоге была создана система школьного образования, включавшая начальный (1-4 классы) и средний (5-9 классы) уровни, а также система профессионально-технического образования: школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ремесленные училища (они создавались при предприятиях и принимали молодежь 14-18 лет с начальным образованием для подготовки из них квалифицированных рабочих) Для приобщения трудящегося населения к высшему образованию в 1919 г были созданы рабочие факультеты — рабфаки (готовили рабочую и крестьянскую молодежь, не имевшую среднего образования, к обучению в высшей школе), ликвидированные в 1930-е гг.

· 1919 — конец 1930-х гг. — процесс ликвидации безграмотности. Его началом стал декрет Совнаркома 1919 г., по которому все неграмотное население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет обязано было научиться читать и писать, пройдя обучение в специально создаваемых учреждениях — школах грамоты, ликпунктах. В результате грамотность населения возросла с 21 % на начало века до 50 % к середине 1920-х гг. и до более чем 80 % к началу Великой Отечественной войны.

· В целях идеологизации образования в учебные планы вводились такие учебные предметы, как исторический материализм, история революции 1917 г. и партии большевиков, история Советского государства и права и т. д.

2. Развитие науки:

· складывание единой советской системы научно-исследовательских учреждений, подчиненных власти: в 1920-е гг. «старая» система научных учреждений (Академия наук, местные научные общества) сосуществовала с «новой» (в области гуманитарных наук был создан ряд социалистических учреждений — Институт красной профессуры для подготовки вузовских преподавателей-марксистов, Институт Маркса — Энгельса и Институт Ленина, Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и партии большевиков), но в 1930-х гг. многие научные учреждения были закрыты, а все оставшиеся были подчинены Академии наук, которая, в свою очередь, подчинялась Советскому государству и партии;

· ликвидация оппозиции со стороны представителей интеллигенции: «философский пароход» 1922 г. (из России были высланы более 200 критически относившихся к советской власти ученых и деятелей искусств), «академическое дело» 1929-1931 гг. (против академиков, не принявших партийное руководство Академией наук СССР) и др.;

· в результате создания по всей стране множества учебных и научных учреждений, новых научных центров активизировались научные поиски ученых Продолжали свою научную деятельность физиолог И. П. Павлов, ботаник и генетик-селекционер Н. И. Вавилов (исследования наследственной изменчивости), химик С. В. Лебедев . Начались активные разработки в оборонной (группа изучения реактивного движения, в которую входил С. П. Королев) и аэрокосмической (первые советские стратостаты были запущены в 1933-1934 гг., начало деятельности А. Н. Туполева) сферах, освоение Северного полюса (арктическая экспедиция О. Ю. Шмидта через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», потерпевшем крушение, а также создание советских метео- и радиостанций на Северном полюсе).

3. В стране была создана сеть библиотек и собраний искусства (принадлежавшие ранее частным лицам собрания национализировались, повсеместно создавались новые), доступных для всех слоев населения.

4. В декабре 1917 г. была проведена реформа русского языка, из которого были исключены устаревшие буквы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]