Движение декабристов - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Движение декабристов - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

Декабризм появился на волне патриотического подъема, связанного с победой над Наполеоном в 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. познакомил русское офицерство с западноевропейским строем, убедил в превосходстве свободного труда на земле. Многие из будущих декабристов вернулись с войны убежденными республиканцами, некоторые заразились революционными настроениями.

Деятельность декабристов до восстания 14 декабря 1825 г. делится на два периода: 1816-1821 гг. - период образования первых тайных обществ, разрабатывавших будущие планы действий, и 1821-1825 гг., когда шла разработка конституционных программ будущего республиканского устройства России. В последний период были созданы «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева, трактовавшие республиканско-конституционные идеи со значительными различиями.

«Конституция» Никиты Муравьева, одного из руководителей Северного общества, являлась выражением взглядов наиболее умеренной, чуждой крайнего радикализма части декабристов. В ней планировалось установление после восстания ограниченной законом «умеренной» монархии, освобождение крестьян с минимальным наделом и построение государства с федеративным устройством.

Конституционная монархия виделась Н. Муравьеву наиболее подходящей для России формой государственного устройства, сочетавшей самодержавные традиции страны с идеалами верховенства закона, суверенитета человеческой личности. Опыт всех времен и народов, полагал Муравьев, доказал, что власть самодержавная равно гибельна как для правителей, так и для общества. Поэтому власть самодержца должна быть ограничена выборными органами - Палатой народных представителей и Верховной думой, образующими вместе Народное вече. Обе палаты должны были, по мысли автора «Конституции», избираться и конструироваться на совершенно разных основах.

Палата представителей избирается на два года, по одному представителю от каждых 50 тыс. населения мужского пола. Общая численность палаты - 450 человек. Для участия в выборах устанавливается высокий имущественный ценз. Верховная же дума должна была состоять из 42 лиц - представителей держав (областей). Каждый год одна треть членов Верховной думы должна подвергаться ротации. Думе, по «Конституции», принадлежит право суда над министрами и высшими сановниками государства. Чтобы быть избранным в Думу, надо иметь не менее девяти лет гражданства, владеть недвижимостью на сумму не менее 15 тыс. рублей (или движимым имуществом на 30 тыс. рублей), а также быть не моложе 30 лет.

За царем сохранялись функции исполнительной власти. Областное управление должно было находиться в руках выборных областных дум.

Крепостничество «Конституция» Н. Муравьева осуждает самым решительным образом и провозглашает его отмену. Каждый, кто вступает на землю русскую, становится человеком свободным. В соответствии с этим каждый человек имеет право заниматься тем промыслом, какой покажется ему наиболее выгодным. Освобождаются крестьяне с небольшим (до двух десятков десятин) земельным наделом на двор.

Значительно дальше пошел в радикализме Павел Пестель, руководитель Южного общества и автор «Русской правды» - документа, в значительной мере предвосхитившего многие революционные программы более позднего времени. По своим убеждениям Пестель - ярко выраженный республиканец. Это нашло свое отражение в его модели будущего государственного устройства страны. Если у Муравьева смысл всех политических построений состоит в правовом и гражданском обеспечении личности, то у Пестеля государство-организатор становится в будущем общественном устройстве самостоятельной ценностью. Его отношение к национальной проблеме (право «народности» приносится в жертву праву «благоугодства») закономерно вытекает из представления о будущем централистском характере государственной власти. Республика, по Пестелю, не столько механизм раскрепощения личности, достижения ее суверенитета, сколько орудие построения идеальной государственно-державной «машины». Свобода как таковая не входит в круг ценностей, за которые автор «Русской правды» намерен был бороться.

Таким образом, «Русская правда» провозглашала буржуазную республику. После военного переворота, полагал Пестель, власть в стране должна относительно длительное время принадлежать временному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями. Временное революционное правительство обязано было силой обеспечить введение конституции, установленной в соответствии с основными положениями «Русской правды». Саму «Русскую правду» автор рассматривал как своего рода наказ или наставление Временному Верховному правлению для его действий, а также объявление народу, от чего он освобожден и чего может впредь ожидать. Идея «осчастливливания» народа сверху, уверенность, что не само население, а только лучшие умы могут знать, что и как необходимо сделать для благоустройства страны, прослеживается здесь весьма отчетливо.

Выборы органов власти, по мысли Пестеля, должны проводиться на демократических основаниях. Сословные либо национальные ограничения в избирательных правах не должны иметь места. Право избирать и быть избранным предоставляется всем, достигшим двадцати лет. Верховная власть должна подразделяться на законодательную, верховно-исполнительную и блюстительную. Первая поручается Народному вечу, вторая - Державной думе, третья - Верховному собору.

