ВВЕРХ И ВНИЗ

Математика 1 класс - Поурочные разработки

ВВЕРХ И ВНИЗ

Цели: рассмотреть направление движения по вертикали; ввести термины “сверху вниз”, “снизу вверх”; рассмотреть случаи наклонного вида движения, где присутствует горизонтальная составляющая движения, но вертикальная составляющая остается определяющей (например бросок мяча на дальность); совершенствовать навыки установления пространственных отношений: выше – ниже, слева – справа, перед, после, между; развивать речевые умения, внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Игра “Будьте внимательны!”.

Вот жаворонок с нивушки

Взлетел и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Две лодочки по озеру

Широкому плывут,

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут.

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камушкам

Подковы их стучат.

– Сколько было жаворонков на нивушке?

– Сколько лодочек плыло по озеру?

– Сколько зайцев спряталось от охотника?

– Сколько скакало лошадей?

2. Работа с рисунками.

– Посмотрите на рисунки.

– Из каких цифр состоят эти рисунки?

3. Задание на развитие внимания и логического мышления.

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите схемы на доске.

      

– Что вы можете сказать о направлении движения воздушного шарика? (Он летит снизу вверх.)

– Что вы можете сказать о направлении движения мяча? (Он летит сверху вниз.)

– Сегодня на уроке мы рассмотрим случаи движения по вертикали, будем учиться использовать термины “вверх”, “вниз”.

IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 20).

Задание № 1.

В задании можно провести опыт, подбрасывая вверх мяч, перо птицы, воздушный шарик, бумажный самолетик, ботинок.

После подбрасывания каждого предмета учащиеся дают характеристику направления движения каждого предмета.

Ответы: мяч быстро упал вниз, перо птицы медленно падало вниз, воздушный шарик полетел вверх, бумажный самолетик полетел вверх и спустился вниз и т. д.

– Поставьте фишки на те предметы, которые долго не упадут на землю, если их бросить с высоты. (Перо, воздушный шар.)

Задание № 2.

– Рассмотрите первую картинку. Что на ней изображено?

– Опишите направление движения дождя (по вертикали). Для правильного ответа надо описывать направление движения от начала к концу. (Дождь идет сверху вниз.)

– Рассмотрите вторую картинку. Опишите, в каком направлении летит воздушный шарик. (Шарик летит снизу вверх.)

Задание № 3.

Учащиеся рассматривают комбинированное направление движения, в котором есть и горизонтальная, и вертикальная составляющие, но вертикальная составляющая в данной ситуации является определяющей.

– В каком направлении движутся машины? (Первая машина – сверху вниз, а последняя – снизу вверх.)

– Покажите соседу по парте машину, которая по дороге едет вверх.

– В каком направлении движутся пешеходы?

– Попросите соседа по парте показать пешехода, который идет вниз.

Далее учитель может задать дополнительный вопрос: “Машины едут слева направо или справа налево? (Справа налево.)

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде “раз”.

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде “два”!

V. Фронтальная работа.

Игра “Наоборот”.

Дидактическая цель: развитие речи у детей, включение в их активный словарь понятий “толстый”, “тонкий”, “широкий”, “узкий” и т. д.

Содержание игры. Бросая мяч, учитель называет слово. Ученик, поймав мяч, называет противоположное по значению слово и возвращает мяч учителю. Например: толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий, глубокий – мелкий, тяжелый – легкий, широкий – узкий, длинный – короткий.

VI. Работа в печатной тетради: “Графический диктант”.

Задание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся и формирование умение ориентироваться в тетради.

Лодочка.

2 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо,

1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,

1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,

5 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево,

1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 влево,

1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево,

1 вверх.

Цветок.

1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо,

1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево,

1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо,

1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево,

1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево,

1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 вправо,

1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево,

1 вверх, 1 вправо, 1 вверх,

1 вправо, 1 вверх.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что обозначают термины “вверх”, “вниз”?






Для любых предложений по сайту: [email protected]