Россия при первых Романовых (1613-1682) - События политической истории - Российское централизованное государство в XVI—XVII вв. - Древняя и средневековая Русь (до конца XVII в.)

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Россия при первых Романовых (1613-1682) - События политической истории - Российское централизованное государство в XVI—XVII вв. - Древняя и средневековая Русь (до конца XVII в.)

Первыми Романовыми обычно считают царей Михаила Федоровича (1613-1645), Алексея Михайловича (1645-1676) и Федора Алексеевича (1676-1682).

Внутренняя политика первых Романовых

1. Царствование Михаила Федоровича:

· политический курс делится на две части возвращением отца царя — митрополита Филарета (Ф. Н. Романова) из польского плена в 1619 г.: если до этого большое влияние на царя имели Боярская дума и часто созываемые Земские соборы, то после возвращения Филарета наметилась тенденция к самодержавию (Земские соборы созываются реже, из Боярской думы выделяется Ближняя дума, в 1625 г. в титул царя включается слово «самодержец», царь объявляется избранным не только народом, но и самим Богом, рис. 4.1);


image5


Рис. 4.1. Шапка Мономаха — головной убор русских царей


· социальный курс: укрепление дворянства (рост количества помещиков, большие пожалования, большую часть средних поместий разрешают перевести в вотчины);

· 1630-е гг. — перед Смоленской войной впервые созданы так называемые полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгунские) — прообраз будущей регулярной армии (снижалась роль дворянской конницы и народного ополчения).

2. Реформы Алексея Михайловича (по прозвищу Тишайший), при котором во главе «правительства» оказались реформаторы А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев:

· в политической сфере — продолжение курса на формирование самодержавия: прекращение созывов Земских соборов после 1653 г., создание Приказа тайных дел (канцелярия при царе, которая сто яла выше других приказов и могла вмешиваться в дела всех государственных учреждений);

· экономический курс: восстановление экономики после разорений Смуты;

· 1649 г. — под влиянием московского Соляного бунта 1648 г. был в кратчайшие сроки составлен и принят новый свод русских законов — Соборное уложение, которое историки называют кодексом феодального права . Его главные положения:

- защита интересов двух социальных слоев — дворянства (в первую очередь) и верхушки посадского населения (горожан);

- завершение процесса закрепощения крестьян (отмена Юрьева дня и установление бессрочного сыска беглых крестьян), утверждение монополии феодалов на владение землей и крестьянами;

- наступление на права церкви: отныне церкви запрещалось покупать земли и получать их от богачей в дар («за помин души»);

- царь объявляется Божьим помазанником, введено понятие государственного преступления (оскорбление царя и его семьи, посягательство на них, неповиновение властям и тем более призыв к восстанию карались смертью);

· в экономике — протекционистский курс, направленный на поддержку отечественной промышленности и торговли, в том числе ограничение иностранных купцов в России и поощрение отечественных Две главные меры:

- 1653 г. — принят Торговый устав, который заменил множество внутренних таможенных пошлин одной пошлиной от цены товара (что способствовало формированию внутреннего всероссийского рынка);

- 1667 г. — по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина принят Новоторговый устав, который запретил иностранным купцам в России торговать в розницу, торговать между собой и повысил торговые пошлины с них;

· в сфере отношений с церковью:

- подчинение церкви светской власти в результате «дела патриарха Никона» 1658-1667 гг. (Никон, сделавший карьеру от сельского дьячка до патриарха, отстаивал идею верховенства духовной власти над светской и все больше вмешивался в светские дела государственного управления, чем вызвал недовольство царя Алексея Михайловича, который в 1666 г. созвал Вселенский собор всех православных патриархов и сместил Никона с поста патриарха всея Руси);

- государство поддержало начатую патриархом Никоном церковную реформу, которая привела к расколу православных верующих (государство начало преследование раскольников);

Причиной церковного раскола стала попытка восстановить единство церковных обрядов и содержания богослужебных книг в России. В 1640-е гг. в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия», в котором возникли две позиции относительно того, по каким образцам нужно унифицировать церковные службы и книги: будущий патриарх Никон выступал за греческие книги, а протопоп Аввакум — за древнерусские. Победили сторонники Никона (никонианцы): церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы (их стали называть раскольниками), а государство начало их военно-полицейское преследование и репрессии (на что раскольники по призыву Аввакума ответили массовыми самосожжениями — «гарями»). Особенностью раскола было то, что он имел не только религиозную (описанную выше), но и социальную сторону: раскольники также выступали против слияния церкви и государства, перехода к самодержавию, оформления крепостничества, начала европеизации.

· две меры в отношении горожан:

- горожане прикреплялись к посаду (городу) и не могли свободно покидать его (беглых возвращали и наказывали);

- в городах ликвидировалась часть «белых слобод» (они принадлежали крупным феодалам и имели экономические льготы, что вызывало недовольство других горожан);

· новый этап создания «полков нового строя».

3. Три основные реформы Федора Алексеевича:

· 1676-1677 гг. — проведены перепись населения государства и налоговая реформа (отныне налог собирался не с земли, а с каждого двора);

· 1681 г. — ко двору приказано являться не в традиционных русских одеждах, а в коротких кафтанах на европейских манер;

· 1682 г. — полная отмена местничества (при согласии Боярской думы и Освященного собора) из-за постоянных местнических споров, оскудения боярских фамилий и неэффективности назначений. Отныне назначения делались на основе личной выслуги и профессиональных качеств, что повысило эффективность кадровой политики и означало еще одну победу дворянства над боярством.


