Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Равенство. Неравенство - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятиями “равенство” и “неравенство”.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать любые два числа и выражения и записывать результат сравнения, используя знаки >, <, =; различать равенства и неравенства; читать равенства и неравенства; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ самостоятельных работ
(Разбор ошибок, выполнение аналогичных заданий.)
III. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Составьте такую же фигуру.
— Переставьте три палочки, чтобы квадратов стало 4.
Ответ:
2. Индивидуальная работа
Игра “Засели домик”
(Три человека работают у доски — вписывают цифры в окошки. Проверка. Учитель показывает вписанное число. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
3. Устный счет
— Сосчитайте:
• по цепочке от 1 до 10 и обратно;
• от 1 до 10 через один.
— Покажите число, которое:
• следует за числом 3, 5;
• стоит между числами 1 и 3, 3 и 5;
• предшествует числу 4, 5, 2.
— Какие карточки перевернуты?
IV. Самоопределение к деятельности
— Положите 3 синих круга. Рядом положите 1 красный круг. Сколько стало кругов? (4.)
— Запишите, как вы получили число 4. (3 + 1 = 4.)
— Как бы вы назвали эту запись?
— Запишите, сколько кругов было. (3.)
— Запишите, сколько кругов стало. (4.)
— Какой знак нужно поставить между этими числами? (Меньше.)
— Поставьте знак. Прочитайте запись. (3 < 4. Три меньше четырех.)
— Измените запись так, чтобы стоял знак “больше”. (4 > 3.)
— Как бы вы назвали эту запись?
— Давайте прочитаем, как эти записи предлагают назвать авторы учебника.
— Прочитайте тему урока.
— Что мы будем делать на уроке?
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Чему мы уже научились? (Составлять неравенства.)
— Как вы поняли, что такое неравенство? (Запись, в которой есть знак “больше” или “меньше”.)
— А кто догадался, что такое равенство? (Запись, в которой стоит знак “равно”.)
— Посмотрите на рисунок слева. Прочитайте и объясните записи к нему. (4 = 4 — зеленых треугольников столько же, сколько красных маленьких треугольников. 4 + 1 = 5 — если к 4 красным маленьким треугольникам добавить 1 большой красный треугольник, станет 5 красных треугольников.)
— Как называются эти записи? (Равенства.)
— Какой знак стоит между частями равенства? (Равно.)
— Посмотрите на рисунок справа и прочитайте записи к нему. Что они означают? (4 > 3 — красных квадратов больше, чем зеленых. 4 — 1 < 4 — если убрать 1 из 4 красных квадратов, то красных квадратов останется меньше.)
— Какой знак стоит в неравенствах? (Больше или меньше.)
— Прочитайте равенства и неравенства, записанные ниже.
— Какой знак стоит в равенствах? (Равно.)
— Прочитайте только равенства. (3 — 1 = 2, 4 + 1 = 5, 1 + 1 = 2.)
— Какие знаки стоят в неравенствах? (Больше или меньше.)
— Прочитайте только неравенства. (4 — 1 > 1, 5 — 1 < 5, 3 + 1 > 2.)
VI. Физкультминутка
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружил и...
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть и встать,
И два прыжка...
Вместе весело всегда.
Е. Гайтерова
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Посмотрите на значок рядом со следующим заданием. Что нужно сделать? (Поставить нужный знак.)
— Прочитайте запись и покажите, какой знак поставите.
— Какие числа можно поставить в пустые клеточки?
— Прочитайте следующее задание.
— Как вы понимаете слова “неверное равенство”? (Равенство, в котором допущена ошибка.)
— Что такое неверное неравенство? (Неравенство, в котором допущена ошибка.)
— Найдите неверные равенства и неравенства. (4 < 2, 3 > 4, 5 – 1 = 3.)
— Замените в них одно число так, чтобы они стали верными. (1 < 2 или 4 < 5, 5 > 4 или 3 > 2, 4 — 1 = 3, 5 — 2 = 3, 5 — 1 = 4.)
(Выполнение задания на полях. Работа в парах.)
— Посмотрите на с. 49, какие монеты есть у Миши и у Коли. У кого монет больше? (У Коли, так как у него 2 монеты, а у Миши 1 монета.)
— А у кого больше рублей? (У Миши, так как у него 5 руб., а у Коли 1 руб. + 2 руб. = 3 руб.)
— Посмотрите на рисунок ниже. Посчитайте, сколько кукол у Лены. (2.)
— Сколько кукол у Веры? (3.)
— На какой вопрос нужно ответить? (Сколько кукол у Лены и Веры?)
— Как это узнать? (Сосчитать всех кукол или к 2 прибавить 3.)
— Сколько кукол у девочек? (5.)
— Рассмотрите рисунки ниже. Какие записи подходят к первому рисунку? Почему? (4—1 — было 4банки варенья, мишка взял 1 банку. 3 + 1 — на столе 3 банки варенья, у мишки в руках 1 банка варенья.)
— Какая запись подходит ко второму рисунку? (3 + 2 —в тарелке лежат 3 пирожка, и 2 пирожка мама положит.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 19. Самостоятельно выполните первое задание.
(Проверка. Неравенства записаны на доске: 4 < 5, 5 > 4.)
— Прочитайте следующее задание.
— Сколько бусинок должно быть на нитке? (5.)
— Сколько бусинок вы видите? (2.)
— Сколько бусинок спрятано? (3, так как 5 — это 2 и 3.)
— Нарисуйте недостающие бусинки.
— Сколько бусинок должно быть на второй нитке? (5.)
— Сколько бусинок вы видите? (1.)
— Сколько бусинок спрятано? (4, так как 5 — это 1 и 4.)
— Нарисуйте недостающие бусинки.
— Посмотрите-на значок рядом со следующим заданием. Что нужно сделать? (Поставить знаки >, < или = так, чтобы записи были верными.)
— Расставьте знаки самостоятельно.
(Проверка. Далее решение логической задачи.)
VIII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 49). Учитель показывает окошко, учащиеся — карточку с соответствующей цифрой. Можно использовать КИМы (самостоятельная работа № 4, с. 40—41).)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
IX. Подведение итогов урока
— Как вы поняли, что такое неравенство? Какие знаки могут стоять в неравенстве?
— Что такое равенство? Какие знаки могут стоять в равенстве?