Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Число и цифра 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4; научить писать цифру 4.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке; определять состав числа 4; соотносить число и цифру 4; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— На прошлом уроке мы с вами учились разгадывать ребусы. Вспомните, что показывают запятые. (Что в слове нужно убрать буквы.)
— Какие буквы нужно убрать, если запятые стоят после слова или картинки, которая это слово заменяет? (Последние.)
— Разгадайте ребусы.
(Косы, тигр, стрекоза, пальцы, туна.)
2. Устный счет
Игра “Веселый мяч”
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)
• Сосчитай от 3 до 6.
• Сосчитай от 8 до 4.
• Назови соседей числа 8.
• Какое число стоит перед числом 4?
• Какое число стоит после числа 2?
• Какое число стоит между числами 4 и 6?
3. Практическая работа
— У меня в руках 3 палочки. В правой руке 2 палочки. Сколько палочек в левой руке? (1.)
— В правой руке 1 палочка. Сколько палочек нужно взять, чтобы их стало 2? (1.)
— Как можно разложить 3 палочки в две руки? (В одну руку взять 2 палочки, в другую — 1.)
4. Составление числовых записей
— Составьте числовые записи к стихотворениям.
(Один ученик составляет записи на откидной доске с помощью цифр из наборного полотна.)
На полянке у дубка
Крот нашел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (2 + 1 = 3.)
— Почему выбрали знак “плюс”? (Грибову крота стало больше.)
— Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок?
— Два, но дедушке дадим
И останется... (2 — 1 = 1.)
— Почему вы выбрали знак “минус”? (Бубликов у Петушка стало меньше.)
III. Самоопределение к деятельности
— Приготовьте геометрические фигуры.
— Положите 1 треугольник.
— Что нужно сделать, чтобы треугольников стало 2? (Положить еще 1 треугольник.)
— Положите. Сколько стало треугольников? (2.)
— Как получили число 2? (2 — это 1 и еще 1.)
— Что нужно сделать, чтобы стало 3 треугольника? (Положить еще 1 треугольник.)
— Положите. Сколько стало треугольников? (3.)
— Как получили число 3? (3 — это 2 и еще 1.)
— Что нужно сделать, чтобы стало 4 треугольника? (Положить еще 1 треугольник.)
— Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Получать число 4 и писать цифру 4.)
IV. Работа по теме урока
1. Определение состава числа 4
— Как получили 4 треугольника? (К 3 треугольникам добавили еще 1 треугольник.)
— Возьмите 2 палочки. Что нужно сделать, чтобы их стало 3? (Положить еще 1 палочку.)
— А если к 3 палочкам добавить еще 1 палочку, сколько станет всего палочек? (4.)
— Как получить число 4? (4 — это 3 и еще 1.)
— Как можно обозначить число 4 цифрой? Покажите соответствующую карточку.
— Кто встречался с этой цифрой? Где вы ее видели?
— Посмотрите, чего у нас в классе 4. (Ответы детей.)
— У стола четыре ножки,
И у шкафа, и у кошки, —
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Цифре кошка объяснила:
— Ножки могут быть у шкафа,
Ты, наверное, забыла,
У меня не ножки — лапы.
— На что похожа цифра 4? (Ответы детей.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 30, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке. (Сколько получится, если к 3прибавить 13)
— Ответили мы на этот вопрос? (Да, получится 4.)
— Рассмотрите рисунок.
— Прочитайте выражение со знаком “плюс”. (Три плюс один равно четырем.)
— Составьте рассказ по этому выражению (1. В гараже 3 машины исправных и 1 сломанная. Всего в гараже 4 машины. 2. У машины уже отремонтировали 3 колеса, а 1 еще ремонтируют. Всего у машины 4 колеса.)
— Прочитайте выражение со знаком “минус”. (Четыре минус один равно трем.)
