Математика 1 класс - Поурочные разработки
НАПРАВЛЕНИЯ
Цели: познакомить учащихся с понятием “направления”; учить изображать направленные отрезки (дуги) с помощью стрелок; совершенствовать умения распознавать и изображать геометрические фигуры; развивать внимание и память.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вопросы:
– Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки?
– Каких фигур больше в данной фигуре?
2. Игра “Курочка и цыплята”.
Дидактическая цель: формирование навыка счета.
Средства обучения: маска (шапочка) курочки из бумаги.
Содержание игры. Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску (шапочку) курочки, остальные дети – цыплята.
Учитель (читает стихи).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Курочка. Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Т. Волгина
Ученица, изображающая курочку, хлопает по столу, учащиеся считают и показывают карточку с цифрой, которая соответствует числу хлопков.
3. Задание на развитие внимания и логического мышления.
– Разложите фигуры по группам:
а) по цвету;
б) по форме;
в) по размеру.
III. Сообщение темы урока.
– Что показывают стрелки на рисунке? (Стрелки показывают направление движения.)
Тема нашего урока – “Направления”.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 18).
Примечание. При изучении данной темы геометрические представления учащихся обогащаются. Отрезок или дуга имеют два конца, которые совершенно равноправны. Двигаться по отрезку (дуге) можно от одного конца к другому. Но такое движение возможно в двух направлениях. Чтобы различить эти направления, мы должны один конец отрезка (дуги) считать началом, а другой, как и раньше, – концом. В этом случае отрезок (дуга) становится направленным (направленной), а показать это можно с помощью стрелки.
Задание № 1.
В задании ставится проблема, решение которой требует найти способ различать концы линии, считая один конец началом, а другой – концом.
– Рассмотрите рисунок. На нем одной линией показан путь, по которому детей из дома везут в школу, а другой – путь, по которому дети идут из школы домой. Как вы думаете, каким цветом изображен путь в школу и путь домой?
– Как можно показать на этих линиях, где начало, а где конец пути? (Поставить стрелки, которые будут показывать направление движения.)
Вывод. Значит, направление движения можно показать с помощью направленных отрезков или направленных дуг.
– Покажите на рисунке с помощью направленных дуг направление движения.
– Рассмотрите схему на доске:
– Что вы можете сказать о направлении движения Миши и Маши?
– Покажите с помощью направленных отрезков (дуг), что Маша идет в школу, а Миша идет в детский сад.
Задание № 2.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, на каком транспорте мы отправимся в путь.
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобили.)
– Рассмотрите картинки в учебнике. Где можно встретить эти знаки? (Это дорожные знаки.)
– О чем рассказывают данные знаки?
– Какие еще дорожные знаки вы знаете?
Учитель беседует о правилах дорожного движения.
Сценка.
Выходят три мальчика. Они изображают три цвета светофора: каждый держит в руках круг своего цвета.
Вместе. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зеленый,
желтый,
красный
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
1-й мальчик. Самый строгий – красный свет,
Если он горит – стой,
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
2-й мальчик. Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
“Жди!
Увидишь скоро желтый
В середине свет”.
3-й мальчик. А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
“Препятствий нет,
Смело в путь иди!”
Вместе. Коли выполнишь без спора
Все сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро!
А. Северный. Три чудесных цвета.
Мальчики уходят.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда
Делай “раз” и делай “два”.
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз
И на место – все – садись!
V. Закрепление пройденного материала.
1. Работа по учебнику (с. 18).
Задание № 3.
В этом задании учащиеся с помощью стрелок называют человека данной профессии и его место работы, то есть идет построение граф соответствий.
Врач Тракторист Учитель Доярка |
Больница Трактор Школа Ферма |
2. Игра “Отгадай профессию”.
Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведет.
Нам становится понятно
То, что он … (экскурсовод).
Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист –
Я веселый … (машинист).
Строю дом и детский сад,
И больницу строить рад,
И у цирка я не зритель,
Так как я его … (строитель).
Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я … (портниха).
Я бегун, прыгун, пловец,
Я здоровый молодец.
Жду рекордных перемен,
Потому что я … (спортсмен).
Очень тщательный уход
За животными ведет:
За коровами – … (доярка),
А за свинками – … (свинарка).
У меня одеться рад
И артист, и депутат,
Ловко шью своей иглой
Ведь недаром я … (портной).
Напеку я пирожков,
И коврижек, и рожков.
Вот такой имею дар:
Я – кондитер-… (кулинар).
VI. Работа в печатной тетради № 1 (с. 11).
Задание № 1.
Учащиеся выполняют задание, у них должны получиться чертежи:
Задание № 2.
С помощью стрелок учащиеся решают логическую задачу.
|
Петя Коля Надя |
Достаточные данные для решения логической задачи: “Надя живет выше Пети, но ниже Коли”.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как можно обозначить на рисунке направление?