Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием чисел 8 и 9; научить писать цифру 8.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место чисел 8 и 9 в натуральном ряду; считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. д.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Найдите закономерность и нарисуйте недостающую фигуру.
— Что меняется? (Форма самолета, форма и цвет крыльев, количество иллюминаторов.)
— Самолета какой формы не хватает в третьей строке? (Прямоугольной.)
— Какие будут крылья по форме и по цвету? (Прямоугольные, белые.)
— Сколько будет иллюминаторов? (1.)
2. Индивидуальная работа
(Два ученика у доски вписывают цифры в круги. Проверка.)
3. Устный счет
— Ответьте на вопросы. Положите перед собой карточки с ответами.
• Сколько цветов в радуге? (7.)
• Сколько лап у жука? (6.)
• Сколько лап у курицы? (2)
• Каким по счету днем недели является среда? (3.)
• 5 руб. разменяли монетами по 1 руб. Сколько монет получили? (5.)
— Поставьте эти числа в порядке возрастания. (2, 3, 5, 6, 7.)
— Покажите, какое из чисел меньше 5 на 2. (3.)
— Какое из чисел состоит из 2 и 3? (5.)
— Какое число нужно прибавить к 3, чтобы получилось 5? (2)
— Вычислите, вставьте ответы в окошки.
4. Фронтальная работа
— Какие знаки и числа пропущены?
— Сколько было? (5.)
— Сколько стало? (6.)
— Стало больше или меньше? (Больше.)
— Какой знак нужно поставить, чтобы стало больше? (Плюс.)
— На сколько стало больше? (На 1.)
— Какая запись получится? (5 + 7 = 6.)
(Остальные примеры разбираются аналогично.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске числовая лесенка.)
— Посмотрите на столбик, изображающий число 5. Какое число идет при счете перед числом 5?
(Учащиеся показывают ответ с помощью карточек с цифрами.)
— Сравните число 5 с предыдущим числом.
— Сравните число 5 со всеми числами, которые идут при счете перед ним.
— Как можно получить число, следующее при счете за числом 5? (5 да 1 — это 6.)
— Как это записать? (5 + 1 = 6.)
— Как можно получить число, следующее за числом 6? (6 да 1 — это 7.)
— Какое число идет при счете сразу за числом 7? (8.)
— Покажите соответствующую цифру.
— На что похожа цифра 8? (Ответы детей.)
Паучок на свете жил,
С цифрой 8 он дружил.
На нее он был похож,
Удивительно пригож!
Цифру паучок любил,
Каждый день ей говорил:
— Ты похожа на очки
И на толстые круги.
— Как можно получить число 8? (8 — это 7 и еще 1.)
— Как это записать? (7 + 1 = 8.)
— Какое число идет при счете сразу после числа 8? (9.)
— Найдите и покажите цифру 9.
— На что похожа цифра 9? (Ответы детей.)
Я подруг своих важней,
Я их больше и главней.
Цифру 9 уважать
Все должны и почитать.
Цифра 9 спит в кроватке,
Снится сон девятке сладкий,
Девять звездочек в нем светят,
Нет чудесней их на свете.
— Как можно получить число 9? (9 - это 8 и еще 1.)
— Как это записать? (8 + 1 = 9.)
(Учитель добавляет к числовой лесенке столбик, изображающий число 9.)
— Назовите тему сегодняшнего урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 56. К какому произведению эта иллюстрация? (“Приключения Тома Сойера” М. Твена.)
— Кто уже догадался, какое задание мы будем выполнять по иллюстрации? (Объяснять записи по рисунку.)
— Прочитайте и объясните первую запись. (7 + 1 = 8— Том уже покрасил 7 досок забора и докрашивает еще 1. Всего он покрасит 8 досок.)
— Прочитайте и объясните вторую запись. (8 + 1 = 9 — Том уже начал красить 8досок забора, осталась еще 1. Всего нужно покрасить 9 досок.)
— Прочитайте выражение со знаком “минус” и объясните. (8—1 = 7 — уже покрашены 8 досок, но одна доска покрашена не полностью. Семь досок полностью покрашены. Нужно покрасить 9 досок, 1 доска еще не покрашена. Покрашены 8 досок.)
— Посмотрите на следующее задание. Сформулируйте его. (Нужно поставить знаки >, < или =.)
— Поставьте знаки самостоятельно. (7 < 8, 8 < 9, 7 + 1 = 8, 9 - 1 = 8.)
— Сделайте вывод: как мы получили числа 8 и 9?
V. Физкультминутка
Антилопе каждый день
Поразмяться все не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору,
Головой своей качает —
Повороты выполняет.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Посмотрите на записи, приведенные ниже. Объясните, что они означают. (2 + 3 — красных точек 2 и синих 3, всего 5 точек. Всего 5 точек, из них 2 красные. Синих точек 3.)
(По аналогии разбираются остальные записи.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 22. Прочитай первое задание. Выполните его самостоятельно.
(Проверка.)
— Что вы делали? (Соединяли рисунок с записью, дополняли записи недостающими числами.)
— Какая запись подходит к первому рисунку? Объясните, что она означает. (7 — 1 = 6 — было 7 шаров, 1 лопнул. Осталось 6 шаров.)
— Какая запись подходит ко второму рисунку? Что она означает? (6 + 1 = 7 — было 6 круглых шаров и 1 овальный. Всего было 7 шаров.)
— Что нужно сделать в следующем задании? (Дорисовать круги.)
— Дорисуйте круги самостоятельно.
(Проверка.)
А сейчас будем учиться писать цифру 8.
У восьмерки два кружка.
Нарисуй снеговика:
На одном кружке другой —
Цифра 8 пред тобой!
Два колечка нарисуй:
То побольше, что внизу.
Плавно их соедини.
Вот и все. Теперь взгляни.
— Посмотрите, откуда начинаем писать цифру 8. Обведите цифру по стрелочке.
— Обведите и допишите цифру 8 до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру.
— Обведите цифры во второй строке. Напишите пропущенные цифры.
3. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки с помидорами. Придумайте записи по этим рисункам и объясните их. (2 + 3 = 5 — 2 помидора еще зеленые, 3 уже красные. Всего 5 помидоров. 5 — 1 = 4 — было 5 черешен, 1 ягоду сорвали. Осталось 4 черешни.)
(Самостоятельное выполнение задания на полях.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 57).)
— Поставьте знаки >, < или =.
— Прочитайте неравенства.
— Прочитайте равенства.
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня изучали?
— Что такое равенство?
— Что такое неравенство?
Домашнее задание (по желанию)
1. Взять две баранки, два ореха или два кольца и придумать историю о том, как из этих предметов родилась цифра 8.
2. Нарисовать портрет цифры 8 из двух колес (двух колец, двух лепешек и т. д.).
Дополнительный материал
Быстро ходит Осьминог —
У него же восемь ног!
Быстро нить плетет Паук —
У него же восемь рук!
Кто бы мне приделать смог
Восемь рук И восемь ног!