Рост социальных волнений в XVII в.: «бунташный век»

XVII в. прозван «бунташным» за обилие народных восстаний. Их социальную базу составляли в основном три слоя — крестьянство, посадское население и казачество, а причинами были недовольство этих слоев ростом налогов (на расширявшийся государственный аппарат и активную внешнюю политику), злоупотреблениями чиновников (взяточничество, волокита, хамское поведение), политикой государства по ограничению прав этих социальных групп (закрепощение крестьян, прикрепление горожан к посаду, попытки лишить казачество самоуправления и включить в состав армии). Горожане также были недовольны существованием «белых слобод» (обладавших льготами) Иногда в волнениях участвовали дворяне (например, в Соляном бунте 1648 г. дворяне требовали увеличения срока сыска беглых крестьян), солдаты, нерусские народы Поволжья (мордва, татары, чуваши и др.)

Основные социальные движения XVII в.:

· 1648 г. — Соляной бунт в Москве, который был вызван повышением косвенных налогов (включая налог на соль) и заставил власти выполнить ряд требований восставших (в 1649 г. было принято Соборное уложение);

· 1650 г. — бунты в Новгороде и Пскове (отголоски московского Соляного бунта);

· 1662 г. — Медный бунт в Москве, вызванный денежной реформой правительства (новые монеты, которыми платили жалованье солдатам и стрельцам, стали чеканить из меди, что обесценивало их, а налоги требовали платить серебром) и вскоре подавленный;

· 1668-1676 гг. — восстание монахов Соловецкого монастыря, отказавшихся подчиняться никонианской церкви и занявших раскольническую позицию. Монастырь успешно держал осаду карательных войск, пока перебежчик не указал тайный лаз, после чего монастырь был захвачен, более 400 монахов погибли;

· 1670-1671 гг. — восстание Степана Разина. Предысторией его стал поход «за зипунами» 1667-1669 гг. (донские казаки во главе с С. Разиным разграбили купеческие суда на Волге и некоторые территории Ирана). До октября 1670 г. восстание было успешным и распространилось на огромные территории (захвачены Царицын, Астрахань, Саратов, Самара и ряд других городов), но с прибытием направленного царем основного карательного войска бунт был подавлен (снята осада с Царицына, домовитые казаки выдали Разина, наконец, был взят последний оплот восставших — Астрахань).


Внешняя политика России при первых Романовых

После Смуты внешнеполитические позиции России были весьма слабы, их упрочение стало целью первых царей из династии Романовых. Во внешней политике можно выделить три основных направления.

1. Северо-западное направление (цели: вернуть отторгнутые в период Смуты территории и добиться выхода к Балтийскому морю):

- 1632-1634 гг. — Смоленская (русско-польская) война с целью возвращения Смоленска России, завершившаяся победой России и Поляновским миром (России возвращались Смоленск и ряд других городов, польский король Владислав окончательно отказался от претензий на русский престол);

- 1654 г. — присоединение Левобережной Украины к России (в 1648 г. на Украине началось восстание во главе с Богданом Хмельницким против польского господства, восставшие обратились к России с просьбой присоединить их территории к Московскому царству, Земский собор 1653 г. принял решение удовлетворить их требования, а Переяславская рада 1654 г. провозгласила переход Левобережной Украины в подданство русского царя);

- 1654-1667 гг. — русско-польская война (из-за недовольства Речи Посполитой присоединением части Украины к России), которая шла с переменным успехом и завершилась Андрусовским перемирием (Левобережная Украина переходила к России, Правобережная Украина и Белоруссия оставались в составе Польши);

- 1656-1661 гг. — русско-шведская война с целью получения Россией побережья Финского залива, завершившаяся Кардисским миром (возвращалось довоенное положение, Россия так и не получила выход к Балтике);

- 1686 г. — «вечный мир» между Россией и Польшей, закрепивший условия Андрусовского перемирия (Россия получала Смоленскую, Черниговскую земли и Левобережную Украину, а также Киев, создавался союз России, Польши, Австрии, Франции и Венеции против Турции).

2. Южное, или крымско-турецкое, направление (цель: борьба с набегами Крымского ханства на южные земли, борьба с Турцией, претендовавшей на Украину):

- 1637-1642 гг. — «Азовское сидение» казаков (донские казаки самостоятельно захватили у турок крепость Азов и обратились к России за военной помощью, но Земский собор отверг это предложение, сочтя Россию неготовой к войне с Турцией);

- 1677-1681 гг. — война России с Османской империей из-за предъявления Турцией претензий на Украину. Важнейшее событие — борьба за город Чигирин (1677-1678). Война закончилась Бахчисарайским перемирием на 20 лет: Крым и Турция признавали переход к России Левобережной Украины и Киева.

3. Восточное направление с целью освоения Сибири и Дальнего Востока: экспедиции на Дальний Восток (экспедиция С. И. Дежнева на Чукотку и Е. П. Хабарова в Приамурье), присоединение к России Приамурья и значительной части Восточной Сибири (Якутия, Бурятия и пр.) Сибирские народы начали платить в российскую казну особый натуральный налог — ясак (как правило, пушнина). Активно складываются отношения России с Китаем, что выльется в заключение в 1689 г. Нерчинского договора — первого договора между двумя государствами.

В XVII в. Россия добилась ряда успехов (возвращение захваченных Речью Посполитой в период Смуты земель, успешное освоение Сибири и Дальнего Востока), но основная цель — получение выхода к морям — перешла в XVIII в.






Для любых предложений по сайту: [email protected]