Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 6 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 6, 8 + 6, 7 + 6, 6 + 6; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11 и 12; развивать умение решать составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Рыбалка”
— Соедините каждую рыбку с ведерком, в которое ее поймали.
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым эта задача решается.)
• На склад привезли 8 мешков картофеля, а моркови — на 4 мешка больше. Сколько мешков моркови привезли на склад? (+)
• Осенью на новой улице посадили 17 лип, а рябин — на 10 меньше. Сколько посадили рябин? (—)
• С первого куста сняли 16 помидоров, а со второго — 6. На сколько помидоров меньше сняли со второго куста, чем с первого? (—)
• Миша поймал несколько рыбок. Когда мама взяла на уху 6 рыбок, у него осталось 10 рыбок. Сколько рыбок поймал Миша? (+)
3. Логическая разминка (работа по учебнику)
(“Занимательные рамки” (с. 69). Учитель сначала объясняет правила игры. Первую рамку решают под руководством учителя, затем работают в парах по вариантам.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте выражения, употребляя названия компонентов и результатов сложения и вычитания.
7 + 2 |
11 - 1 |
7 + 3 |
11 - 2 |
7 + 4 |
11 - 3 |
7 + 5 |
11 - 4 |
— Какие числа нужно прибавить к 7, чтобы значение суммы было однозначным числом? Назовите все возможные варианты.
— В каких выражениях получатся двузначные числа?
— Какие числа нужно вычесть из 11, чтобы получилось однозначное число?
— Сравните выражения каждого столбика. Что вы заметили?
— Как изменяются значения выражений? Почему?
— Продолжите первый столбик еще на одно выражение.”
— Какой пример получился?
— Найдите значение.
— Как к 7 прибавить число 6?
— Откройте учебник на с. 69. Посмотрите на поля. Какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
IV. Работа по теме уроке
1. Практическая работа
(Учитель на наборном полотне выкладывает 7 красных и 6 синих квадратов, иллюстрируя случай сложения 7 + 6.)
— Сколько синих квадратов? (7.)
— Сколько надо прибавить к ним красных квадратов? (6.)
(Учитель выкладывает в верхний ряд наборного полотна 7 синих квадратов.)
— Как будем прибавлять 6? (По частям.)
— Сколько надо прибавить сначала? (5.)
— Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 3 квадратов.)
— Значит, на какие части разложим число 6? (На 3 и 3.)
— Почему? (6 — это 3 и 3.)
— Сколько прибавим сначала? (3.)
— Сколько получилось? (10.)
— Сколько прибавим потом? (Еще 3.)
— Сколько получилось? (13.)
(Эту работу можно также предложить выполнить одному ученику у доски.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 69. Объясните, как к 9 прибавить 6. (Будем прибавлять к 9 синим квадратам 6 красных квадратов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 5, так как 6 — это 1 и 5. 9 + 1 = 10, 10 + 5 = 15. Значит, 9 + 6 = 75.)
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
— Посмотрите на примеры в рамочке.
— Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 6.)
— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)
— Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.)
— Закройте ответ последнего равенства.
— Как, используя равенство 7 + 6, можно найти закрытый ответ?
(Работа в парах по карточкам с примерами. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)
№ 1 (с. 69).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Проверка.)
V. Физкультминутка
Ползет улитка по тропе.
Несет свой домик на спине.
Ползет тихонько, не спешит.
По сторонам вовсю глядит.
Ну а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет.
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 69).
— Прочитайте задачу.
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
— Что узнаем сначала? Что узнаем потом?
— Выберите запись на доске, которая подходит к задаче.
Яб. - 10 д.
Гр. — ?, на 2 д. больше.
— Запишите решение самостоятельно.
(Самопроверка.)
№ 3 (с. 69).
(Один ученик выполняет на доске схему. Коллективная проверка: ученики соотносят решение задачи и ответ со схемой на доске.)
№ 4 (c. 69).
(Устное выполнение с комментированием по цепочке.)
№ 5 (с. 69).
(Один ученик с места комментирует чертеж и решение задачи.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 36).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 69). Учащиеся записывают только ответы. Затем один ученик называет ответы, остальные проверяют. Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 84).)
— Как вы запомнили табличные случаи сложения?
— У кого уже нет ошибок?
— Кому нужна помощь одноклассников?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?