Древнейшие страницы истории человечества - Ранов В.А. 1988

Человек покоряет Ойкумену
«Торжище» в Костенках

Своеобразие и особенности позднепалеолитических культур Восточной Европы особенно хорошо фиксируются в Костенковско-Борщевском районе Воронежской области, где открыто и исследовано более 20 стоянок, большей частью многослойных (всего 60 культурных слоев). Все эти стоянки располагаются в районе деревень Костенки и Борщево и изучаются уже свыше ста лет (первое обследование проведено И. С. Поляковым в 1879 г.). Стоянки обнаружены здесь на стенках и днищах крупных оврагов на первой и второй надпойменных террасах. Если назвать район «палеолитическим Эльдорадо», то этот эпитет здесь тоже не будет преувеличением. Это действительно уникальное скопление палеолитических памятников. Недаром кто-то из ученых предложил назвать Костенки «торжищем», куда сходились в течение 23 тыс. лет разные позднепалеолитические племена.

Наиболее интересным представляется пункт Костенки I, где еще создателем советской школы палеолитоведения П. П. Ефименко было раскопано большое наземное жилище длиной в 31 м при ширине 8 м. Внутри жилища парами располагались крупные очаги диаметром 1—1,2 м и глубиной до 0,4 м. Очаги служили для отопления и приготовления пищи.

В жилище, в культурном слое, образовавшемся на полу, а также в специальных ямках-тайниках, найдено большое количество каменных орудий, фигурки и головки животных, вырезанных из мягкого камня — мергеля. Обнаружены и замечательные произведения искусства — женские статуэтки.

Хорошо известен каменный инвентарь, собранный в процессе раскопок Костенок I. Здесь фиксируются остатки по меньшей мере еще двух жилищ, образовавших поселок. Это так называемая виллендорфско-костенковская культура. По мнению многих ученых, в позднем палеолите происходило продвижение племен от Виллендорфа в Австрии на Русскую равнину. Можно представить себе медленный процесс, начавшийся где-то около 40—35 тыс. лет назад и продолжавшийся вплоть до последнего оледенения Восточной Европы около 20 тыс. лет назад. Для этой культуры характерны крупные ножевидные пластины до 10— 14 см длиной, из которых изготавливались тщательно оформленные концевые скребки, резцы для работы по кости и дереву, а также мергелю.

Наряду с орудиями из крупных пластин встречаются изделия и из мелких пластин. Очень характерным орудием виллендорфско-костенковской культуры являются наконечники с боковой выемкой, тщательно обработанной специальной притупливающей ретушью. Заметны и листовидные острия с подтеской одной из сторон. Вообще же индустриальные комплексы Костенок удивительно разнообразны. Различается несколько индустрий, соответствующих разным культурам: костенковско-стрелецкой, спицынской, городцовской и т. д. Они отличаются как хронологически, так и культурно-исторически и часто связаны с приходом новых позднепалеолитических племен в Костенковско-Борщевский район. Многие типы орудий из Костенок вошли в учебники всего мира как образцовые. Очень интересны и костяные орудия. Но подлинную славу Костенкам принесло палеолитическое искусство.

Каменные орудия эпохи позднего палеолита со стоянки Костенки I. В эпоху позднего палеолита район Костенок был густо заселен. В различных пунктах в Костенках найдены значительные и разнообразные коллекции каменных орудий этого периода.

Оно представлено очень большим количеством образцов: украшения из зубов хищников, раковин, галечек, покрытых различным геометрическим орнаментом в виде косых и прямых параллельных насечек, елочки, схематизированные головки или целые фигурки пещерного льва, носорога, но чаще всего — мамонта, что отражает главный объект охоты палеолитического населения Костенок в эпоху последнего оледенения. Интересно, что только в одной группе костенковско-борщевских культур, а именно в виллендорфско-костенковской, имеются превосходно сделанные из кости фигурки «палеолитических Венер». Это статуэтки полных обнаженных женщин, выполненные в статической манере, чаще со склоненной головой, сложенными на животе руками, слегка подогнутыми ногами. Такие же фигурки, только изображающие более худых, стройных женщин, иногда в одежде, известны только очень далеко от берегов Дона — в Сибири на стоянках Мальта и Буреть в бассейне Ангары.

Необходимо также остановиться на пещерной живописи Каповой пещеры на Урале. Капова пещера (другое название — Шульганташ) находится в горах Южного Урала на реке Белой. Рисунки в давно известной пещере были открыты зоологом А. В. Рюминым в 1959 г. и изучались О. Н. Бадером. Палеолитические рисунки (всего около 40) найдены на двух уровнях пещеры. На верхнем этаже охрой, одним красным цветом выполнены контурным или силуэтным приемом рисунки ископаемых животных — мамонтов, лошадей, носорогов. На стенах и потолке нижнего этажа большинство рисунков имеет знаковый характер, но имеются и одновременные реалистические рисунки лошадей. О. Н. Бадер предполагает палеолитический, раннемадленский возраст рисунков. Новейшие исследования в пещере, проводимые ленинградским археологом В. Е. Щелинским, подтверждают это мнение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]