Математика 1 класс - Поурочные разработки
НАЛЕВО И НАПРАВО
Цели: рассмотреть направление движения по горизонтали; ввести термины “налево” и “направо”; рассмотреть случаи движения как по прямой слева направо (справа налево), так и движения с поворотом направо (налево); совершенствовать умения сравнивать и классифицировать объекты по разным признакам; развивать внимание и память.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задание на развитие внимания.
– Определите, из каких геометрических фигур составлены данные рисунки.
2. Игра “Построим гараж”.
Дидактическая цель: закрепление понятий “сначала”, “потом”, “после этого”, “слева”, “справа”, “между”.
Средства обучения: иллюстрации (легковая, грузовая машины и автобус), полоски бумаги.
Содержание игры. Учитель или один из учеников строит гараж, обозначая его полосками бумаги на магнитной доске. Остальные дети строят гаражи на своих столах: ставят в левую часть гаража легковую машину, в правую – грузовую, автобус располагают между легковой и грузовой машинами. По заданию учителя определяют положение машин в гараже и сравнивают их по цвету и размеру.
3. Задача в стихах.
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу – двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – двенадцать котят,
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
“Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?”
(Нисколько.)
– Глупый, глупый Кондрат!
Он один шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему – в Кострому.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите схемы на доске:
– Как показано направление движения каждого пешехода?
– Сравните движение двух пешеходов. (Первый пешеход идет слева направо, а второй – справа налево.)
– Сегодня на уроке рассмотрим движения предметов по горизонтали, будем учиться употреблять термины “налево” и “направо”.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 19).
Задание № 1.
– Рассмотрите рисунок. Можно ли по нему определить направление движения транспорта и пешеходов?
– Как показать на рисунке направление движения?
– Покажите с помощью фишек улицы, по которым должны ехать машины.
Задание № 2.
– Что изображено на рисунке? (Два поезда.)
– Можно по данному рисунку определить направление движения этих поездов?
– В каком направлении едет поезд синего цвета? (Слева направо.)
– В каком направлении движется поезд желтого цвета? (Справа налево.)
Задание № 3.
Учащимся предлагается проанализировать реальные ситуации, в которых требуется определить направление движения по горизонтали (направление ветра).
– Какие признаки помогли вам определить, в каком направлении дует ветер? (Ветер наклонил деревья, цветы; направление дыма из трубы и др.)
– Дайте характеристику направления ветра. (Для характеристики направления ветра можно использовать и такие термины: “в лицо”, “в спину”, “спереди”, “сзади”.)
– Покажите соседу по парте рисунок, на котором ветер дует слева направо.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
V. Фронтальная работа.
Игра “Составим узор”.
Дидактическая цель: выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Средство обучения: набор из 9 фигур: 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата.
Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим – у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или столе ученика) красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева – 2 красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посредине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева – синие квадраты.
Далее учитель просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трех узорах.
Физкультминутка
VI. Работа в печатной тетради: “Графический диктант”.
Задание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся и умение ориентироваться в тетради.
Петушок.
1 клетка вправо, 1 вверх,
1 вправо, 1 вверх, 2 вправо,
3 вниз, 3 вправо, 1 вверх,
2 вправо, 1 вверх, 1 вправо,
2 вниз, 1 влево, 1 вниз,
2 влево, 1 вниз, 1 влево,
1 вниз, 1 влево, 2 вниз,
2 влево, 1 вверх, 1 вправо,
1 вверх, 1 влево, 1 вверх,
1 влево, 2 вверх, 2 влево,
1 вверх.
VII. Итог урока.