Многоугольник - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Многоугольник - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием “многоугольник” и названиями многоугольников.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.); строить многоугольники из соответствующего количества палочек; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Сложите такую же фигуру.

— Уберите пять палочек так, чтобы квадратов стало 6.

Ответ:

2. Задание по рядам

(Учащиеся по очереди выходят к доске. Первый ученик ставит знак в первой записи, второй — во второй записи, третий — в третьей и т. д. Шестой ученик подчеркивает одной чертой равенства, седьмой двумя чертами — неравенства.)

Задание для первого ряда

Задание для второго ряда

Задание для третьего ряда

(Проверка.)

3. Устный счет

— Сосчитайте:

• от 1 до 10 и обратно;

• от 4 до 7, от 3 до 7;

• от 7 до 2, от 9 до 6.

— Назовите:

• число, которое стоит перед числом 4, 6, 2;

• число, которое стоит после числа 5, 8, 2;

• соседей чисел 6, 8, 3.

— Решите задачи в стихах. Покажите ответы.

На блюдце у Андрюши

Четыре желтых груши.

Есть мальчик захотел,

Одну он грушу съел.

Теперь считайте груши

На блюдце у Андрюши. (3.)

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят.

Сколько в снег скатились? (2.)

В огороде пугало рукавами машет.

В огороде пугало разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке,

В небеса взвилась одна,

А последняя не трусит —

Очень храбрая она.

— Сколько всего было пташек? (5.)

На дереве три яблока,

Одно сорвать ручонка так и тянется.

Но прежде надо сосчитать,

Сколько же останется. (2.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске рисунки.)

— Что изображено на рисунках? (Ломаные линии.)

— На какие две группы можно поделить эти ломаные? (Замкнутые и незамкнутые.)

— Какие фигуры образуют замкнутые ломаные? (Многоугольники.)

— Какой многоугольник имеет 3 стороны и 3 вершины? (Треугольник.)

— Сколько сторон и вершин имеет четырехугольник? (4.)

— Постройте его из палочек. Как называют такой четырехугольник? (Прямоугольник, квадрат.)

— Чем квадрат отличается от других прямоугольников? (У него все стороны равны.)

— Постройте из палочек многоугольник, у которого вершин на одну больше, чем у четырехугольника.

Послушайте сказку про треугольник и квадрат.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший — квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший — треугольный,

Вечно недовольный.

Стал спрашивать квадрат:

“Почему ты злишься, брат?”

Тот кричит ему: “Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!”

Но квадрат ответил: “Брат!

Я же старше, я — квадрат!”

И сказал еще нежней:

“Неизвестно, кто важней!”

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: “Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратным,

А проснешься без углов!”

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он: нет квадрата,

Онемел, стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

(Учитель отрезает у квадрата углы и показывает.)

— Сколько сторон у фигуры?

— Сколько углов, вершин?

— Как называют такую фигуру? (Восьмиугольник, многоугольник.)

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 50.

— Кто уже может сказать, что такое многоугольник? (Замкнутая ломаная линия.)

— Сравните фигуры вверху. Чем отличаются фигуры слева от фигур справа? (Фигуры слева катятся, а фигуры справа не катятся.)

— Как называют фигуры, изображенные справа? (Многоугольники.)

— Из каких двух слов состоит слово “многоугольник”? (Много углов.)

— Покажите на рисунке углы.

— Какие многоугольники называются треугольниками? Что общего у всех треугольников? (У них 3 вершины и 3угла.)

— Чем похожи между собой четырехугольники? (У них 4 стороны и 4угла.)

— Как вы думаете, сколько сторон и вершин у пятиугольника? (5.)

— А у шестиугольника? (6.)

— У десятиугольника? (10.)

(Выполнение задания на полях. Работа в парах.)

V. Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет опытом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскачу,

Не поеду — полечу!

И за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите нижний рисунок на с. 50. Прочитайте, что делали Юля и Саша. (Измеряли шагами дорожку.)

— Почему у ребят получились разные ответы? (Шаги разной длины.)

— Давайте проверим, можно ли при измерении одного расстояния получить разные ответы. Измерим, скольким шагам равна ширина нашего класса.

(Выходят два ученика (один ученик должен быть меньше ростом, чем другой) и измеряют шагами ширину класса. Ответы сравниваются.)

— Почему и у нас получились разные ответы? (Шаги разной длины,)

— Рассмотрите рисунки на с. 51. Определите, какие записи подходят к первому рисунку. Что они означают? (4 — 1 — было 4 жука, 1 улетел. 3 + 1 — на дереве 3 жука, 1 жук летает.)

— Определите, какие записи подходят ко второму рисунку. Что они означают? (5 — 2 —было 5 бабочек, 2 улетели. 5 — 1 — всего 5 бабочек, 1 из них красная. 3 + 2 — на цветке 3 бабочки, 2 бабочки летают.)

— Посмотрите на схемы и записи, приведенные ниже. Прочитайте первую запись. Как она называется? Почему? (Неравенство, так как стоит знак “больше”.)

— Какой знак поставите в записи ко второй схеме и почему? (Знак “равно”. Для каждой фигуры из первого ряда есть пара — фигура из второго ряда.)

— Как называется эта запись? (Равенство.)

— Какой знак нужно поставить в третьей записи? (Больше.)

— Почему? (Синих кругов было больше, чем желтых, и убрали еще 1 синий круг. 5 > 4 — 1.)

— Закончите выражения, записанные ниже. Объясните, что они означают. (4 — 3 = 1 — зеленый треугольник, 4 — 1 = 3 — красных треугольника, 5 — 2 = 3 — синих четырехугольника, 5 — 3 = 2 — зеленых четырехугольника, 4 — 2 = 2— синих (или красных) круга, 2 + 2 = 4 — всего кругов.)

— Рассмотрите рисунок с ежиками. У какого ежика самый короткий путь? (У ежика с 2яблоками.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 20. Рассмотрите рисунки. Запишите цифрой, сколько предметов нарисовано.

— Прочитайте следующее задание. Нарисуйте фигуры.

— Закрасьте столько кругов, сколько нарисовали четырехугольников.

— Закрасьте столько четырехугольников, сколько нарисовали треугольников.

— Прочитайте следующее задание.

— Какую фигуру называют пятиугольником? (У которой 5 углов и 5 сторон.)

— Каким цветом нужно раскрасить пятиугольники? (Синим.)

— Раскрасьте пятиугольники.

— Сколько пятиугольников вы раскрасили? (2.)

— Какую фигуру называют треугольником? (У которой 3 угла и 3 стороны.)

— Каким цветом нужно раскрасить треугольники? (Красным.)

— Раскрасьте треугольники.

— Сколько треугольников вы раскрасили? (2.)

— Что нужно сделать в следующем задании? (Соединить запись и рисунок.)

— Соедините рисунок с записью. Вычислите.

— Что нужно сделать в следующем задании? (Поставить знаки >, < или =.)

— Поставьте знаки самостоятельно. Прочитайте неравенства.

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 51). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 6, с. 12—14).)

— Кто хорошо разобрался в новой теме? Оцените себя с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие многоугольники мы встречаем чаще и где?

Домашнее задание (по желанию)

Составить рисунок из многоугольников.






Для любых предложений по сайту: [email protected]