Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Число и цифра 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием и составом числа 5; научить писать цифру 5.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место числа 5 в натуральном ряду; соотносить число и цифру 5; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Составьте 2 треугольника из шести палочек.
Ответ:
— Составьте 2 треугольника из пяти палочек.
Ответ:
— Составьте 3 треугольника из семи палочек.
Ответ:
— Уберите одну палочку, чтобы остались треугольник и четырехугольник.
Ответ:
— Красная ленточка длиннее синей, но короче зеленой. Какая ленточка самая длинная? самая короткая?
(В случае затруднений можно выполнить рисунок.)
2. Устный счет
Игра “Молчанка”
(Учитель показывает число, а учащиеся — состав числа.)
2 (1 и 1);
3 (1 и 2);
4 (1 и 3, 2 и 2).
(Учитель показывает карточки с примерами, учащиеся — с ответами.)
4 - 1
3 - 1
2 + 2
4 - 2
2 - 1
2 + 1
3 + 1
3 - 2
— Какое число больше 3 на 1? (4.)
— Какое число меньше 4 на 2? (2.)
— Назовите число, которое на 1 меньше, чем 4. (3.)
III. Самоопределение к деятельности
— Положите 4 синих круга. Ниже положите столько же красных кругов. Как это сделать? (Под каждым синим кругом положить красный круг.)
— Добавьте еще 1 красный круг. Сколько красных кругов стало? (5.)
— Как получили 5? (К 4 кругам прибавили еще 1.)
— Покажите цифру, обозначающую число 5.
— Кто скажет, чему мы должны сегодня научиться? (Составлять число 5 и писать цифру 5.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 34 вопрос урока.
— Какое число нужно поставить вместо пропуска? (5.)
Написать цифру 5 —
Что крючок нарисовать.
Ноу этого крючка
Леска больно коротка.
— Посмотрите, на что похожа цифра 5. (На перевернутую цифру 2, на серп.)
А вот это цифра 5,
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи.
Цифру пальчику скажи.
— Давайте посчитаем, сколько у нас пальчиков на каждой руке.
— У каждого пальчика есть имя. Кто знает, как зовут каждый пальчик? (Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.)
— Посмотрите вокруг себя: чего в классе 5? (Ответы детей.)
— Посмотрите на рисунок и скажите, чего на рисунке 5. (5яблок, 5 детей, 5 корзинок.)
— Как получили 5? (4 желтых яблока и 1 красное — всего 5яблок, 4 полные корзины и 1 пустая — всего 5 корзин, 3мальчика и 2 девочки — всего 5 детей.)
— Посмотрите на схемы и записи, приведенные ниже. Как они связаны с рисунком? (Красные круги обозначают корзины с яблоками, синий круг — пустую корзину. Всего корзин 5: 4 + 1 = 5. Всего корзин 5 — это все круги. Пустая корзина 1 — это синий круг. Если ее убрать, останется 4 корзины с яблоками — это красные круги: 5 — 1 = 4.)
(Аналогично разбираются вторая схема и записи к ней.)
V. Физкультминутка
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
На четыре — руки вниз.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Прочитайте вопросы к следующему заданию. Положите на каждый рисунок карточку с цифрой.
(Проверка: 3, 1, 2, 5.)
— Какого числа нет? (4.)
— Сколько всего монет изображено на полях? (6.)
— Какого достоинства первая монета? (5 руб.)
— Какого достоинства остальные монеты? (По 1 руб.)
— Сколько монет по 1 руб. составляют 3 руб.? (3.)
— А 4 руб.? (4.)
— 5 руб.? (5.)
— Посмотрите, как число 5 обозначается на костяшках домино.
— Какое время показывают часы? (5 ч, так как маленькая стрелка указывает на цифру 5, а большая смотрит вверх.)
— А сейчас поработайте в парах. Один называет числа по порядку, начиная с самого маленького, другой — начиная с самого большого.
— Рассмотрите рисунки на с. 35. Подберите к каждому из них подходящую запись.
(Вариант 1 подбирает к первому рисунку, вариант 2 — ко второму.)
— Какая запись подходит к первому рисунку? Почему? (3 + 1. Было 3 пчелы, 1 прилетела. Пчел стало больше.)
— Какая запись подходит ко второму рисунку? Почему? (4 — 2. Было 4 жука, 2 улетели. Жуков стало меньше.)
— Прочитайте следующее задание. Как измерить полоску с помощью мерки? (Соединить начало мерки и полоски, сосчитать количество мерок.)
— Сколько мерок в зеленой полоске? (4.)
— Измерьте синюю полоску. (3 мерки.)
— Измерьте красную полоску. (5 мерок.)
— Какая полоска самая длинная? (Красная.)
— Какая полоска самая короткая? (Синяя.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Сейчас мы будем учиться писать цифру 5. Откройте тетрадь на с. 13.
Добрались до цифры 5.
Как ее нам написать?
Вертикальный ставь штришок,
От него веди кружок,
Сверху хвостик небольшой —
Цифра 5 перед тобой!
Научись ее писать,
Чтоб пятерки получать!
Начинаем писать с середины верхней линии, ведем наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем горизонтальный хвостик.
— Обведите цифру 5. Кто догадался, сколько цифр 5 дальше нужно написать самому? (5 и 6.)
— Какая закономерность в следующей строке? (Цифры от 1 до 5записаны сначала в прямом, а потом в обратном порядке.)
— Рассмотрите рисунки, приведенные выше. Выберите для каждого рисунка запись и объясните ее.
— Посмотрите на следующее задание. Сколько кругов нужно дорисовать к 2, чтобы получить число 4? (2.)
— Сколько кругов нужно дорисовать к 3, чтобы получить число 5? (2.)
— Прочитайте следующее задание. Какие фигуры нужно обвести? (Треугольники и квадраты.)
— Обведите цветы на клеточках.
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 35). Учитель читает вопросы, учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами. Далее дети определяют, верно ли составлены записи к схемам. Если верно, показывают зеленую карточку, если нет — красную.)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким мы числом сегодня познакомились?
— Как можно получить число 5? (5 — это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1)