Числа от 1 до 5. Состав числа 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Числа от 1 до 5. Состав числа 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: в ходе практической работы определить состав числа 5.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место числа в натуральном ряду; определять состав числа 5; соотносить цифру и число; образовывать следующее число прибавлением числа 1 к предыдущему числу или вычитанием числа 1 из следующего за ним числа; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Составьте квадрат из четырех палочек.

Ответ:

— Составьте 2 одинаковых квадрата из семи палочек.

Ответ:

— Составьте 4 одинаковых квадрата из 12 палочек.

Ответ:

— Уберите две палочки так, чтобы квадратов стало 2.

Ответ:

2. Устный счет

— Покажите с помощью карточек с цифрами:

• соседей чисел 5, 9, 7, 2;

• какое число пропущено: 1, ..., 3; 4, ..., 6; ..., 9, 10.

Игра “Молчанка”

(Учитель молча показывает пропуск, учащиеся — карточку с цифрой или знаком.)

Игра “Засели домик*

(Учитель показывает окошко, учащиеся поднимают соответствующую карточку.)

(Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 32—33). Один ученик работает на откидной доске. Самооценка с помощью “Светофора”.)

III. Самоопределение к деятельности

— Положите 5 кругов.

— Отодвиньте 1 круг вправо. Сколько кругов слева и сколько справа? (Слева 4, справа 1.)

— Отодвиньте еще 1 круг вправо. Сколько кругов осталось слева, сколько стало справа? (Слева 3, справа 2.)

— Еще один круг передвиньте вправо. Сколько теперь кругов слева и справа? (Слева 2, справа 3.)

— Если мы передвинем еще 1 круг, сколько кругов будет слева и справа? (Слева 4, справа 1.)

(По мере выполнения работы учитель делает запись на доске.)

— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О том, как можно получить число 5.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 36. Объясните, как можно разными способами рассадить 5 девочек на две скамейки. (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.)

— Рассмотрите рисунок с шариками. Сколько красных шариков на верхней проволоке? (4.)

— Сколько синих шариков? (1.)

— Сколько всего шариков? (5.)

— Как получили 5? (5 — это 4 и 1.)

— Как это записать? (4 + 1 = 5.)

— Всего на проволоке 5 шариков. Из них 1 синий. Как узнать, сколько красных шариков? (От 5 шариков убрать 1, останется 4 шарика.)

— Как это записать? (5 — 1 = 4.)

(Аналогично заполняются пропуски в остальных записях.)

V. Физкультминутка

А часы идут, идут —

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.

(Наклоны влево и вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

(Глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

(Приседания.)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят.

(Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

(Остановиться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 37. Прочитайте задание к нему. Сравните числа.

(Устное выполнение.)

— Авторы учебника предлагают вам сыграть в домино картинками. Поиграйте с соседом по парте.

— Какую карточку нужно приложить к бабочке? (5—4, так как бабочка одна, а 5 — 4 = 1.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 14. Сколько всего фигур в корабликах? (5.)

— Что обозначают красный и синий цвет над клеточками? (В клеточку, помеченную синим цветом, нужно вписать, сколько всего синих фигур в кораблике, а в клетку, помеченную красным цветом, — сколько всего красных фигур в кораблике.)

— Что обозначают квадрат и треугольник над клеточками? (В клеточку, помеченную квадратом, нужно вписать, сколько всего квадратов в кораблике, а в клеточку, помеченную треугольником, — сколько всего треугольников в кораблике.)

— Вставьте в клеточки нужные цифры.

— Посмотрите на следующее задание. Соедините рисунок, схему и запись. (Первый рисунок — 4 + 1 = 5, нижняя схема; второй рисунок — 5 — 5 = 4, средняя схема.)

— Посмотрите на лесенки на клеточках. Сколько клеток в следующей ступеньке первой лесенки? (3.)

— Как вы определили? (Стоит цифра 3.)

— Дорисуйте лесенки.

VII. Рефлексия

(Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 4, с. 9—10).)

— Оцените, как вы поняли тему, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Назовите состав числа 4.

— Назовите состав числа 5.

Дополнительный материал

У ладошки пять детишек,

Пять веселых шалунишек.

Все подряд они хватают,

Только ночью отдыхают.

Как зовут их, угадайте,

Малышей пересчитайте.

Пальчики легко узнать —

На руке их ровно пять.

Посчитаем, поиграем, порисуем

— Какие пять братьев всегда вместе? (Пять пальцев.)

— Вспомните их имена.

— Приложите свои пальчики к листу бумаги и обведите их. Дайте пальцам смешные имена и попросите маму записать на каждом пальчике имя, которое вы для него придумали.

— Назовите пять вещей, которые вы умеете делать.






Для любых предложений по сайту: [email protected]