Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Вычитание вида 11 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: составить таблицу вычитания для случаев вида 11 — [ ] и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Молчанка”
(Учитель молча показывает пропуск, учащиеся — карточку с ответом.)
10 – [ ] = 6
10 – [ ] = 8
10 – [ ] = 4
10 – [ ] = 7
10 – [ ] = 5
10 – [ ] = 9
Игра “Засели домик”
2. Логическая разминка (работа по учебнику)
№ 5 (с. 82).
3. Работа над задачами
• Золушка вымыла 8 синих тарелок и 2 красных.
• Дюймовочка собрала 3 пшеничных зернышка и 7 овсяных.
— Какие вопросы можно поставить к данным условиям?
— Дополните задачи так, чтобы они решались в два действия.
III. Самоопределение к деятельности
— Назовите выражение к высказыванию: уменьшаемое 10, вычитаемое 7. (10 — 7.)
(Учитель записывает выражение на доске.)
— Увеличьте уменьшаемое на 1, а вычитаемое не меняйте. Какое выражение получится? (11 — 7.)
(Учитель записывает выражение на доске.)
— Составьте к последнему выражению еще два примера так, чтобы уменьшаемое не изменилось, а вычитаемое каждый раз увеличивалось на 1. (11 — 8, 11 — 9.)
— Как по первому примеру определить ответ следующих трех выражений?
— Какими способами можно их вычислить еще?
— Откройте учебник на с. 82. Посмотрите на выражение с окошком, приведенное на полях.
— Какие задачи мы поставим сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как по частям из 11 вычесть 4. (Сначала вычтем 1, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 3, так как 4 — это 1 и 3. 10 — 3 = 7. Значит, из 11 вычесть 4 — получится 7.)
— Можно ли выполнить вычисления другим способом? (Можно вычесть, воспользовавшись знанием состава числа 11.)
— Объясните этот способ вычитания.
— Рассмотрите примеры, записанные в красной рамке. Чем они похожи? (Уменьшаемое 11.)
— Прочитайте эти примеры подряд.
— Прочитайте примеры вразбивку.
— Закройте глаза. Прочитайте примеры вместе с ответами. (Работа в парах по карточкам с примерами.)
№ 1 (с. 82).
(Устное выполнение.)
V. Физкультминутка
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Раз, два, три, четыре, пять — топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять — хлопаем руками.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 82).
(Первая строка — с объяснением (один ученик работает у доски), вторая строка — самостоятельно. Проверка. Один ученик выходит к доске и читает ответы по тетради, остальные проверяют.) №3(с. 82).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Решения и ответы записаны на доске. Схема выполнена на наборном полотне из геометрических фигур.)
№ 4 (с. 82).
(Необходимо обратить внимание учащихся на то, что в ответе должны быть записаны два числа. Если учащиеся затрудняются с решением, к задаче также можно выполнить схему на наборном полотне из геометрических фигур.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1, 2 (с. 42).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 82). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает у доски. Проверка в парах.)
— Оцените своего соседа по парте:
• молодец, все решено правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Кто хорошо разобрался в материале урока?
— Кому требуется помощь?
VIII. Подведение итогов урока
— С какими вычислительными приемами мы познакомились на уроке?
— Кто запомнил таблицу вычитания из числа 11?
— Кому больше нравится способ вычитания по частям?