Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Много. Один - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе практической работы научить различать понятия “много” и “один”.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и группе и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно;
• от 3 до 7, от 6 до 9;
• от 7 до 3, от 5 до 1;
• от 1 до 10 через один: 1, хлопок, 3, хлопок, 5, хлопок и т.д.;
• от 1 до 10 через один, начиная с хлопка: хлопок, 2, хлопок, 4, хлопок, 6 и т. д.
— Назовите:
• число, которое называют при счете перед числом 4, 8;
• число, которое называют при счете после числа 8,6.
— Сосчитайте с соседом по парте от 1 до 10 и обратно, называя числа по очереди друг за другом.
— Что мы с вами сейчас делали? (Считали, называли числа по порядку.)
— Для чего нужно уметь считать? (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 21 и прочитайте название раздела. (Числа от 1 до 10. Нумерация.)
— Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся.
— Что вы уже умеете делать? (Называть числа от 1 до 10.)
— Что будет новым в этом разделе? (Ответы детей.)
— Откройте с. 22. Прочитайте тему урока. (Много. Один.)
— Какой вопрос сегодня на уроке главный? (О чем можно сказать “много”, “один”?)
IV. Работа по теме урока
1. Фронтальная работа
— С какого числа начинают счет? (С числа 1.)
— Число 1 также называют единицей.
— Посмотрите вокруг и скажите, о каких предметах в нашем классе можно сказать “один”. (Один учитель, одна доска, один телевизор, один экран и т.д.)
— Что в вашей жизни только одно? (Один день рождения, одна мама и т. д.)
— Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? (Нос, рот, лоб, голова.)
— Раньше, когда люди только начинали осваивать счет, они считали так: один, много. Много означало больше, чем один. О чем мы сейчас говорим “много”? (О том, что не можем сосчитать.)
— Чего много в нашем классе? (Книг на полке, кружков на шторе и т. д.)
— Чего на теле человека много? (Волос.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 22. Какое время года изображено? (Начало осени.)
— По каким признакам вы это определили? (По красным и зеленым листьям на деревьях, по грибам.)
— Сколько деревьев в лесу? (Много.)
— Сколько елочек на поляне? (Одна.)
— Сколько грибов у девочки в корзине? (Много.)
— А в руках? (Один.)
— О чем еще на рисунке можно сказать “один”? (Один дуб на поляне, одна девочка, одна корзина.)
— О чем можно сказать “много”? (О бабочках, цветах, траве, листьях на деревьях.)
— Для записи чисел используют цифры. Как вы думаете, чем отличаются цифры и числа? (Числа мы называем, а цифры пишем.)
Цифры не всегда выглядели так, какими мы их видим сейчас. В древнерусском счете, например, один обозначали буквой А. У других народов это часто была просто палочка — I, которая потом превратилась в знакомую нам цифру 1.
Я — худая единица,
Обожаю веселиться!
Девять цифр мои друзья,
С ними не скучаю я!
Все на свете мы считаем,
Складываем, вычитаем.
Если хочешь умным стать,
Научись у нас считать!
— Назовите имена друзей цифры 1. (0, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.)
— На что похожа цифра 1? (Ответы детей.)
Рисовал я единицу,
Получилась — ну и ну! –
Настоящая ракета
Для полета на Луну.
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.
V. Физкультминутка
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 9. Посмотрите, как нужно писать цифру 1.
Это цифра единица,
Первой быть она стремится.
Всех прямее и ровней,
Остальные все за ней.
В правый верхний уголок
Карандаш веди, дружок,
А затем левее, вниз —
Вот одна из единиц.
Цифру 1 начинаем писать из центра клетки, ведем прямую линию в правый верхний угол, а затем на средину нижней линии.
(Первые две цифры учащиеся обводят, проговаривая хором, три следующие — шепотом для себя.)
— Напишите цифры сами. Посмотрите на них и подчеркните одну, которая вам кажется самой красивой.
— Посмотрите на геометрические фигуры сверху. Самостоятельно сравните, каких фигур больше, и напишите на сколько.
— Какую фигуру закрасили? (Квадрат, так как квадратов на один больше, чем кругов.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 23. Прочитайте задание к нему. (Работа в парах: один ученик называет предметы, о которых можно сказать “много”, второй — предметы, о которых можно сказать “один”.)
— Прочитайте задание к рисунку на полях.
— Как закончить рассуждение? (Серый котенок играет с клубком красного цвета.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 23). Работа в группах по четыре человека. Учащиеся каждой группы по цепочке называют предметы, о которых можно сказать “много”, затем предметы, о которых можно сказать “один”. Тот, кто не сможет назвать, выходит из игры. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово.)
— Оцените, как вы поняли новый материал, с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С чем мы познакомились сегодня на уроке?
— Что нового вы для себя открыли?
Домашнее задание (по желанию)
Нарисовать цифру 1 в образе человечка.