От авторов

Информатика и ИКТ подготовка к ЕГЭ

От авторов

С 2010 года во многих вузах в качестве одного из вступительных экзаменов введён предмет «Информатика и ИКТ». Ранее ЕГЭ по информатике проводился далеко не во всех регионах. Возросшим интересом к изучению этой дисциплины и необходимостью подготовки к экзамену и продиктован выпуск данного пособия. Книга, которую вы держите в руках, предназначена для учащихся выпускных классов средних общеобразовательных учреждений и их учителей.

Книга «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2013» входит в учебно-методический комплекс «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ», состоящий из книг: «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2013», «Информатика и ИКТ. Тематические тесты», «Информатика и ИКТ. Сборник задач по программированию. Подготовка к ЕГЭ» и «Информатика и ИКТ. Учебно-тренировочные тесты. Подготовка к ЕГЭ-2013». Краткое содержание этих книг приведено ниже.

Авторским коллективом были проанализированы все задания демонстрационных вариантов ЕГЭ 2005-2012 гг., в особенности задания C1—С4, и на основе ключевых идей этих заданий составлены 20 вариантов тестовых заданий данной книги. В книге приводятся решения заданий C1—С4 всех вариантов, а также решения всех заданий одного варианта.

Методические рекомендации. Многочисленные опросы выпускников, сдающих ЕГЭ, позволяют сделать выводы, что основная подготовка к нему осуществляется на уроках информатики. Мы напомним истину, заключающуюся в том, что нужно добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, но его глубоко осознанного понимания. Разумеется, в процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ.

Для подготовки к экзамену по информатике и ИКТ мы предлагаем следующую схему:

1. Прорешать один вариант из тестов книги «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2013». При решении варианта не стоит задерживаться на заданиях, вызывающих затруднения. Отметьте эти задания. Это поможет выявить темы, по которым недостаточно знаний для успешного решения задач.

2. На основе сделанных заметок перейти к изучению тем, по которым знания недостаточны для решения предлагаемых задач. Для отработки таких тем рекомендуем обратиться к пособию «Информатика и ИКТ. Тематические тесты». Задания в этих тестах составлены по мере возрастания уровня сложности. Для отработки навыков программирования советуем воспользоваться книгой «Информатика и ИКТ. Сборник задач по программированию. Подготовка к ЕГЭ».

3. После отработки всех тем, можно снова перейти к решению заданий тестов данной книги.

4. Далее при необходимости снова можно обратиться к тематическим тестам, если возникают проблемы при решении отдельных заданий.

5. Когда все темы изучены следует перейти к решению тестов по книге «Информатика и ИКТ. Учебно-тренировочные тесты. ЕГЭ-2013». Теперь уже рекомендуем предварительно засекать время, требуемое для решения заданий.


Краткое содержание книг учебно-методического комплекса «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ».

1) Настоящая книга «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2013» содержит 20 новых авторских учебно-тренировочных тестов, составленных по последней спецификации ЕГЭ и с учетом прошедшего экзамена, а также экзаменов прошлых лет. Здесь предложено решение первого варианта тестов и подробные решения заданий части С для всех вариантов. Эта книга может оказать помощь на начальных этапах подготовки к ЕГЭ для выяснения тем, требующих усиленного изучения материала.

2) Книга «Информатика и ИКТ. 10—11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни» поможет при отработки избранных тем. Авторы старались включить в каждый тематический блок не только задачи, которые встречались ранее в ЕГЭ, но и вспомогательные задачи: более лёгкие для адаптации к материалу и более сложные для закрепления изученного материала.

3) Книга «Информатика и ИКТ. Сборник задач по программированию. Подготовка к ЕГЭ» содержит краткое изложение базовых конструкций языка программирования Паскаль, разбор некоторых алгоритмов и задачи по программированию, разбитых по тематическим блокам. Для успешной сдачи ЕГЭ по информатике необходимо умение программирования. Настоящая книга окажет помощь при изучении базовых конструкций программирования.

