Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Знаки +, -, = - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: познакомить с названиями и значением знаков +, -, =.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; обозначать действия знаками; работать с учебными моделями; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Кто из вас знает, что такое ребусы?
Ребусы — это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Чтобы разгадать ребус, иногда достаточно просто прочитать слитно слова и части слов, которые изображены. Запятая вверху означает, что нужно убрать букву.
— Разгадайте ребусы, которые я для вас приготовила.
(Подвал, стриж, трио, трибуна.)
2. Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно по цепочке;
• от 3 до 5, от 4 до 8;
• от 7 до 2, от 9 до 5;
• от 1 до 10 и обратно через один.
3. Практическая работа
— Положите 2 треугольника.
— Сколько кругов нужно положить, чтобы их было на 1 меньше, чем треугольников? (1.)
— Положите квадратов на 1 больше, чем треугольников. Сколько квадратов положили? (3.)
III. Самоопределение к деятельности
— Положите красный круг. Рядом положите красный квадрат. Сколько красных фигур лежит на столе? (2.)
— К кругу подложили квадрат. Какими словами можно заменить слово “подложили”? (Прибавили, добавили.)
Чтобы записать выражение “к одному кругу прибавили один квадрат”, можно использовать цифры 1 и 1 и знак, который заменяет слова “прибавить”, “добавить”. Этот знак называется “плюс”.
(Учитель показывает обозначение знака “плюс” на доске и делает запись: 1 + 1.)
Плюс — знак добрый. Он всем дает, прибавляет, и становится больше.
— А теперь от 2 красных фигур уберите 1 квадрат. Сколько фигур осталось? (1.)
Слово “убрали” тоже можно заменить знаком. Он называется “минус”.
(Учитель показывает обозначение знака “минус” на доске и делает запись: 2 — 1.)
Минус — злой знак. Он у всех отбирает, отнимает, и становится меньше.
Чтобы записать слово “получится”, используют знак “равно”.
(Учитель показывает обозначение знака “равно” на доске и делает записи: 1 + 1 = 2, 2 — 1 = 1.)
— Как думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Пользоваться знаками +, —, = )
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 29, что мы будем делать на уроке. Верны ли были ваши предположения? (Будем учиться выполнять записи при помощи знаков.)
— Рассмотрите рисунки с ежиками. Прочитайте вопросы к этим рисункам и ответы на них.
— Прочитайте запись. Какое слово заменили знаком “плюс”? (Подбежал.)
— Прочитайте запись на полях. Составьте по ней рассказ.
— Рассмотрите рисунки с зайцами. Прочитайте вопросы к этим рисункам и ответы на них.
— Прочитайте запись. Какое слово заменили знаком “минус”? (Убежали.)
— Прочитайте запись на полях. Составьте по ней рассказ.
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 10. Посмотрите на клеточки. Какой знак написан? (Плюс.)
— В середине клеточки ставим горизонтальную черточку. Какой знак получился? (Минус.)
— Как из знака “минус” получить знак “плюс”? (Поставить в середине горизонтальной черточки вертикальную.)
— Обведите знаки “плюс” и продолжите писать до конца строки.
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите на с. 29 рисунки с белочками. Прочитайте вопросы. С помощью этих вопросов составьте рассказ по картинкам.
— Посмотрите на схему на полях. Что обозначают синие круги? (Сколько белочек было.)
— Что обозначают красные круги? (Сколько белочек прибежало.)
— Сколько белочек стало? (3.)
— Дополните числовую запись и прочитайте ее. (2 + 1 = 3. Два плюс один равно трем.)
— Рассмотрите следующие рисунки. Ветка какого дерева изображена? (Клена.)
— Рассмотрите схему к этим рисункам. Что обозначают синие круги? (Сколько листьев было.)
— Как обозначили лист, который упал? (Зачеркнули 1 круг.)
— Как будет выглядеть запись к рисункам? (3 — 1 = 2.)
— Прочитайте эту запись. (Три минус один равно двум.)
2. Составление числовых записей
— Составьте числовую запись к каждому стихотворению.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два — под березой,
Один — у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине? (2 + 1 = 3.)
Три яблока из сада
Ежик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежика в тарелке. (3 — 1 = 2.)
На забор взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (1 + 2 = 3.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 29). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Прочитайте свои записи соседу по парте.
(Один из сильных учеников читает записи для всего класса. Его ответ служит образцом для остальных.)
— Сравните ответ соседа с образцом. Оцените его:
• молодец, все записи составлены правильно;
• хорошо, почти все правильно, немного ошибся;
• неправильно, тему не понял, подойди к учителю.
VIII. Подведение итогов урока
— Покажите, какой знак заменяет слова “взяли”, “лопнул”, “съел” и т. д. (—.)
— Покажите, какой знак заменяет слова “прилетел”, “дали”, “еще положили” и т. д. (+.)