Математика 1 класс - Поурочные разработки
НАД, ПОД, ЛЕВЕЕ, ПРАВЕЕ, МЕЖДУ
Цели: учить устанавливать пространственные отношения: спереди – сзади, перед, между; продолжить формирование умения ориентироваться в пространстве; развивать речевые навыки, умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задание на развитие внимания.
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть карточки и сравнить фигуры, изображенные на них.
Учащиеся сравнивают фигуры по цвету и дают характеристику местоположения данных фигур, используя слова “вверху”, “внизу”, “в центре”.
2. Игра “Построй домик”.
– Помогите Зайке собрать домик из данных деталей.
Строить – трудная задача.
Бедный зайка чуть не плачет:
Есть окно и даже крыша,
Только дом, увы, не вышел.
3. Упражнение “Доскажи словечко”.
Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а ... (три).
У куклы пять нарядных платьев,
Какое нынче надевать?
Есть у меня для куклы шерсть,
Свяжу – и платьев будет ... (шесть).
III. Сообщение темы урока.
– Положите круг правее треугольника.
– Положите прямоугольник левее треугольника.
– Какая фигура находится “между” двумя другими.
– Сегодня на уроке будем определять положение предметов, используя слова “над”, “под”, “между”, “правее”, “левее”.
IV. Знакомство с новым материалом. Работа по учебнику (с. 9).
Задание № 1.
В задании в качестве характеристики местоположения предмета необходимо использовать соответствующие предлоги “над”, “на”, “под”, обращая при этом внимание учащихся на их смысл.
Задание № 2.
Знакомые уже термины “слева” и “справа” заменяются терминами “левее” и “правее”. Отличие этих понятий проявляется в том случае, когда описывается некоторое изменение местоположения. Фраза “отойди левее” нам понятна, а вот фраза “отойди слева” лишена смысла.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда
Делай “раз” и делай “два”.
V. Продолжение работы по теме урока (с. 9).
1. Задание № 3.
Термин “между” применяется для характеристики местоположения объектов, выстроенных в определенной последовательности. Если этого нет, то такая характеристика лишена смысла.
Работа в учебнике (расстановка фишек):
2. Игра “Расположи предметы в нужных местах”.
Физкультминутка
VI. Работа в рабочей тетради. Развитие моторики пальцев рук.
1. Упражнения.
Учитель предлагает детям выполнить следующие упражнения:
1) “Зайчик” – пальцы сжаты в кулачок. Ребенок выпрямляет и разводит в стороны указательный и средний пальцы. “Зайка” вытянул уши.
2) “Кольцо” – пальцы сжаты в кулачок.
Ребенок выпрямляет большой и указательный пальцы, а затем их соединяет.
3) “Пальчики поздоровались” – ладони рук с поднятыми пальцами напротив друг друга.
Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Дети сжимают пальцы в “замок”.)
Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
(Дети разжимают пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.)
Начинай играть опять.
2. Задание.
Далее учащиеся выполняют узоры по образцу.
VII. Итог урока.