Математика 1 класс - Поурочные разработки
ОТРЕЗКИ И ДУГИ
Цели: ввести понятия “отрезок” и “дуга”; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задание на развитие внимания.
- Рассмотрите рисунки на карточках.
- Как вы думаете, что из этого можно нарисовать в виде одной линии?

2. Задачи в стихах.
По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут,
Сколько они найдут?
(Нисколько.)
Потеряла Золушка башмачок,
Прибежала с праздника - и молчок.
Стали ей потерянный примерять.
Сколько же у Золушки их опять?
(Два.)
3. Задание на развитие внимания и умения сравнивать.
- Соедините стрелками фигуры одинаковой формы.

- Чем отличаются данные фигуры? (Размером и цветом.)
III. Сообщение темы урока.
- Рассмотрите рисунок на доске:
а)
б) 
- Как называется первая линия? (Прямая.)
- Как называется вторая линия? (Кривая.)
- Что объединяет данные линии? (На каждой линии поставлены по две точки.)
- Как называется часть прямой линии, заключенная между двумя точками? (Отрезок.)
- Как называется часть кривой линии, заключенная между двумя точками? (Дуга.)
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 16-17).
Задание № 1 (с. 16).
- Рассмотрите рисунок, прочитайте диалог Миши и Маши.
- Что такое отрезок? (Часть прямой)
- Что есть у отрезка? (У отрезка есть концы.)
- Покажите соседу по парте отрезок и точки, которые являются концами отрезка. Сосед должен показать прямую.
Задание № 2 (с. 16).
- Покажите на рисунке отрезок. Как Маша и Миша его получили? (Маша и Миша держат концы веревки, которую они натянули. Они получили отрезок.)
Задание № 3 (с. 16).
Учащиеся выполняют работу в тетради.
Задание № 4 (с. 17).
- Что изображено на рисунке? (Радуга, деревянная дуга, кот стал дугой, веревочка у Маши и Миши висит дугой.)
- Как можно построить на чертеже дугу?
ДУГА - часть какой-либо другой кривой линии.
Задание № 5 (с. 17).
Это задание направлено на закрепление геометрических понятий “отрезок”, “дуга”. Учащиеся чертят в тетради отрезок и дугу.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите.
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
V. Работа в печатной тетради № 1 (с. 9, 10).
Задание № 1.
Чертеж:

- Сравните дугу и кривую линию.
Задание № 2.
Чертеж:
![]()
- Чем похожи полученные чертежи?
- Чем отличается отрезок от прямой линии?
Задание № 3.
- Прочитайте полученное на чертеже слово.
- Назовите основные признаки отрезка.
- Обведите отрезки красным карандашом.
- Как называются оставшиеся элементы букв в математике? (Дуги.)
- Обведите дуги синим карандашом.


![]()




синий
красный
красный +
+ синий
красный
синий
красный
красный
Физкультминутка
VI. Работа в тетради: “Графический диктант”.
Задание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся и умение ориентироваться в тетради.
Человек.
3 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо,
1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,
3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз,
1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,
3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз,
3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх,
1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх,
3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх,
1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

VII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Назовите признаки отрезков.
- Назовите признаки дуг.