Увеличить на... Уменьшить на... - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Увеличить на... Уменьшить на... - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятиями “увеличить”, “уменьшить”.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать понятия “увеличить на...”, “уменьшить на...” при составлении схем и при записи числовых выражений; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; делать выводы; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачу.

(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу и отвечают на вопрос. Проверка.)

Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?


В

П

Б

Ш

Ася

-

+

-

-

Таня

-

-

-

+

Ира

+

-

-

-

Лариса

-

-

+

-

(Ася плавала, Ира играла в волейбол, Таня играла в шахматы, Лариса бегала.)

2. Индивидуальная работа

(Два ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)

3. Фронтальная работа

— Чем похожи примеры в первом столбике? (Все примеры со знаком “плюс”.)

— Что происходит с числом, когда к нему прибавляют другое число? (Оно становится больше, увеличивается.)

— Чем похожи примеры во втором столбике? (Все примеры со знаком “минус”.)

— Что происходит с числом, когда из него вычитают другое число? (Оно становится меньше, уменьшается.)

— Соотнесите рисунок с записью.

(К первому рисунку — 2 + 2, 4 — 2; ко второму рисунку — 5 — 3, 2 + 3, 3 + 2, 5 — 2. Записи 1 + 4, 4 + 1, 3 + 1 лишние.)

III. Самоопределение к деятельности

(Один ученик работает у доски.)

— Положите 8 квадратов. Положите еще 1 квадрат. Сколько стало квадратов? (9.)

— Как это записать? (8 + 1 = 9.)

— Что произошло с числом квадратов, когда мы прибавили 1 квадрат? (Оно увеличилось.)

— На сколько увеличилось? (На 1.)

— А если положить еще 1 квадрат, то на сколько увеличится количество квадратов? (На 1.)

— Почему количество увеличилось? (Потому что прибавили к квадратам еще 1.)

— Как это записать? (9 + 1 = 10.)

Такие примеры можно читать так: к 9 прибавить 1 — получится 10; 9 увеличить на 1 — получится 10.

— Перед вами 10 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (9.)

— Увеличилось или уменьшилось число квадратов? (Уменьшилось.)

— Почему? (Убрали 1 квадрат.)

— На сколько уменьшилось число квадратов? (На 1.)

— Было 10 квадратов, осталось 9. Как это записать? (10 — 1 = 9.)

— Прочитайте пример. (Из 10 вычесть 1 — получится 9.)

— Кто сможет прочитать пример, используя слово “уменьшить”? (10 уменьшить на 1 — получится 9.)

— Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 68, чему мы будем сегодня учиться.

— Какие птицы изображены на рисунке? (Ласточки.)

— Сколько ласточек сидит на проводе? (8.)

— Составьте по рисунку запись со знаком “плюс”. (8 + 2 = 10.)

— Прочитайте запись двумя способами. (К 8 прибавить 2 — получится 10; 8 увеличить на 2 — получится 10.)

— Составьте по рисунку запись со знаком “минус”. (9 — 1 = 8.)

— Прочитайте запись двумя способами. (Из 9 вычесть 1 — получится 8; 9 уменьшить на 1 — получится 8.)

— Прочитайте записи со словом “увеличить”. (7 увеличить на 1 — получится 8; 8 больше 7.)

(По аналогии учащиеся читают остальные записи.)

— Сделайте вывод. (Когда увеличиваем, становится больше.)

— Прочитайте записи со словом “уменьшить”. (10 уменьшить на 1 — получится 9.)

(По аналогии учащиеся читают остальные записи.)

— Сделайте вывод. (Когда уменьшаем, становится меньше.)

V. Физкультминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Какие геометрические фигуры нарисованы ниже? (Круги, квадраты, треугольники.)

— Какие из них можно назвать многоугольниками? (Квадраты и треугольники.)

— Объясните записи к кругам. (1 + 3 — к 1 красному кругу прибавили 3 синих круга. Получилось 4 круга. Количество кругов увеличилось на 1. 4 — 1 — было 4 круга, убрали 3 синих круга. Остался 1 красный круг. Количество кругов уменьшилось на 3.)

— Прочитайте записи со словами “увеличили”, “уменьшили”. (1 увеличить на 3 — получится 4; 4 уменьшить на 3 — получится 1.)

— Измерьте отрезки. Какое правило нужно помнить? (Начало отрезка совмещаем с делением 0, число, с которым совпадает конец отрезка, показывает длину отрезка.)

— Чему равны длины отрезков? (Розового — 9 см, зеленого — 6 см, синего — 9 см.)

— Составьте соответствующие равенства и неравенства. (9 см > 6 см, 9 см = 9 см, 6 см < 9 см.)

— Прочитайте задачу на с. 69. Что известно? (Аня вымыла 3 большие и 3маленькие тарелки.)

— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего тарелок вымыла Аня?)

— Что показывают большие и маленькие круги? (Большие и маленькие тарелки.)

— Как ответить на вопрос? (3 + 3 = 6 (т.).)

— Назовите ответ. (Аня вымыла 6тарелок.)

(По аналогии разбирается следующая задача.)

— Назовите числа, приведенные на полях, сначала в порядке увеличения, потом в порядке уменьшения.

— Какие числа пропущены? (3 и 6.)

— Прочитайте следующее задание. Начертите отрезок.

— Длина отрезка увеличилась или уменьшилась? Почему? (Увеличилась, так как прибавили 1 см.)

2. Работа в тетради с печатной основой

(Самостоятельное выполнение заданий на с. 25.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 69.). Проверка. Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 46—47).)

— Оцените, как вы поняли новую тему, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы изучали?

— Чему вы научились?

— Что значит “увеличить на...”, “уменьшить на...”?






Для любых предложений по сайту: [email protected]