Счет предметов - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Счет предметов - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений выявить умение вести счет предметов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете; анализировать действия по выполнению счета и управлять ими; сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Чему мы научились на прошлом уроке математики? (Работать с учебником, читать его условные обозначения.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте тему урока.

— Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? (Ответы детей.)

— Откройте учебники на с. 4. О чем нам говорит красный треугольник? (О начале урока.)

— Прочитайте, что записано под этим знаком. Верны ли были ваши предположения о том, чем мы будем заниматься?

IV. Работа по теме урока

1. Фронтальная работа

— Кто из вас умеет считать до 10? Давайте посчитаем. Девочки считают от 1 до 5, а мальчики — от 5 до 10. Приготовились, начали.

(Учащиеся считают одновременно.)

— Девочки, скажите, мальчики правильно сосчитали? (Мы не слышали.)

— Почему? (Сами тоже считали, было шумно.)

— Что нужно делать, чтобы ответы учеников слышали все? (Говорить по одному, не разговаривать во время ответа товарищей, внимательно слушать.)

Молодцы, вы сами вывели правила поведения учеников на уроке. Если вы хотите ответить на уроке, нужно поднять руку и дождаться, когда вас спросят.

— А сейчас девочки хором считают от 1 до 5, мальчики слушают.

— Правильно ли сосчитали девочки?

— Сейчас мальчики хором считают от 5 до 10, девочки слушают. Правильно сосчитали мальчики?

— Мальчик из стихотворения В. Орлова тоже умеет и любит считать.

Я еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает дикобраз —

Это раз.

Чистит перышки сова —

Это два.

Третьей стала росомаха,

А четвертой — черепаха.

Серый волк улегся спать —

Это пять.

(В ходе чтения учитель выставляет на доску изображения животных, о которых говорится в стихотворении.)

— Сколько животных насчитал мальчик? (5.)

— Давайте сосчитаем их, начиная с пингвина.

— А сейчас еще раз их сосчитаем, но начнем с волка.

— Сколько животных получилось? (5.)

— Почему получилось то же самое количество, мы же считали не с начала, а с конца? (Мы не убирали и не добавляли животных.)

Правильно. Считать количество предметов можно в любом порядке.

— Еще раз сосчитаем, сколько животных на доске. Я показываю указкой животных, а вы их считаете. (Учитель два раза показывает сову.)

— Сколько животных вы насчитали? (6.)

— Почему? (Два раза сосчитали сову.)

— Хорошо, я исправлюсь. Считаем еще раз. (Учитель пропускает черепаху.)

— Сколько животных насчитали сейчас? (4.)

— Почему? (Пропустили черепаху.)

— Вы очень внимательны. Кто сможет назвать правила счета? (Считать можно в любом порядке, но нельзя пропускать предметы при счете или считать их несколько раз.)

— Назовите животных, которые помогли нам вывести это правило. Что вы знаете о них? (Ответы детей.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 4.

— Гуляя по лесу, мы очутились в лесной школе. Чем она отличается от нашей школы? (Ответы детей.)

— А чем похожа эта школа на нашу? Прочитайте, чему учатся животные. (Они тоже учатся считать предметы.)

— Мудрая сова приготовила своим ученикам считалку. Я вам ее прочитаю, а вы ответьте на вопрос: для чего нужно уметь считать? (Ответы детей.)

— Посмотрите на рисунок и задайте по нему друг другу вопросы со словом “сколько”.

(Учащиеся по очереди задают вопросы, отвечают на них.)

— Прочитайте, какое задание нужно выполнить по рисунку на полях. (Задать вопросы со словом “сколько”.)

— Чем отличаются кубики? (Цветом и размером.)

— Какие вопросы можно задать? (Сколько синих кубиков? Сколько красных кубиков? Сколько больших кубиков? Сколько маленьких кубиков? Сколько всего кубиков?)

— Вспомните, о чем говорит следующее условное обозначение. (Задание нужно выполнять в парах.)

— Что это значит? (Работу будут выполнять вместе два человека.)

— Правильно. Вы будете работать с соседом по парте. Как вы будете работать? (Сначала считает один, потом другой, затем ответы сравниваются.)

(Выполнение задания.)

— Почему в обоих случаях у вас получился одинаковый результат? (Количество предметов не зависит от порядка их счета.)

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

(Помахать руками на себя.)

Закачалось деревцо.

(Покачаться вправо и влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Какие слова главные на с. 5? (Первый, второй, третий...)

— Когда мы так считаем? (Когда говорим, кто за кем стоит, который по счету предмет.)

— Веселый поезд везет друзей. Прочитайте стихотворение. Кто едет в поезде? (Кот, чижик, собака, петух, обезьяна, попугай.)

— Кто такой чижик? (Птица — чиж.)

(Учащиеся читают вопросы к стихотворению и отвечают на них.)

— Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в третьем вагоне едет собака? (Нельзя точно сказать, так как неизвестно, откуда начинаем счет.)

— А теперь поиграем в игру “Топай — хлопай”. Если вы согласны с утверждением, хлопаете, если нет — топаете.

• В третьем от зеленого паровоза вагоне едет собака. (Нет.)

• В третьем от красного паровоза вагоне едет собака. (Да.)

• Обезьяна едет второй, если считать от красного вагона. (Нет.)

• Кот едет в первом вагоне. (Нельзя точно ответить.)

• Кот едет в первом вагоне, если считать от красного паровоза. (Нет.)

Вывод: когда спрашивают “какой по счету?”, нужно говорить, откуда начинают счет.

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 3.

— Что изображено на рисунке? (Лесная школа.)

— Ответьте на вопросы под картинкой. (1 заяц, 2 ежа, 3 белки.)

— Составьте свои вопросы со словом “сколько”.

— Прочитайте, каким цветом будете закрашивать листочки. Какой листочек закрасите зеленым цветом? (Третий слева.)

— Какой листочек закрасите желтым цветом? (Шестой слева.)

— Как скажете про зеленый листок, если будете считать справа налево? (Четвертый справа.)

— Как скажете про желтый листок, если будете считать справа налево? (Первый справа.)

— Обведите рисунок по клеточкам, закончите его.

VII. Рефлексия

— Посмотрите на условное обозначение внизу на с. 5. Прочитайте задание. Для чего авторы учебника предлагают выполнить это задание? (Чтобы мы смогли проверить, как понят тему.)

— Сосчитайте, сколько кругов на рисунке. Поднимите руку, у кого получилось 2 круга.

— У кого получилось 3, 4, 5, 6 кругов?

— Какой ответ правильный? (J.)

— Сколько красных фигур? Поднимите руку те, кто насчитал 4, 5, 6 фигур.

— Какой ответ правильный? (4.)

— Сколько всего фигур? У кого получилось 4, 5, 6, 7 фигур?

— Какой ответ правильный? (6.)

— Оцените себя. Если вы ни разу не ошиблись, ставите знак !, если одна ошибка — знак +.

— Встаньте те, кто поставил себе знак !.

Вы уже очень хорошо считаете предметы.

— Кто ошибся один раз?

Молодцы, хорошо считаете, но нужно быть немного внимательнее. Ребята, которые ошиблись два и три раза, подойдите к учителю и сосчитайте еще раз.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы учились сегодня на уроке?

— Какие правила счета вы запомнили?

Домашнее задание (по желанию)

Вспомнить считалки, в которых ведется счет.






Для любых предложений по сайту: [email protected]