— Составьте рассказ по этому выражению. (1. У машины было 4 колеса, 1 сняли. Осталось 3 колеса. В гараже 4машины, одну уже начали ремонтировать. Еще 3 машины будут ремонтировать позже.)
— Рассмотрите монеты на полях. Как с помощью этих монет разными способами набрать 4 руб.? (2 руб. и 2 руб. или 2 руб., 1 руб. и 1 руб.)
— Рассмотрите рисунки ниже. Прочитайте вопрос к ним. Ответьте на вопрос вместе с соседом по парте.
V. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте.)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками.)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(Взмахи руками, покружиться.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Сравните фигуры на полях на с. 31. Чем они похожи? (Сделаны из палочек, имеют углы и стороны.)
— Чем они отличаются? (Одна фигура составлена из трех палочек, а другая из четырех.)
— Как называется фигура, составленная из трех палочек? (Треугольник.)
— Как называется фигура, составленная из четырех палочек? (Четырехугольник, квадрат.)
— Посмотрите, как число 4 обозначается на костяшках домино.
— Какое время показывают часы? (4 ч, так как маленькая стрелка показывает на цифру 4, а большая смотрит вверх.)
— Прочитайте задание на с. 31. С помощью рисунка определите, что больше, а что меньше.
— Рассмотрите рисунки ниже. Договоритесь с соседом по парте, кто из вас будет составлять рассказ по первому рисунку, а кто по второму. Составьте рассказы и расскажите друг другу.
— Какая запись подходит к первому рисунку? (3 + 1 = 4.)
— Какой рассказ составили? (На листе сидели 3лягушки, к ним запрыгнула еще 1. Лягушек стало 4.)
— Какая запись подходит ко второму рисунку? (4 — 1 = 3.)
— Какой рассказ составили? (На ветке сидели 4 птицы, 1 птица улетела. Осталось 3 птицы.)
— Рассмотрите рисунки ниже. Что изображено на первом рисунке? (К2 синим кругам положили 2красных круга. Получилось 4 круга.)
— Какую числовую запись составим к этому рисунку? (2 + 2 = 4.)
— Что изображено на втором рисунке? (Было 4 квадрата, 2 квадрата отрезали, осталось 2 квадрата.)
— Какую числовую запись составим к этому рисунку? (4 — 2 = 2.)
— Что изображено на третьем рисунке? (Было 4 квадрата, 1 отрезали. Осталось 3 квадрата.)
— Какую числовую запись составим к этому рисунку? (4 — 1 = 3.)
— Прочитайте вопросы к рисунку на полях. Ответьте на них самостоятельно.
— Как вы считаете, какой предмет лишний? Почему? (Красный мяч — отличается по цвету. Куб — отличается по форме. Большой мяч — отличается по размеру.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Сейчас мы будем учиться писать цифру 4. Откройте тетрадь на с. 11.
Вот четверка. Не сложна
В написании она:
Слева угол впереди,
Справа линию веди.
Есть еще короче путь:
Надо стул перевернуть.
Слева ножка, справа спинка,
Очень точная картинка.
— Посмотрите на цифру 4. Что показывают две синие звездочки? (Пишем с отрывом.)
— Обведите цифры в верхней строке и допишите строчку до конца самостоятельно.
— Какую закономерность вы видите в написании цифр во второй строке? (Цифры 1, 2, 3, 4 написаны в прямом и обратном порядке.)
— Допишите цифры до конца строки, соблюдая закономерность.
— Прочитайте первое задание. Сколько красных яблок нужно дорисовать, чтобы всего стало 4 яблока? (1.)
— Прочитайте следующее задание. Рассмотрите рисунки.
— Что меняется? (Количество квадратов и цвет.)
— Что нарисуете в последней рамке? (4 желтых квадрата.)
— Что обозначает знак около следующего задания? (Нужно соотнести рисунок и математическую запись.)
— Выполните задание.
(Проверка.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 31). Учитель читает вопросы, учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким числом мы сегодня познакомились?
— Как можно получить число 4? (4 — это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1.)