Составная задача - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Составная задача - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Цель: познакомить с составными задачами, состоящими из простых задач на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся дополнять числа до 10; образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; определять структуру задачи; составлять план решения задачи в два действия; решать задачи в два действия; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Дополните числа до 10.

(Учитель показывает окошко, учащиеся поднимают карточку с цифрой.)

8

6

3



4


2




1

5


3


2. Работа над задачами

(Каждый ученик получает карточку с названием одной из структурных частей задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Учитель читает задачи, а учащиеся повторяют свою часть.)

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке? (6 + 4 = 10.)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди, (6 — 1 = 5.)

Посадил я семь хороших

Белых бусинок-горошин,

А росточков из земли

Показалось только три.

Три горошины взошло.

Сколько же не проросло? (7 — 3 = 4.)

3. Логическая разминка

— Два мальчика договорились сесть в четвертый вагон электрички. Один сел в четвертый вагон с начала состава, а другой — в четвертый с конца, и они оказались в одном вагоне. Как это могло быть?

(Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель показывает рисунок и просит одного ученика отсчитать вагоны с начала состава, другого — с конца.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель выставляет на наборное полотно карточки с домашними животными.)

— Какое общее название есть у всех, кто изображен на рисунках? (Домашние животные.)

— Составьте задачу про куриц и цыплят, чтобы в ней были слова “на 4 меньше”.

— Решите задачу.

— Поставьте второй вопрос к задаче так, чтобы ответ первой задачи был в условии второй.

— Назовите решение ко второму вопросу.

— Составьте задачу про кошек и собак, чтобы в ней были слова “на 2 больше”.

— Решите задачу.

— Поставьте к ней вопрос так, чтобы ответ первой задачи был в условии второй.

— Назовите решение ко второму вопросу.

— Откройте учебник на с. 62. Прочитайте задачи урока.

— Могли бы вы ответить сразу на второй вопрос задачи? Почему?

— Чему мы будем учиться на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 62).

(Учащиеся работают в тетрадях, учитель выполняет образец записи на доске.)

— Прочитайте задачу. Запишем ее кратко.

— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько шариков на первой проволоке и сколько на второй.)

— Сколько шариков на первой проволоке? (7.)

— Что сказано о числе шариков на второй проволоке? (Их на 3 больше.)

— Рассмотрите рисунок. Что значит “на 3 больше”? (Столько же и еще 3.)

— Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке? (Да.)

— Каким действием? (Сложением.)

— Запишите первое действие. (7 + 3 = 10 (ш.).)

— Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках? (Да.)

— Каким действием? (Сложением.)

— Запишите второе действие. (7 + 10 = 17(ш.).)

Мы впервые встретились с задачей, решение которой нельзя записать в одно действие. Такие задачи называются составными и решаются в два действия.

— Прочитайте в учебнике план решения этой задачи еще раз. (Учащиеся читают по цепочке.)

№ 2 (с. 62).

(Подробный разбор задачи по плану, приведенному в учебнике.)

V. Физкультминутка

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом ее вперед и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 3 (с. 62).

(Учитель заранее записывает на доске равенства.)

6 + 10 = 16

10 – 9 = 1

0 + 13 = 3

20 - 1 = 19

17 – 7 = 11

18 – 10 = 1

— Прочитайте задание. Какое выражение называется суммой, разностью?

— Посмотрите на равенства на доске. Выберите те из них, которые подходят к заданию под цифрой 1, под цифрой 2.

(Учащиеся выходят к доске и указывают на верные записи.)

№ 4 (с. 62).

(Устное выполнение с комментированием. Если останется время, учащиеся выполняют задание на полях.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 30).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 62). Работа в парах. Вариант 1 — первое действие, вариант 2 — второе действие. Проверка. К доске выходят два ученика и называют решение, остальные проверяют.)

— Как вы разобрались в новом материале?

— Кому нужна помощь?

— Кто сам может объяснить товарищам новую тему?

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?

— Кто понял, как решаются такие задачи?

— Чем мы пользовались сегодня при решении задач?






Для любых предложений по сайту: [email protected]