Попытки реформ в России. Преобразовательные планы М. М. Сперанского - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Попытки реформ в России. Преобразовательные планы М. М. Сперанского - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

Масштабные проекты государственных преобразований связаны с именем М. М. Сперанского, статс-секретаря Александра I. М. М. Сперанский (1772-1839) принадлежал к числу самых ярких государственных умов той эпохи. Начав свою государственную карьеру секретарем ряда министров, он уже в начале века зарекомендовал себя сторонником умеренных буржуазных реформ и ограниченной монархии. В период работы Негласного комитета он высказывался за введение в России конституции и ограничение самодержавной власти. В своем «Плане государственных преобразований», разработанном в 1809 г., Сперанский критиковал неограниченную монархию, доказывая необходимость введения конституции сверху. Конституция, указывал он, должна быть не «плодом воспаления страстей», а результатом деятельности самого царя. Феодальная монархия должна постепенно трансформироваться в буржуазную.

По проекту конституции, разработанному Сперанским, власть царя должна была ограничиваться Государственной думой. Царь сосредоточивает в своих руках высшую исполнительную власть, законодательную инициативу и контроль за проведением в жизнь законов. При царе существует Государственный совет, Сенат и Комитет министров.

Государственная дума должна являться законодательным органом, который будет рассматривать законы, вносимые царем. Выборы в думу должны быть четырехстепенными и ограничиваться наличием собственности.

Сперанский считал необходимым также издание законов, которые ограждали бы безопасность «лиц и имущества», что было свойственно европейским буржуазным конституциям, осуждал крепостничество, а также предлагал ряд мер по развитию торговли и промышленности. Выдвигая положение о желательности конституции для России, Сперанский обосновывал его ссылками на историю. Он указывал, что еще во времена Алексея Михайловича существовали зачатки конституционных органов в лице земских соборов. Много в плане подготовки к конституции было сделано Петром I, открывшим дорогу наукам, просвещению, промышленности и торговле. При Екатерине существовали прообразы конституционных учреждений в лице многочисленных комиссий и комитетов. Сперанский писал, что при Александре I условия для конституционных преобразований вполне созрели.

Значительное место в своих планах Сперанский отводил развитию в стране просвещения, торговли, промышленности и земледелия.

Красной нитью через весь «План государственных преобразований» проходит идея правового государства, торжества законности. Принцип разделения властей, ответственное министерство, сами подходы к конституции должны были, по мысли Сперанского, гармонизировать общественную жизнь, привести государственный строй страны в соответствие с потребностями ее экономического и социального развития.

В 1810 г. первый серьезный шаг в направлении реформ был сделан: 1 января был торжественно открыт Государственный совет. По должности в совет входили министры. Председатель Государственного совета назначался царем. «Никакой закон не может быть поставлен на утверждение императора помимо Государственного совета» - гласила статья «учреждения» совета. В перспективе должны были образоваться и нижняя палата - Государственная дума, а также выборные органы местного самоуправления.

Однако блестящим замыслам Сперанского, без малого на 100 лет (до Манифеста 17 октября 1905 г.) опередившего свое время, не суждено было сбыться. План преобразований вызвал крайне негативную реакцию у дворянских кругов, усмотревших в нем посягательство на свои имущественные и социальные привилегии. Сперанский был обвинен в подрыве основ государственного строя России, пособничестве Наполеону и в 1812 г. отстранен от должности и отправлен в ссылку, после чего во внутренней политике Александра I началось постепенное свертывание реформ.

Крайне реакционным мероприятием, консервировавшим крепостнические порядки, явилось создание сети военных поселений с их невероятно тяжелым режимом и палочной муштрой. Крестьянский труд, и без того чрезвычайно тяжелый, дополнялся всеми тяготами военной службы. Непосредственная цель поселений - уменьшить расходы на содержание армии - была недостижима из-за общего прогрессирующего упадка помещичьих хозяйств и частых крестьянских восстаний.

Реакционный внутриполитический курс самодержавия в последние годы царствования Александра I обычно связывают с личностью А. А. Аракчеева и называют «аракчеевщиной». В самом деле, с 1822 г. он на положении первого министра фактически становится единственным докладчиком царю по всем вопросам, даже по ведомству Святейшего Синода. Все министры шли с докладом к Аракчееву, а он уже делал общий доклад царю. Современники и впоследствии историки видели в Аракчееве главное «зло» России тех лет. Однако стоит иметь в виду, что, несмотря на все влияние этой личности на ход государственных дел, вдохновителем реакционного курса был сам Александр I.

Реакция захватила и сферу образования. Автономия университетов была постепенно ликвидирована, на либеральных профессоров были начаты гонения. Окончательный поворот к консервативной модернизации завершился уже при Николае I, после подавления восстания декабристов. Неудача реформаторских программ начала XIX в. породила у ряда представителей прогрессивно настроенной общественности неверие в саму идею мирным реформаторским путем добиться осуществления назревших преобразований, подтолкнула их мысль к поискам насильственного способа достижения целей. В послевоенные годы рождаются преобразовательные планы тех, кто в декабре 1825 г. на Сенатской площади громогласно заявит на всю страну о рождении в России политического радикализма, стремлении насильственным путем «осчастливить» неспособных либо не желающих поддержать мирную программу переустройства общества.






Для любых предложений по сайту: [email protected]