Число и цифра 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Число и цифра 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 2; научить писать цифру 2.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять состав числа 2; соотносить число и цифру 2; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Продолжите фразу.

• Если стол стоит дальше стула, то стул стоит... (ближе стола).

• Если сосна выше березы, то береза... (ниже сосны).

• Если шиповник ниже сирени, то сирень... (выше шиповника).

• Если Оля старше Лены, то Лена... (младше Оли).

• Если ремень шире пояса, то пояс... (уже ремня).

— Решите задачи.

• Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Сережа ближе Димы. Кто кинул дальше: Володя или Сережа? (Володя. )

• Винни-Пух такого же роста, как крокодил Гена, а крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже: Винни-Пух или Чебурашка? (Чебурашка.)

2. Практическая работа

— Положите 5 кругов.

— Ниже положите столько же треугольников.

— Как это сделать? (Под каждым кругом положить треугольник.)

— Сделайте так, чтобы треугольников стало больше на 1. Что вы сделали? (Положили 1 треугольник или убрали 1 круг.)

— Сосчитайте, сколько треугольников стало.

— Какое число вы назвали при счете первым? (1.)

— Какое число при счете стоит после числа 1? (2.)

— Назовите число, которое при счете стоит перед числом 5, 3, 7.

— Какое число стоит после числа 5, 7, 8?

III. Самоопределение к деятельности

(На наборное полотно учитель выставляет бабочку.)

— Сколько бабочек вы видите? (1.)

— Положите столько же кругов на парту.

— Как сделать, чтобы бабочек стало 2? (Добавить еще 1 бабочку.)

(Учитель добавляет.)

— Сколько бабочек стало? (2.)

— Как сделать, чтобы у вас стало 2 круга? (Добавить еще 1 круг.)

— Какова тема нашего урока? (Число и цифра 2.)

— Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (Составлять число 2.)

IV. Работа по теме урока

1. Определение состава числа 2

— Как мы получили 2 бабочки, 2 круга? (К 1 бабочке прибавили еще 1, к 1 кругу прибавили еще 1.)

Можно сказать так: 2 — это 1 да еще 1.

Цифра 2 собой гордится,

Две руки — ее сестрицы,

Две ноги — ее братишки.

Знают цифру все детишки.

— Посмотрите, чего еще у человека 2. (2 глаза, 2уха, 2 щеки, 2 ноздри и т.д.)

— Посмотрите вокруг. Чего в классе по 2? (Ответы детей.)

— Посмотрите на цифру 2. На что она похожа? (Ответы детей.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 24, какой вопрос на уроке главный. (Как получить число 2?)

— Можете ли вы уже ответить на этот вопрос? (Да, 2 — это 1 да еще 1.)

— Посмотрите, что изображено на рисунке. (Дом в деревне.)

— Составьте рассказ по рисунку.

V. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Как еще называют число 2, когда покупают две одинаковые вещи? (Пара.)

— Рассмотрите два рисунка на с. 24. О каких предметах можно сказать “один”? (О кружке, о ноже, о чайнике, о вилке, о блюдце, о сахарнице, о ложке, о ковше.)

— О каких предметах можно сказать “два”? (О носках, о варежках, о ботинках, о чулках.)

— Как сказать об этих предметах, используя слово “пара”? (Пара ботинок, пара варежек, пара чулок, пара носков.)

— Рассмотрите рисунок ниже. Сколько треугольников на верхней полке? (2.)

— Сколько треугольников на нижней полке? (1.)

— На какой полке треугольников больше и почему? (На верхней, так как, если каждый треугольник с верхней полки поставить в пару с треугольником с нижней полки, треугольник на верхней полке останется без пары.)

— На сколько треугольников на верхней полке больше, чем на нижней? (На 1, так как без пары остался один треугольник.)

— На сколько на второй полке треугольников меньше? (На 1, так как одного треугольника не хватает для того, чтобы образовать пару.)

— Что нужно сделать, чтобы треугольников стало поровну? (Добавить на верхнюю полку 1 треугольник или убрать с нижней полки 1 треугольник.)

— Посмотрите на нижнем рисунке, как число 2 обозначается на косточке домино.

— Какое время показывают часы? (2 ч, так как маленькая стрелка показывает на цифру 2, а большая смотрит вверх.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 9. Посмотрите, как пишется цифра 2.

А вот это цифра 2:

Есть и хвост, и голова

С длинной шеей лебединой,

Переходит шея в спину.

Хвостик пририсуй к спине:

Двойка четкая вполне.

В написании сложна:

Тренировка здесь нужна!

— На что указывает синяя звездочка? (Откуда начинать письмо.)

Цифру 2 начинаем писать чуть выше центра клетки, закругляем правый верхний угол, ведем прямую линию на средину нижней строки, рисуем “хвостик”.

(Учащиеся обводят цифры верхнего ряда, проговаривая хором, затем дописывают ряд, проговаривая про себя.)

— Подчеркните самую красивую цифру.

— Найдите закономерность и напишите до конца строки цифры второго ряда.

— Самостоятельно раскрасьте карточку, которая показывает, сколько предметов на картинке.

— Прочитайте числа, которые закрасили по порядку. (2, 1, 2, 1.)

3. Работа по учебнику

— Составьте рассказ по картинкам на с. 25.

— Прочитайте задание к рисунку на полях. Что нужно сделать, чтобы его выполнить? (Установить закономерность.)

— Установите закономерность самостоятельно и скажите, какой ниткой можно продолжить бусы снизу. (Первой: 1 красная, 2 желтых.)

— Найдите второй способ. (Поставить в начало бус второй кусок так, чтобы 2 желтые бусинки были рядом с красной бусинкой.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 25). Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о числе и цифре 2? (Ответы детей.)

Домашнее задание (по желанию)

Нарисовать цифру 2 в виде человечка.

Дополнительный материал

В пару нашей единице

Только равная годится.

Например, сапожки лаковые,

По размеру одинаковые,

Хоть и не с одной ноги,

Эта пара — сапоги!

А еще считают парой

Чашку с блюдцем,

Маму с папой.

В задачнике жили

Один да один.

(Пишем цифры на доске.)

Пошли они драться

Один на один.

Но скоро один Зачеркнул одного.

(Перечеркиваем цифры.)

И вот не осталось

От них ничего.

А если б дружили

Они меж собою,

То долго бы жили

И было б их двое!

(Записываем на доске: 1 + 1 = 2.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]