4) Книга «Информатика и ИКТ. Учебно-тренировочные тесты. Подготовка к ЕГЭ-2013» содержит 10 учебно-тренировочных тестов, разработанных на базе спецификации и демонстрационного варианта ЕГЭ-2013. Эта книга будет полезна на заключительных этапах подготовки к ЕГЭ, когда все или почти все темы уже изучены. Авторы рекомендуют решать представленные здесь варианты с учётом времени, отводимого на ЕГЭ. Решение представленных здесь вариантов позволит не только ещё раз обратить внимание на задания, в которых допущены ошибки, но и проанализировать затрачиваемое время при решении тех или иных заданий.


Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа содержит 32 задания и состоит из трёх частей.

Часть 1 (А) содержит 13 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части А.

Часть 2 (В) содержит 15 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В Зтой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части В.

Часть 3 (С) содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные три задания — высокого уровня сложности. Задания этой части предполагают запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационно-коммуникационных технологий, объединенным в следующие тематические блоки: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии». Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ.

Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по телекоммуникационным технологиям и технологии программирования. В этой части имеются задания всех уровней сложности, однако большинство заданий рассчитаны на небольшие временные затраты и базовый уровень знаний экзаменуемых.

Часть 2 включает задания по темам «Информация и её кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Телекоммуникационные технологии». В части 2 большинство заданий относится к повышенному уровню сложности, а также имеется одно задание высокого уровня, поэтому выполнение заданий части 2 в целом потребует большего времени и более глубокой подготовки.

Задания части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике и ИКТ учащихся средних общеобразовательных учреждений. Эти умения проверяются на повышенном и высоком уровне сложности. Также на высоком уровне сложности проверяются умения по теме «Технология программирования».

В КИМ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо в новой ситуации.


Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Часть 1 (А) экзаменационной работы содержит задания, большинство из которых относятся к базовому и повышенному уровням сложности, и одно задание высокого уровня.

Часть 2(B) содержит в основном задания повышенного уровня, а также по одному заданию базового и высокого уровней сложности.

Задания части 3 (С) относятся к повышенному и высокому уровням. Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня составляет 60—90%. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня — 40—60%. Предполагаемый процент выполнения заданий части С — менее 40%.

Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором ответа и кратким ответом. Достижение уровня повышенной подготовки проверяется с помощью заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответом. Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной работе используются задания с кратким и развернутым ответом.


Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). На выполнение заданий части 1 (А) и части 2 (В) рекомендуется отводить 1,5 часа (90 минут). На выполнение заданий части 3 (С) рекомендуется отводить 2,5 часа (150 минут).


Таблица перевода первичных баллов в тестовые

Далее приведена таблица перевода первичных баллов в тестовые. Это реальная таблица 2012 года. По ней, прорешав тест, можно определить уровень подготовки и тестовый балл вашего ребенка. Поясним, что такое первичный и тестовый балл.

Первичный балл — это балл, выставляемый за каждое выполненное задание. За каждое верно выполненное задание части А или части В выставлялся 1 (один) первичный балл. Таким образом, за все верно выполненные задания части 1 ученик может получить 13 первичных баллов; за все верно выполненные задания части 2 ученик может получить соответственно 15 первичных баллов. За задания части 3 — до 12 баллов (за задания С1 и С3 по 3 балла, за задания С2 и С4 — 2 и 4 балла соответственно), причем, в зависимости от степени верности выполнения заданий части 3 ученик может получить от 0 до максимально возможного за данное задание первичных баллов. Следовательно, 40 — это максимальное количество первичных баллов, которые ученик может набрать: 13 за все задания А, 15 за все задания В и 12 (3 + 2 + 3 + 4) за все задания С.

Тестовый, или сертификационный, балл — это балл, который выставляется ученику в сертификат. Максимально возможное количество — 100 баллов.


Таблица перевода первичных баллов в тестовые (2012 г.)


Перв. балл

Тест. балл

Перв. балл

Тест. балл

0

0

21

66

1

5

22

68

2

10

23

69

3

15

24

71

4

20

25

73

5

25

26

74

6

30

27

76

7

35

28

78

8

40

29

79

9

45

30

81

10

47

31

83

11

49

32

84

12

51

33

86

13

52

34

88

14

54

35

90

15

56

36

92

16

57

37

94

17

59

38

96

18

61

39

98

19

62

40

100

20

64







Для любых предложений по сайту: [email protected]