Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 - 7, 17 - 10 - Урок 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
Цель: закреплять приемы вычислений вида 10 + 7, 17 - 7, 17 - 10.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
— Сегодня нас пригласили на день рождения в избушку на курьих ножках. Догадались, кто именинница?
II. Актуализация знаний
1. Задачи-шутки
• Кощей Бессмертный, Баба-яга и Змей Горыныч выпили бочку пепси-колы вместимостью 15 л. Кощей Бессмертный выпил 5 л, а Баба-яга — 4 л. Остальное честно разделил между своими тремя головами Змей Горыныч. Сколько литров пепси-колы выпили головы Змея Горыныча?
• В поисках Царевны-лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по одной лягушке. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич в поисках своей невесты?
• Василиса Премудрая и Змей Горыныч играли в шашки. Змей Горыныч съел у Василисы Премудрой 10 шашек, а Василиса Премудрая у Змея Горыныча — на 2 шашки больше. После этого Змей Горыныч съел саму Василису. Можно ли считать, что Змей Горыныч выиграл партию в шашки у Василисы?
2. Логическая разминка
— Решите задачу.
Змей Горыныч, Баба-яга и Кощей Бессмертный решили стать воспитанными и обменялись друг с другом рукопожатиями. Сколько рукопожатий они сделали?
(Учитель разбирает задачу с учениками и чертит на доске схему.)
Сначала Баба-яга обменялась рукопожатиями со Змеем Горынычем и Кощеем Бессмертным.
Потом Змей Горыныч обменялся рукопожатиями с Бабой-ягой и Кощеем Бессмертным.
И последним Кощей Бессмертный обменялся рукопожатиями с Бабой-ягой и Змеем Горынычем.
— Сколько получилось рукопожатий? (б.)
III. Самоопределение к деятельности
Баба-яга решила пригласить на день рождения Змея Горыныча и Кощея Бессмертного. Но чтобы ей досталось больше угощений, номер своей избушки на курьих ножках она зашифровала.
(На доске записаны выражения.)
11 - 1 12 - 2 13 - 3 15 - 5
— Назовите в каждом примере уменьшаемое.
— Назовите вычитаемое.
— Какой пример пропущен? (14 — 4.)
— Как вы догадались? (Уменьшаемое и вычитаемое увеличиваются на 1.)
— Найдите разности. Что заметили? (Во всех примерах ответ 10.)
— В каком доме живет Баба-яга? (В десятой избушке на курьих ножках.)
— Откройте учебник на с. 53. Найдите задание на полях.
— Чтобы избушка повернулась к нам передом, а к лесу задом, надо набрать число 10 разными способами.
— Какие задания вам сейчас давала Баба-яга?
— Чем мы будем заниматься на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 53.
— Баба-яга сушит грибы на веревочке. Объясните, как составлены примеры.
— Сколько было мухоморов на верхней веревочке? (7.)
— Сколько Баба-яга прибавила поганок? (3.)
— Сколько грибов стало на верхней веревочке? (10.)
— Сколько еще осталось прибавить поганок? (5.)
— Сколько всего грибов будет? (15.)
— Сколько поганок всего прибавили? (8 — сначала 3 и потом еще 5.)
(По аналогии разбирается пример на вычитание.)
№ 1 (с. 53).
(Устное выполнение с комментированием.)
V. Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 53).
— Баба-яга решила собрать букет цветов для Василисы Премудрой. Надо посчитать, сколько цветов в букете.
(Самостоятельное выполнение. Один ученик записывает решение и ответ на откидной доске. Самопроверка.)
— Откуда во второй задаче появилось число 10?
№ 3 (с. 53).
— Чего только не увидишь в избушке Бабы-яги! Там стоят 4 банки с живой водой. Посмотрите на банку в рамочке.
— Сколько в банку входит стаканов живой воды? (10.)
— Сколько стаканов воды можно долить в каждую банку?
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-4 (с. 26).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 53). Учащиеся записывают только ответы. Проверка. Учитель читает ответы, учащиеся проверяют.)
— Трудные ли задания вам давала Баба-яга?
— Какие задания вам понравились?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Кому нужна помощь?
VIII. Подведение итогов урока
Баба-яга решила в память о своем дне рождения подарить вам сувениры.
(Учитель дарит учащимся наклейки.)