Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Вычитание вида 12 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: составить таблицу вычитания для случаев вида 12 — [ ] и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Андрей такого же возраста, как Гена, а Гена старше Максима. Кто младше: Андрей или Максим? (Максим.)
• Ребята соревновались в прыжках в длину. Володя прыгнул дальше Димы, а Сережа — ближе Димы. Кто прыгнул дальше: Володя или Сережа? (Володя.)
2. Устный счет
Игра “Загрузи машину”
3. Работа над задачами
— Послушайте задачу.
Курочка Ряба снесла в первую неделю 7 яиц, а во вторую — на 4 яйца больше.
— Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась в одно действие.
— Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.
— Измените условие задачи так, чтобы она решалась вычитанием.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
12 – 2 - 1
12 – 2 - 2
12 – 2 - 3
12 – 2 - 4
— Рассмотрите примеры. Что вы заметили?
— Сколько всего вычитали из 12?
— Как вычитали?
— Почему удобнее сначала вычесть 2?
— Составьте и запишите два подобных примера в порядке убывания ответов.
— Откройте учебник на с. 83. Посмотрите на пример на полях. Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как по частям из 12 вычесть 4. (Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 2, так как 4 — это 2 и 2. 10 — 2 = 8. Значит, из 12вычесть 4 — получится 8.)
— Посмотрите на таблицу слева. Назовите состав числа 12. (12 — это 3 и 9, 4 и 8 и т. д.)
— Найдите значение выражения 12 — 4, воспользовавшись знанием состава числа 12.
— Рассмотрите примеры, записанные в рамке.
— Запишите примеры в тетрадь в столбик.
(По ходу записи учащиеся комментируют примеры, объясняя два способа вычитания.)
— Рассмотрите примеры.
— Чем они похожи?
— Как изменяется вычитаемое?
— Почему ответ следующего примера меньше другого на единицу?
— Прочитайте примеры с ответом 4, 7, 9 и т. д.
— Прочитайте пример, в котором разность равна 8.
— Прочитайте примеры разными способами.
V. Физкультминутка
Очень трудно так стоять —
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться.
За соседа не держаться.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1, 2 (с. 83).
(Устное выполнение.)
№ 3 (с. 83).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Проверка. С целью подготовки к вычитанию вида 13 — [ ] в ходе проверки учитель может спросить: сколько всего вычли из 13? Как вычитали?)
*№ 7 (с. 83).
(Самостоятельное выполнение.)
№ 4 (с. 83).
(Самостоятельное выполнение. Если учащиеся затрудняются в выборе решения, выполняется краткая запись с помощью учителя.)
(Один ученик записывает решение и ответ на доске. Самопроверка.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1, 2 (с. 42).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 83). Самостоятельное выполнение Один ученик работает у доски. Проверка в парах.)
— Оцените своего соседа по парте:
• молодец, все решено правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Кто доволен своей работой сегодня?
— Кому требуется помощь?
VIII. Подведение итогов урока
— С какими вычислительными приемами мы познакомились на уроке?
— Кто запомнил таблицу вычитания из числа 12?