Народное вече является законодательным органом и должно состоять из представителей народа, избираемых на пять лет. Ежегодно 1/5 часть членов веча должна переизбираться. Права роспуска веча не имеет никто. Оно представляет собой волю народа в государстве, и ему принадлежит право объявлять войну и заключать мир. Орган исполнительной власти - Державная дума - должен был состоять из пяти человек, также избираемых на пять лет. Ежегодно один из пяти ее членов должен переизбираться. Дума является постоянным органом управления, ей подчиняются все министерства. Возглавляет Державную думу тот, кто находится в ней пятый год.

Верховный собор - орган «блюстительной» власти - должен был, по мысли Пестеля, состоять из 120 человек, избираемых пожизненно. Их обязанности ограничивались наблюдением за исполнением законов.

Федеративный принцип построения государства «Русская правда» отрицала. Власть в Российской республике должна быть строго централизованной. Государство должно было делиться на десять областей, в каждую из которых должно входить по пять губерний. Все национальности и народности страны делились на две категории: народы, которые могут пользоваться национальной независимостью, и народы, на это неспособные. К первой категории, кроме русского народа, Пестель относил польский, для которого предусматривалась относительная свобода самоопределения. Всех остальных предполагалось объединить в один народ, живущий по единым законам. Все лица в российском государстве должны представлять собой одно сословие, именуемое гражданами. На этой основе должны быть уничтожены все сословные привилегии и различия, в том числе упразднено и дворянское сословие.

«Русская правда» предусматривала освобождение крестьян с землей за счет отчуждения половины земли у помещиков, имевших свыше десяти тысяч десятин. Вся земля должна делиться на общественный земельный фонд и фонд, который может находиться в частной собственности и служить для «получения изобилия».

Программы декабристов, удивительным образом сочетавшие в себе безусловно демократические элементы республиканского устройства - выборность, всесословность, разделение властей и их взаимный контроль - с определенными чертами будущих тоталитарных режимов, были смесью реальных проектов и утопии. Их воздействие на общественное сознание оказалось весьма значительным, предопределив в дальнейшем появление самых разнообразных оттенков общественной и политической мысли - от консервативно-либеральных до ультрареволюционных. Поэтому движение декабристов заняло особое место в развитии освободительного процесса в России. Не отразившись даже в малой степени на природе государственной власти, оно в целом сыграло огромную роль в определении характера и направления деятельности многочисленных правительственных комиссий, работавших все тридцать «николаевских» лет над усовершенствованием российской государственности. Наиболее общие черты декабристского образа мыслей - представления о народном суверенитете, освобождении личности, пагубности крепостничества и неограниченной верховной власти, благотворности гражданских свобод, основанных на равенстве всех перед законом, - в той или иной степени реализовались в реформах 60-70-х гг.

Неожиданная смерть Александра I в Таганроге в ноябре 1825 г. и возникшее междуцарствие побудили декабристов к немедленному выступлению. Члены Северного общества вывели 14 декабря в день присяги Николаю I на Сенатскую площадь столицы до 3 тыс. солдат и матросов. Восставшие медлили, они ожидали назначенного диктатором-руководителем восстания С. П. Трубецкого, но он на площадь не явился. Николай I стянул на площадь до 12 тыс. человек верных ему войск с артиллерией. С наступлением сумерек несколькими залпами картечи каре восставших было расстреляно. Начались аресты. 29 декабря на Украине, возле Белой Церкви, началось восстание Черниговского полка. Его возглавил С. И. Муравьев-Апостол. 3 января полк был атакован гусарами и рассеян картечью. Раненный в голову Муравьев-Апостол арестован. Аресты продолжались до апреля 1826 г. По делу декабристов проходило 579 лиц, из них многие заочно, поскольку подвергнуть аресту удалось только 316 человек. 289 были признаны виновными. 121 был осужден Верховным уголовным судом. 5 человек - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский - приговорены к смертной казни четвертованием. По царской конфирмации она была заменена им повешением. Приговор приведен в исполнение 13 июля 1826 г. Еще 11 человек, которым суд определил смертную казнь «отсечением головы», были отправлены на пожизненную каторгу. Николай I смягчил приговоры и некоторым другим участникам движения, ссылаемым на каторгу, высылаемым, отправляемым в действующую армию на Кавказ.

Восстание декабристов - кульминационное событие и вместе с тем итог этого общественного движения. Это было первое в стране открытое политическое выступление. Декабристы и их идеи оказали исключительное по своей силе воздействие на последующие поколения демократически мыслящих людей России.






Для любых предложений по сайту: [email protected]