Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием чисел 8 и 9; научить писать цифру 8.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место чисел 8 и 9 в натуральном ряду; считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. д.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Найдите закономерность и нарисуйте недостающую фигуру.

— Что меняется? (Форма самолета, форма и цвет крыльев, количество иллюминаторов.)

— Самолета какой формы не хватает в третьей строке? (Прямоугольной.)

— Какие будут крылья по форме и по цвету? (Прямоугольные, белые.)

— Сколько будет иллюминаторов? (1.)

2. Индивидуальная работа

(Два ученика у доски вписывают цифры в круги. Проверка.)

3. Устный счет

— Ответьте на вопросы. Положите перед собой карточки с ответами.

• Сколько цветов в радуге? (7.)

• Сколько лап у жука? (6.)

• Сколько лап у курицы? (2)

• Каким по счету днем недели является среда? (3.)

• 5 руб. разменяли монетами по 1 руб. Сколько монет получили? (5.)

— Поставьте эти числа в порядке возрастания. (2, 3, 5, 6, 7.)

— Покажите, какое из чисел меньше 5 на 2. (3.)

— Какое из чисел состоит из 2 и 3? (5.)

— Какое число нужно прибавить к 3, чтобы получилось 5? (2)

— Вычислите, вставьте ответы в окошки.

4. Фронтальная работа

— Какие знаки и числа пропущены?

— Сколько было? (5.)

— Сколько стало? (6.)

— Стало больше или меньше? (Больше.)

— Какой знак нужно поставить, чтобы стало больше? (Плюс.)

— На сколько стало больше? (На 1.)

— Какая запись получится? (5 + 7 = 6.)

(Остальные примеры разбираются аналогично.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске числовая лесенка.)

— Посмотрите на столбик, изображающий число 5. Какое число идет при счете перед числом 5?

(Учащиеся показывают ответ с помощью карточек с цифрами.)

— Сравните число 5 с предыдущим числом.

— Сравните число 5 со всеми числами, которые идут при счете перед ним.

— Как можно получить число, следующее при счете за числом 5? (5 да 1 — это 6.)

— Как это записать? (5 + 1 = 6.)

— Как можно получить число, следующее за числом 6? (6 да 1 — это 7.)

— Какое число идет при счете сразу за числом 7? (8.)

— Покажите соответствующую цифру.

— На что похожа цифра 8? (Ответы детей.)

Паучок на свете жил,

С цифрой 8 он дружил.

На нее он был похож,

Удивительно пригож!

Цифру паучок любил,

Каждый день ей говорил:

— Ты похожа на очки

И на толстые круги.

— Как можно получить число 8? (8 — это 7 и еще 1.)

— Как это записать? (7 + 1 = 8.)

— Какое число идет при счете сразу после числа 8? (9.)

— Найдите и покажите цифру 9.

— На что похожа цифра 9? (Ответы детей.)

Я подруг своих важней,

Я их больше и главней.

Цифру 9 уважать

Все должны и почитать.

Цифра 9 спит в кроватке,

Снится сон девятке сладкий,

Девять звездочек в нем светят,

Нет чудесней их на свете.

— Как можно получить число 9? (9 - это 8 и еще 1.)

— Как это записать? (8 + 1 = 9.)

(Учитель добавляет к числовой лесенке столбик, изображающий число 9.)

— Назовите тему сегодняшнего урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 56. К какому произведению эта иллюстрация? (“Приключения Тома Сойера” М. Твена.)

— Кто уже догадался, какое задание мы будем выполнять по иллюстрации? (Объяснять записи по рисунку.)

— Прочитайте и объясните первую запись. (7 + 1 = 8— Том уже покрасил 7 досок забора и докрашивает еще 1. Всего он покрасит 8 досок.)

— Прочитайте и объясните вторую запись. (8 + 1 = 9 — Том уже начал красить 8досок забора, осталась еще 1. Всего нужно покрасить 9 досок.)

— Прочитайте выражение со знаком “минус” и объясните. (8—1 = 7 — уже покрашены 8 досок, но одна доска покрашена не полностью. Семь досок полностью покрашены. Нужно покрасить 9 досок, 1 доска еще не покрашена. Покрашены 8 досок.)

— Посмотрите на следующее задание. Сформулируйте его. (Нужно поставить знаки >, < или =.)

— Поставьте знаки самостоятельно. (7 < 8, 8 < 9, 7 + 1 = 8, 9 - 1 = 8.)

— Сделайте вывод: как мы получили числа 8 и 9?

V. Физкультминутка

Антилопе каждый день

Поразмяться все не лень.

Встанет рано поутру,

Скачет быстро по двору,

Головой своей качает —

Повороты выполняет.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Посмотрите на записи, приведенные ниже. Объясните, что они означают. (2 + 3 — красных точек 2 и синих 3, всего 5 точек. Всего 5 точек, из них 2 красные. Синих точек 3.)

(По аналогии разбираются остальные записи.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 22. Прочитай первое задание. Выполните его самостоятельно.

(Проверка.)

— Что вы делали? (Соединяли рисунок с записью, дополняли записи недостающими числами.)

— Какая запись подходит к первому рисунку? Объясните, что она означает. (7 — 1 = 6 — было 7 шаров, 1 лопнул. Осталось 6 шаров.)

— Какая запись подходит ко второму рисунку? Что она означает? (6 + 1 = 7 — было 6 круглых шаров и 1 овальный. Всего было 7 шаров.)

— Что нужно сделать в следующем задании? (Дорисовать круги.)

— Дорисуйте круги самостоятельно.

(Проверка.)

А сейчас будем учиться писать цифру 8.

У восьмерки два кружка.

Нарисуй снеговика:

На одном кружке другой —

Цифра 8 пред тобой!

Два колечка нарисуй:

То побольше, что внизу.

Плавно их соедини.

Вот и все. Теперь взгляни.

— Посмотрите, откуда начинаем писать цифру 8. Обведите цифру по стрелочке.

— Обведите и допишите цифру 8 до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру.

— Обведите цифры во второй строке. Напишите пропущенные цифры.

3. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки с помидорами. Придумайте записи по этим рисункам и объясните их. (2 + 3 = 5 — 2 помидора еще зеленые, 3 уже красные. Всего 5 помидоров. 5 — 1 = 4 — было 5 черешен, 1 ягоду сорвали. Осталось 4 черешни.)

(Самостоятельное выполнение задания на полях.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 57).)

— Поставьте знаки >, < или =.

— Прочитайте неравенства.

— Прочитайте равенства.

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы сегодня изучали?

— Что такое равенство?

— Что такое неравенство?

Домашнее задание (по желанию)

1. Взять две баранки, два ореха или два кольца и придумать историю о том, как из этих предметов родилась цифра 8.

2. Нарисовать портрет цифры 8 из двух колес (двух колец, двух лепешек и т. д.).

Дополнительный материал

Быстро ходит Осьминог —

У него же восемь ног!

Быстро нить плетет Паук —

У него же восемь рук!

Кто бы мне приделать смог

Восемь рук И восемь ног!






Для любых предложений по сайту: [email protected]