История средних веков - Поурочное планирование
Феодальное общество - КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
План вводной беседы.
1. Христианское учение о равенстве всех перед Богом.
2. Было ли средневековое общество обществом равных?
3. Исходное противоречие: христианство учило, что перед Богом все равны, христианская вера господствовала в средневековой Европе, но средневековое общество не было обществом равных. Наоборот, его разделяли очень высокие перегородки между знатными и не знатными, богатыми и бедными.
Документ для анализа
«О, суета сует, но еще более безумная, чем суета! Церковь сверкает со всех сторон, но бедняк голоден! Стены церкви покрыты золотом, а дети церкви не имеют одежды... Скажите же мне, бедные монахи, если вы бедны на самом деле, к чему золото в святом месте? Сказать откровенно, алчность всему виной, алчность — раба идолов... потому что один лишь вид этого роскошного и удивительного тщеславия толкает человека на то, чтобы он давал, а не на то, чтобы он молился. Не знаю почему, но чем больше богатство открывается взору, тем охотнее дают. Глаза слепнут при виде золотых надгробий, коими покрыты мощи; святым придают красивые формы, и чем почетнее святой, тем больше на него уходит краски».
Св. Вернар Клервоский (XII в.)
Учебная задача урока: почему равенство перед Богом не сделало людей равными на Земле?
План организации учебной деятельности.
1. На какие три основные группы разделялось феодальное общество и что было основанием для такого деления?
2. Как складывались отношения между сословиями феодального общества?
3. Почему средневековому человеку было очень нелегко улучшить свое положение, «подняться наверх»?
Контрольный тест
1. Все три сословия имели перед обществом свои права и обязанности. (+)
2. Отношения между сословиями регулировались обычаем и правом. (+)
3. Основными сословиями феодального общества были землевладельцы-феодалы, рабы и свободные крестьяне. (-)
4. Сословная принадлежность зависела от рождения. (+)
5. Для улучшения своего положения в обществе требовалось только разбогатеть. (-)