Экономика России в первой половине XIX века - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Экономика России в первой половине XIX века - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

С начала XIX столетия Российскую империю поразил тяжелый кризис, порожденный общим несоответствием феодально-крепостнической системы новым, рыночным отношениям. Развитие товарно-денежных отношений разлагало изнутри феодальную систему хозяйствования, так как требовало прежде всего вольнонаемного труда, свободы экономической и торговой деятельности. Капиталистическая мануфактура начинала решительно теснить мануфактуру посессионную и вотчинную. Преимущество вольнонаемного труда над крепостным как в сельском хозяйстве, так и в промышленности ясно показывало, что крепостничество стало тормозом в развитии производительных сил.

К середине века из общей численности населения примерно в 60 млн. человек более чем 50-миллионная крестьянская масса эксплуатировалась 600-тысячным отрядом российского дворянства. Рост сословий купечества, мещанства и буржуазии искусственно сдерживался не только крепостническими порядками в экономике, но и самодержавным государством, аппарат которого был всецело приспособлен к обслуживанию помещичьего сословия. Это порождало конфликт передовой части общества: зарождающейся интеллигенции, части дворянства, предпринимательского класса - с государственно-бюрократическим аппаратом страны. Экономическое, политическое и социальное отставание России от передовых стран Западной Европы обусловило со временем складывание в России так называемого догоняющего типа развития, когда перед страной и обществом неумолимо ставился вопрос о необходимости кардинальных изменений в экономике, порядке управления, формах собственности. Возник и вопрос о средствах осуществления преобразований - революционных либо реформаторских. Крепостничество естественным образом начало восприниматься как главный тормоз в развитии страны. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. начали с неизбежностью проявляться и в России, пробиваясь, с одной стороны, через многочисленные ограничения и архаизмы крепостнической эпохи, с другой - через традиционный для страны общинный менталитет.

В Европе феодальные отношения в большинстве стран уже отошли в прошлое. В Англии и Франции антифеодальные революции произошли соответственно в середине XVII и конце XVIII в.; в Германии к концу 40-х гг. крепостничество уже изживалось. Отсталость хозяйства грозила для России военно-стратегическим отставанием, утратой ею того геополитического положения, которого она достигла в результате преобразований Петра I. Непрекращающийся кризис денежно-финансовой системы, инфляция, особенно возросшая после Крымской войны 1854-1856 гг., усиливали отставание страны, мешали начавшемуся в 40-е гг. промышленному перевороту, тормозили техническое перевооружение армии и флота.

У значительной части образованного населения России вопрос о преобразованиях экономического строя начинал ассоциироваться с вопросом о дальнейшем существовании в стране абсолютной монархии, о необходимости ее отмены либо конституционного ограничения. Противодействовать таким настроениям правительство могло, либо встав на путь серьезных реформ, либо на путь усиления реакционно-охранительных начал с целью предотвращения преобразований, подрывающих его монополию на власть. Короче говоря, перед правительством стоял выбор: постепенные реформы или крайняя реакция; перед оппозицией: либеральные реформы или насильственная революция.

В этой связи время правления Александра I (1801-1825) четко делится на период либеральных реформ 1801-1814 гг. и период усиления реакционных начал, «отката» назад. Попытка декабристов насильственным путем решить назревшие вопросы вызвала резкое усиление реакционно-охранительных начал в царствование Николая I (1825-1855).

Под знаком борьбы отмеченных тенденций проходили все общественные процессы: и формирование отношения к проблемам экономического развития, и внутренняя и внешняя политика, и культурный процесс. Эта борьба самым непосредственным образом отразилась и на основных направлениях модернизации государственного строя в рассматриваемый период.

Вступив на престол, Александр I объявил амнистию политическим заключенным, восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты дворянству и городам. В апреле 1801 г. был создан «Непременный совет» - законосовещательный орган при императоре. В его состав вошли наиболее видные сановники, в большинстве своем представлявшие бюрократию двух предыдущих царствований. Вскоре Александр предложил Непременному совету проект указа о запрете продавать крестьян без земли. За этим должен был последовать указ о разрешении лицам недворянского статуса приобретать населенные земли с условием освобождения проживающих на этих землях крестьян. В дальнейшем крестьяне должны были освобождаться при любом переходе имения из рук в руки. Таким путем Александр предполагал создать предпосылки для последующей ликвидации крепостного права. «Непременный совет», однако, отнесся к проекту неодобрительно. Императору объяснили, что подобные действия грозят как крестьянскими волнениями, так и сопротивлением дворянства. Принят был лишь запрет печатать в газетах объявления о продаже крестьян.

Обсуждение преобразований Александр I перенес в Негласный комитет. В него были включены его «молодые друзья»: В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, А. Чарторыйский. Однако и эти ближайшие сподвижники Александра оказались противниками какого бы то ни было ограничения самодержавия. Так, они отвергли проект реорганизации Сената, которому предполагалось дать широкие полномочия, превратив его в высший орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти. Члены Негласного комитета и учитель Александра швейцарский просветитель Лагарп опасались, что в российских условиях ограничение власти самодержца приведет лишь к усилению дворянской реакции и сделает невозможными насущные реформы.

«Негласный комитет» отверг как несвоевременный и проект П. Зубова, предлагавшего запретить продажу крепостных без земли и предоставить государству право выкупать крестьян у помещика в случае необходимости.

В конце 1801 г. был издан указ о разрешении лицам недворянского происхождения и состояния покупать ненаселенные земли. Это означало, что владение землей постепенно переставало быть дворянской привилегией. Указ был принят прежде всего в интересах купцов, покупавших землю под строительство торгово-промышленных заведений. После продолжительных обсуждений ряда проектов (рассматривался даже проект введения конституции) дело свелось к некоторому усовершенствованию аппарата.

Петровские коллегии к тому времени уже устарели. Требовалась более четкая и централизованная система управления. В связи с этим по докладу Чарторыйского 8 сентября 1802 г. было создано 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В 18101812 гг. реформа государственных учреждений была продолжена, что выразилось в увеличении числа министерств и ведомств. В министерствах в отличие от коллегий было введено строгое единоначалие.

Под влиянием растущего крестьянского движения Негласный комитет немало времени уделил и обсуждению крестьянского вопроса. Результатом этих обсуждений явился закон от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах». По новому закону помещикам разрешалось отпускать крепостных на волю с землей, в разряд «вольных хлебопашцев». Однако большого значения он не имел. Во-первых, требовалось согласие обеих сторон, а помещики давали его крайне редко; во-вторых, за свое освобождение крестьяне должны были вносить непосильную для них плату. В результате закон «О вольных хлебопашцах» привел к освобождению всего около 47 тыс. крепостных крестьян за 50 лет.

Из числа либеральных реформ начала века следует упомянуть мероприятия в области просвещения и цензуры.

В начале XIX в. Московский университет перестал быть единственным: были реорганизованы университеты в Дерпте (ныне Тарту) (1802) и Вильно (ныне Вильнюс) (1803), открыты университеты в Казани и Харькове (1804) и в Петербурге (1819). Университеты, согласно уставу, имели автономию: ректор был лицом избираемым, имелся свой особый суд, который ведал делами, касавшимися студентов и профессоров. В 1804 г. был принят цензурный устав, по которому цензура поручалась комитету из профессоров университета. В 1811 г. в Царском Селе под Петербургом для подготовки высококвалифицированного чиновничества был открыт Лицей, дававший образование, не уступавшее университетскому. Были открыты также Институт корпуса инженеров путей сообщения и Московское коммерческое училище.






Для любых предложений по сайту: [email protected]