Русская церковь в IX-XVII вв. - Особенности развития России в XVI—XVII вв. - Российское централизованное государство в XVI—XVII вв. - Древняя и средневековая Русь (до конца XVII в.)

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Русская церковь в IX-XVII вв. - Особенности развития России в XVI—XVII вв. - Российское централизованное государство в XVI—XVII вв. - Древняя и средневековая Русь (до конца XVII в.)

Русская православная церковь, возникшая в конце X в. вслед за крещением Руси в 988 г., сыграла значительную роль в истории нашей страны. После захвата Константинополя турками в 1453 г. и падения Византийской империи Россия превратилась в мировой центр православия и примеряла на себя функции защитника всех православных.

Основные тенденции в истории русской православной церкви:

· превращение русской церкви в автокефальную, то есть независимую от церквей других стран (а именно — от византийского патриарха, находившегося в Константинополе): в конце X в. была создана Киевская митрополия (главой русской церкви был митрополит Киевский, назначавшийся константинопольским патриархом), с 1448 г. российского митрополита не назначали из Константинополя, а избирали русские епископы с согласия московского князя. Наконец, в 1589 г. русская церковь окончательно стала независимой: ее главой теперь был не митрополит, а патриарх всея Руси, с чем согласился Константинополь;

· перемещение центра русской церкви: сначала ее центром был Киев, в 1299 г. из-за падения роли Киева и частых монгольских набегов митрополит переехал из Киева во Владимир, а в 1328 г. митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву (что сыграло важную роль в превращении Москвы в центр объединения Русского государства);

· создание монастырей: первый монастырь на Руси — Киево-Печерская лавра (1050-1060-е гг.), другие наиболее крупные и известные — Иосифо-Волоколамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, а также основанная в 1337-1338 гг. Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра;

· церковь постоянно накапливала богатства и превратилась в весьма крупного собственника (ее имущество будет передано государству только в 1764 г. Екатериной II). Источниками богатства церкви служили доходы от принадлежавших ей земель (на них трудились монастырские крестьяне или сами монахи), церковная десятина (налог в пользу церкви), занятия ростовщичеством и промыслами, взимание платы за церковные службы, дары от государей и феодалов. По поводу церковного имущества на рубеже XV-XVI вв. (при Иване III) в самой церкви развернулась острая дискуссия, закончившаяся победой иосифлян (табл. 4.1);


Таблица 4.1. Дискуссия иосифлян и нестяжателей (конец XV — первая половина XVI в.)


Критерии

Нестяжатели

Иосифляне (стяжатели)

Основатели и представители

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек

Иосиф Волоцкий

Церковь и мирские дела

Церковь должна быть далека от мирских дел

Церковь направлена на мирскую деятельность

Проблема церковной собственности

Осуждали церковные богатства и выступали за аскетизм, монахи сами должны трудиться

«Богатый монастырь и нищая братия» (монахи не должны иметь собственность, а монастыри должны быть богатыми и активно заниматься промыслами, торговлей и пр.)

Проблема соотношения светской и церковной властей

Исходили из того, что у церкви и государства разные сферы деятельности, подчеркивали ценность свободы и независимости человека

Церковная и светская власть должны действовать совместно, нужно повиноваться светским властям


· с конца XV в. на Руси появляются ереси (стригольники в XIV в., «жидовствующие» в XV в., еретическое «рабье учение» Феодосия Косого в XVI в. и др.), распространяющиеся среди образованной части населения городов (особенно Москвы и Новгорода). Они обличали пороки церковнослужителей, доказывали, что люди могут общаться с Богом и без церкви, а церковь должна быть бедной. Государство преследовало еретиков;

· в середине XVII в. — церковный раскол и попытка патриарха Никона подчинить светскую власть церковной.


Таким образом, в XVI-XVII вв. в России сформировались феодальные отношения (не в классическом западно-европейском виде, а с российскими особенностями) и уже начали складываться предпосылки для отношений капиталистических. Однако из-за отставания от Европы, отсутствия выхода к морям и других факторов Россия нуждалась в глубокой модернизации, что и произойдет в начале XVIII в. при Петре I.






Для любых предложений по сайту: [email protected]