Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 6 + 5, 7 + 5, 8 + 5, 9 + 5; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Домино”

(На доске выставлены пары карточек с точками. Одна из карточек в паре перевернута обратной стороной. Общее количество точек в каждой паре равно 10 (об этом нужно сказать детям). Учитель указывает на перевернутую карточку. Дети определяют, сколько на ней точек, и поднимают карточку с соответствующей цифрой.)

2. Логическая разминка

— Как налить в банку ровно 2 л воды, пользуясь ведром вместимостью 5 л и бидоном вместимостью 3 л?

3. Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают решение и ответ на карточках.)

• Люба купила 13 тетрадей в линейку, а в клетку — на 3 тетради меньше. Сколько тетрадей в клетку купила Люба? (13 - 3 = 10.)

• У зайчихи было 10 морковок. Старшему зайчонку она дала 4 морковки, а остальные — младшему. Сколько морковок получил младший зайчонок? (10 - 4 = 6.)

• Под елкой Катя нашла 3 гриба, а под сосной — 7. Сколько всего грибов нашла Катя? (3 + 7 = 10.)

• Свете 7 лет, Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? (7 + 3 = 10.)

III. Самоопределение к деятельности

Игра “Сундучки”

— Составьте выражения с числами из сундучков.

(Учащиеся составляют выражения, учитель записывает их на доске.)

9 + 2

9 + 3

8 + 3

8 + 4

7 + 4

6 + 6

6 + 5

7 + 5

— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)

— Что происходит со вторым слагаемым? (Увеличивается на 1.)

— Изменится ли сумма? (Нет.)

— Какие примеры мы еще не научились решать?

— Откройте учебник на с. 68 и посмотрите на поля. Какие задачи мы поставим на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель выкладывает на наборном полотне 8 синих и 5 красных кругов, иллюстрируя случай сложения 8 + 5.)

— Сколько синих кругов? (8.)

— Сколько к ним надо прибавить красных кругов? (5.) (Учитель выкладывает в верхний ряд наборного полотна 8 синих кругов.)

— Как будем прибавлять 5? (По частям.)

— Сколько надо прибавить сначала? (2.)

— Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 2 кругов.)

— Значит, на какие части разложим число 5? (На 2 и 3.)

— Почему? (5 — это 2 и 3.)

— Сколько прибавим сначала? (2.)

— Сколько получится? (10.)

— Сколько прибавим потом? (Еще 3.)

— Сколько получится? (13.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 68. Объясните, как к 9 прибавить 5. (Будем прибавлять 5 синих кругов к 9 красным кругам по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 4, так как 5 — это 1 и 4. 9 + 1 = 10, 10 + 4 = 14. Значит, 9 + 5 = 14.)

(Аналогично разбираются остальные примеры. Далее проводится работа, направленная на запоминание ранее изученных случаев вида [ ] + 2, 3, 4 и новых случаев вида [ ] + 5. Для работы на этом этапе урока и для следующих уроков необходимо заготовить карточки, на которых на одной стороне написан пример с переходом через десяток, на другой — ответ.)

— Выложите в один столбик карточки с ответом 11, во второй — с ответом 12 и т. д.

— На сколько увеличивается первое слагаемое? Что происходит со вторым слагаемым? Как изменяется сумма?

— Сумма каких чисел, записанных в рамке, равна 11, 13, 12, 14?

— 12 — это 6 и сколько? 13 — это 5 и сколько?

(Работа в парах. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)

V. Физкультминутка

Так проворны наши руки —

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад —

С ними можно полетать!

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать,

А прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.

Е. Гаитерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 68).

(Первая строка — с комментированием, остальные — самостоятельно по вариантам. По одному ученику с каждого ряда читают ответы, класс проверяет. По ходу проверки учитель задает дополнительные вопросы.)

— Сколько всего прибавили к 8, к 7?

— Как прибавляли 6, 7, 8?

— Сколько всего вычли из 14? Как вычитали?

№ 3 (с. 68).

(Необходимо показать учащимся разные способы решения. Первый способ они называют сами.)

Решение

Первый способ:

1) 3 + 2 = 5 (к.) — родились у Олиной кошки;

2) 5 — 1 = 4 (к.).

— Какого котенка подарила Оля: рыжего или пестрого? (В задаче об этом не сказано.)

— Если Оля подарила рыжего котенка, то сколько рыжих котят осталось? (3 — 1 = 2 (к.).)

— Если рыжих осталось 2, то сколько рыжих и пестрых котят осталось у Оли? Как это запишем? (2 + 2 = 4 (к.).)

Второй способ:

1) 3 — 1 = 2 (к.) — рыжих котенка осталось;

2) 2 + 2 = 4 (к.).

— А если Оля отдала пестрого котенка, то сколько пестрых осталось? (2 — 1 = 1 (к.).)

— Сколько всего осталось пестрых и рыжих котят? Как это запишем? (3 + 1 = 4 (к.).)

Третий способ:

1) 2 — 1 = 1 (к.) — пестрых котят осталось;

2) 3 + 1 = 4 (к.).

Ответ: осталось 4 котенка.

№ 4 (с. 68).

(Коллективное выполнение. Учитель записывает решение на доске.)

— Что значит “счет 6 : 5 в пользу команды “Буря””? (Команда “Буря” забила 6 голов, а команда “Заря” — 5 голов.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2 (с. 35).

VII. Рефлексия

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 42—43). Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 83—84).)

*№ 6 (с. 68).

(Самостоятельное выполнение.)

— Оцените своего соседа по парте:

• молодец, все решено правильно;

• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто хорошо разобрался в теме урока?

— Кому нужна помощь одноклассников?

— Кто может помочь этим ребятам?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?

— Почему они записаны в красной рамочке?

— Кто смог их запомнить?






Для любых предложений по сайту: [email protected]