Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Составная задача - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
Цель: познакомить с составными задачами, состоящими из простых задач на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся дополнять числа до 10; образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; определять структуру задачи; составлять план решения задачи в два действия; решать задачи в два действия; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Дополните числа до 10.
(Учитель показывает окошко, учащиеся поднимают карточку с цифрой.)
8 |
6 |
3 |
4 |
2 |
|||
1 |
5 |
3 |
2. Работа над задачами
(Каждый ученик получает карточку с названием одной из структурных частей задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Учитель читает задачи, а учащиеся повторяют свою часть.)
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал
И еще четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (6 + 4 = 10.)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди, (6 — 1 = 5.)
Посадил я семь хороших
Белых бусинок-горошин,
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошины взошло.
Сколько же не проросло? (7 — 3 = 4.)
3. Логическая разминка
— Два мальчика договорились сесть в четвертый вагон электрички. Один сел в четвертый вагон с начала состава, а другой — в четвертый с конца, и они оказались в одном вагоне. Как это могло быть?
(Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель показывает рисунок и просит одного ученика отсчитать вагоны с начала состава, другого — с конца.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель выставляет на наборное полотно карточки с домашними животными.)
— Какое общее название есть у всех, кто изображен на рисунках? (Домашние животные.)
— Составьте задачу про куриц и цыплят, чтобы в ней были слова “на 4 меньше”.
— Решите задачу.
— Поставьте второй вопрос к задаче так, чтобы ответ первой задачи был в условии второй.
— Назовите решение ко второму вопросу.
— Составьте задачу про кошек и собак, чтобы в ней были слова “на 2 больше”.
— Решите задачу.
— Поставьте к ней вопрос так, чтобы ответ первой задачи был в условии второй.
— Назовите решение ко второму вопросу.
— Откройте учебник на с. 62. Прочитайте задачи урока.
— Могли бы вы ответить сразу на второй вопрос задачи? Почему?
— Чему мы будем учиться на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 62).
(Учащиеся работают в тетрадях, учитель выполняет образец записи на доске.)
— Прочитайте задачу. Запишем ее кратко.
— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько шариков на первой проволоке и сколько на второй.)
— Сколько шариков на первой проволоке? (7.)
— Что сказано о числе шариков на второй проволоке? (Их на 3 больше.)
— Рассмотрите рисунок. Что значит “на 3 больше”? (Столько же и еще 3.)
— Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке? (Да.)
— Каким действием? (Сложением.)
— Запишите первое действие. (7 + 3 = 10 (ш.).)
— Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках? (Да.)
— Каким действием? (Сложением.)
— Запишите второе действие. (7 + 10 = 17(ш.).)
Мы впервые встретились с задачей, решение которой нельзя записать в одно действие. Такие задачи называются составными и решаются в два действия.
— Прочитайте в учебнике план решения этой задачи еще раз. (Учащиеся читают по цепочке.)
№ 2 (с. 62).
(Подробный разбор задачи по плану, приведенному в учебнике.)
V. Физкультминутка
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом ее вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 3 (с. 62).
(Учитель заранее записывает на доске равенства.)
6 + 10 = 16
10 – 9 = 1
0 + 13 = 3
20 - 1 = 19
17 – 7 = 11
18 – 10 = 1
— Прочитайте задание. Какое выражение называется суммой, разностью?
— Посмотрите на равенства на доске. Выберите те из них, которые подходят к заданию под цифрой 1, под цифрой 2.
(Учащиеся выходят к доске и указывают на верные записи.)
№ 4 (с. 62).
(Устное выполнение с комментированием. Если останется время, учащиеся выполняют задание на полях.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-4 (с. 30).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 62). Работа в парах. Вариант 1 — первое действие, вариант 2 — второе действие. Проверка. К доске выходят два ученика и называют решение, остальные проверяют.)
— Как вы разобрались в новом материале?
— Кому нужна помощь?
— Кто сам может объяснить товарищам новую тему?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?
— Кто понял, как решаются такие задачи?
— Чем мы пользовались сегодня при решении задач?