Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Ломаная линия - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений научить отличать ломаную от других видов линий.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различить кривые, прямые и ломаные линии; называть части ломаной линии; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Сложите 3 квадрата так же, как на рисунке.
— Переложите две палочки так, чтобы получилось 2 квадрата — большой и маленький.
Ответ:
2. Устный счет
— Разложите карточки с числами, которые мы изучили, начиная с самого маленького. (1, 2, 3, 4, 5.)
— Прочитайте их, начиная с самого большого. (5, 4, 3, 2, 1.)
— Покажите число, которое:
• больше 3 на 1 (4);
• меньше 5 на 2 (3);
• больше 2 на 2 (4).
3. Практическая работа
— Разложите 4 круга по записи 1 + 3.
Ответ:
— Как еще можно разложить круги? (2 и 2.)
4. Геометрический материал
(На доске рисунок.)
— Что нарисовано на доске? Назовите одним словом. (Линии.)
— На какие группы можно разделить эти линии? (Прямые и кривые.)
— Назовите прямые линии. (1, 3, 6. Прямая, луч и отрезок.)
— Назовите кривые линии. (2, 4, 5.)
— Как отличить прямую линию от отрезка? (У отрезка есть начало и конец.)
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите, в руках у меня проволока. Она прямая или кривая? (Прямая.)
— Я перегну ее в нескольких местах. Можно ли сейчас ее назвать прямой? (Нет.)
— Почему? (Такую линию нельзя начертить по линейке.)
— А кривой можно назвать? (Тоже нет.)
— Почему? (Она натянутая.)
— Сегодня мы узнаем, как называются такие линии. Откройте учебник на с. 42. Прочитайте тему урока. (Ломаная линия.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте, что такое ломаная линия. Можно ли сказать, что из проволоки мы получили ломаную линию? (Да. Она состоит из отрезков — звеньев. Конец одного отрезка — начало другого.)
— Как называются концы каждого звена? (Вершины.)
— Какая ломаная линия у нас получилась? (Незамкнутая.)
— Кто сможет получить из нее замкнутую ломаную?
(Дети подходят, сгибают проволоку, получают замкнутую ломаную.)
— Рассмотрите рис. 1 на полях. Из скольких звеньев состоит первая ломаная? (Из 5.)
— Сколько звеньев у второй ломаной? (4.)
— Как по-другому можно назвать замкнутые линии, изображенные на рис. 2? (Многоугольники: четырехугольник и пятиугольник.)
— Посмотрите на линии 1, 2 и 3. Найдите среди них ломаную линию. Объясните свой выбор. (Линия 2. Она состоит из отрезков. Конец одного отрезка — это начало другого. Никакие два соседние звена не лежат на одной прямой.)
— Начертите в тетради ломаную линию из 3 звеньев.
— Сколько вершин у этой ломаной? (2.)
— Начертите ломаную из 3 звеньев с 3 вершинами.
— Как называется такая фигура? (Треугольник.)
V. Физкультминутка
Видишь — бабочка летает,
(Взмахи руками.)
На лугу цветы считает.
(Считать пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять —
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
(Взмахи руками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считать пальчиком.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Прочитайте первое задание на с. 43. Подберите подходящие записи.
(Работа в парах. Проверка.)
— Есть ли записи, которые не подходят ни к одному рисунку? (Нет.)
— Объясните записи. (5 — 2 — сыр ели 5 мышат, 2 убежали. Осталось 3мышонка. 4 + 1 — было 4 целых и I разбитое яйцо. Всего было 5 яиц. 5 — 1 — было 5 яиц, 1 разбилось. Осталось 4 яйца. 3 + 2 — на ветке сидели 3 совы, к ним прилетели еще 2. Стало 5 сов.)
(Самостоятельное составление записей по схемам, данным ниже. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Для тех, кто выполнит задание раньше других, — задание на полях.)
— Оцените работу товарища:
• молодец, все задания выполнил правильно;
• хорошо, ошибок немного;
• много ошибок, обратись к учителю за помощью.
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 16. Прочитайте первой задание. Составьте записи по рисункам.
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Посмотрите, о чем говорит значок рядом со следующим заданием. (Нужно соединить точки по линейке.)
— Выполните задание.
— Прочитайте следующее задание. Что нужно сделать? (Соединить точки по порядку.)
— Соедините точки. Сколько звеньев у ломаной? (3.)
— Посмотрите на линии 1, 2, 3. Найдите среди них ломаную. (3.)
(Письмо цифр 1, 2, 3, 4, 5.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 43). Учитель читает вопрос, учащиеся показывают карточку с ответом. Можно использовать КИМы (тест 1, с. 4—7).)
— Оцените, как вы поняли новый материал, с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое ломаная линия?
— Приведите примеры ломаных, с которыми мы встречаемся в жизни. (Кардиограмма, забор, молния, графики.)