Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сантиметр - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с единицей измерения длины — сантиметром.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения — сантиметр; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; работать в паре и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
(Задачи решаются при помощи таблиц.)
• Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?
Л |
П |
Ц |
|
Зина |
- |
+ |
- |
Лиза |
- |
- |
+ |
Лариса |
+ |
- |
- |
(Лиза вышивала цветочки, Зина — птичек, Лариса — листочки.)
• Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то — груши, кто-то — сливы, кто-то — вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?
Я |
Г |
С |
В |
|
Слава |
- |
+ |
- |
- |
Дима |
- |
- |
- |
+ |
Петя |
- |
- |
+ |
- |
Женя |
+ |
- |
- |
- |
(Дима сажал вишни, Петя — сливы, Слава — груши, Женя — яблони.)
2. Устный счет
Игра “Молчанка”
(Учитель указкой показывает на перевернутую карточку, дети показывают ответ.)
(Учитель показывает лепесток с числом, дети прибавляют к нему 1 и поднимают карточку с ответом. По аналогии — вычитание.)
— Как прибавить к числу 1? (Назвать следующее число.)
— Как вычесть из числа 1? (Назвать предыдущее число.)
— Сосчитайте.
(Учащиеся самостоятельно считают и говорят конечный ответ — 1.)
III. Самоопределение к деятельности
(У учащихся на партах лежат полоски: одна длинная и две короткие.)
— Перед вами полоски. Сравните их длины. Как вы будете это делать? (Накладывать друг на друга.)
— Покажите самую длинную полоску.
— Покажите самую короткую полоску.
(Учащиеся показывают две короткие полоски.)
— Почему вы показали две полоски? (Они одинаковой длины.)
— Каким способом вы сравнивали полоски? (Наложением.)
(Учащиеся получают карточку с отрезками.)
— Какой отрезок длиннее: под цифрой 1 или под цифрой 2? Какой отрезок короче? (Отрезок под цифрой 1 длиннее, нем отрезок под цифрой 2. Отрезок под цифрой 2 короче, чем отрезок под цифрой 1.)
— Как вы узнали 1 (Это видно на глаз.)
— Какой отрезок длиннее: под цифрой 2 или под цифрой 3? (Ответы детей.)
— Ни один из знакомых способов сравнения длин отрезков не подходит. Что можете предложить вы?
(Учащиеся предлагают варианты и приходят к выводу, что отрезки нужно измерить меркой.)
Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки с помощью новой мерки.
— Где пригодится умение измерять длину? (Ответы детей.)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Учащиеся получают две мерки: синюю и красную. Синяя мерка короче красной. Один ученик выполняет работу у доски.)
— Возьмите красную мерку и измерьте отрезки. Какой отрезок длиннее? (Под цифрой 3.)
— А теперь попробуйте измерить отрезок под цифрой 2 синей меркой, а отрезок под цифрой 3 — красной меркой. Что у вас получилось? (В обоих отрезках укладываются 2мерки. Значит, отрезки равны.)
— Правильно ли мы сравнивали отрезки во второй раз? (Нет, мы взяли разные мерки, а нужно было оба отрезка измерять с помощью одной и той же мерки.)
— Вспомните удава из сказки Г. Остера. В каких мерках он был длиннее? (В попугаях.)
Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков, называется единичным отрезком, или единицей измерения. Давайте измерим длину нашего класса. За единичную мерку примем шаг.
(Выходят два ученика (разного роста и с разной длиной шага), измеряют класс и получают разные ответы.)
— Почему длина класса у ребят получилась разная? (Шаг разной длины.)
Для того чтобы не было такой путаницы, люди выбрали общую мерку — сантиметр.
(Учитель записывает слово “сантиметр” на доске, учащиеся хором его проговаривают.)
Длинное слова, правда. Если его писать каждый раз, потребуется много времени. Появилась сокращенная запись слова — см. Пишем “см”, а читаем “сантиметр”.
— Перед вами мерка розового цвета, она равна 1 см. Измерьте длину ручки с сантиметрах. Как вы будете это делать? (Накладывать на ручку мерку и считать, сколько раз она уложится в ручке.)
— Сколько сантиметров составляет длина ручки? (Ответы детей.)
— Легко ли было измерять? (Неудобно, мерка маленькая, нужно запомнить, где закончилась мерка, чтобы отложить следующую, и т.д.)
Люди изобрели замечательный инструмент — линейку. В линейке единичные отрезки уже стоят друг за другом.
— Возьмите линейку в руки и посмотрите, как она устроена.
2. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 66. Прочитайте, чему мы должны сегодня научиться. (Измерять и строить отрезки.)
— На рисунке показан единичный отрезок, равный 1 см. Сколько клеток он занимает? (2)
— Определите длину отрезков. (Розовый — 4 см, зеленый — 3 см, синий — 2 см, оранжевый — 3 см.)
— Задайте вопросы по этим отрезкам. (Какой отрезок самый длинный? Какой отрезок самый короткий? Длины каких отрезков одинаковые? И т. д.)
— Посмотрите на отрезки, приведенные ниже. Как определить их длину? (Нужно посчитать, сколько мерок длиной 1 см содержится в отрезках. )
— Чему равна длина розового отрезка? (10 см.)
— Чему равна длина зеленого отрезка? (5 см.)
V. Физкультминутка
Лучшие качели — гибкие лианы,
(Покачивания вправо и влево.)
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается —
Да, да, да,
(Хлопки в ладоши.)
Тот не обижается Ни-ког-да!
(Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Как правильно измерять отрезки?
— Посмотрите, как линейка приложена к отрезку. (Линейка лежит под отрезком, начало отрезка на делении с цифрой 0.)
— Посчитайте, сколько мерок в отрезке. (8. Значит, длина отрезка 8 см.)
— Как определить длину отрезка, не считая мерки? (Конец отрезка на цифре 8.)
— Кто сможет рассказать, как измерить длину отрезка? (Начало отрезка совместить с точкой 0. Посмотреть, с каким числом совпал конец отрезка, — это и будет длина отрезка в сантиметрах.)
— Какова длина карандаша? (9 см.)
(Выполнение задания на полях. Работа в парах. Один ученик измеряет отвертку и объясняет, как он это делал, другой — шуруп.)
— Посмотрите на следующее задание. Прочитайте, что нам известно. (У Коли 4 легковые и одна пожарная машина.)
— О чем нас спрашивают? (Сколько всего машин у Коли?)
— Ответьте на вопрос. (У Коли 5 машин.)
— Как вы узнали, что машин 5? (4 + 1 = 5.)
— Прочитайте задачу на с. 67. Что нам известно? (У Оли было 5 монет. Она истратила 3 руб.)
— Посмотрите на монеты на полях. Посчитайте, сколько рублей было у Оли. (6 руб.)
— Прочитайте первый вопрос задачи. (Сколько рублей у нее осталось?)
— Как узнать, сколько рублей осталось? (6 — 3 = 3 (руб.).)
— Назовите ответ задачи. (У Оли осталось 3руб.)
— Можем ли мы ответить на второй вопрос? Какими монетами можно набрать 3 руб.? (2 руб и 1 руб., 1 руб., 1 руб. и 1 руб.)
— Сколько монет могло остаться? (5 — 2 = 3 (м.) или 5 — 3 = 2(м.).)
— Рассмотрите рисунок выше. Самостоятельно дополните записи под рисунком.
(Проверка. Записи приведены на доске: 3 + 2 = 5, 5 — 1 = 4, 5 — 3 = 2.)
— Что означают эти записи? (3 + 2 — плавают 3 утки, на берегу 2 утки. Всего 5 уток. 5 — 1 — всего 5 лебедей: 1 черный, 4 белых. 5—3 — всего 5уток, из них 3плавают, а 2находятся на берегу.)
2. Работа в тетради с печатной основой
(Самостоятельное выполнение заданий на с. 25. Фронтальная проверка.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 67). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 9).)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким инструментом мы сегодня познакомились? (С линейкой. )
— Для чего он нужен? (Для измерения длины.)
— Какие правила измерения вы знаете?