Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Увеличить на... Уменьшить на... - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятиями “увеличить”, “уменьшить”.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать понятия “увеличить на...”, “уменьшить на...” при составлении схем и при записи числовых выражений; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; делать выводы; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачу.
(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу и отвечают на вопрос. Проверка.)
Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?
В |
П |
Б |
Ш |
|
Ася |
- |
+ |
- |
- |
Таня |
- |
- |
- |
+ |
Ира |
+ |
- |
- |
- |
Лариса |
- |
- |
+ |
- |
(Ася плавала, Ира играла в волейбол, Таня играла в шахматы, Лариса бегала.)
2. Индивидуальная работа
(Два ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
3. Фронтальная работа
— Чем похожи примеры в первом столбике? (Все примеры со знаком “плюс”.)
— Что происходит с числом, когда к нему прибавляют другое число? (Оно становится больше, увеличивается.)
— Чем похожи примеры во втором столбике? (Все примеры со знаком “минус”.)
— Что происходит с числом, когда из него вычитают другое число? (Оно становится меньше, уменьшается.)
— Соотнесите рисунок с записью.
(К первому рисунку — 2 + 2, 4 — 2; ко второму рисунку — 5 — 3, 2 + 3, 3 + 2, 5 — 2. Записи 1 + 4, 4 + 1, 3 + 1 лишние.)
III. Самоопределение к деятельности
(Один ученик работает у доски.)
— Положите 8 квадратов. Положите еще 1 квадрат. Сколько стало квадратов? (9.)
— Как это записать? (8 + 1 = 9.)
— Что произошло с числом квадратов, когда мы прибавили 1 квадрат? (Оно увеличилось.)
— На сколько увеличилось? (На 1.)
— А если положить еще 1 квадрат, то на сколько увеличится количество квадратов? (На 1.)
— Почему количество увеличилось? (Потому что прибавили к квадратам еще 1.)
— Как это записать? (9 + 1 = 10.)
Такие примеры можно читать так: к 9 прибавить 1 — получится 10; 9 увеличить на 1 — получится 10.
— Перед вами 10 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (9.)
— Увеличилось или уменьшилось число квадратов? (Уменьшилось.)
— Почему? (Убрали 1 квадрат.)
— На сколько уменьшилось число квадратов? (На 1.)
— Было 10 квадратов, осталось 9. Как это записать? (10 — 1 = 9.)
— Прочитайте пример. (Из 10 вычесть 1 — получится 9.)
— Кто сможет прочитать пример, используя слово “уменьшить”? (10 уменьшить на 1 — получится 9.)
— Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 68, чему мы будем сегодня учиться.
— Какие птицы изображены на рисунке? (Ласточки.)
— Сколько ласточек сидит на проводе? (8.)
— Составьте по рисунку запись со знаком “плюс”. (8 + 2 = 10.)
— Прочитайте запись двумя способами. (К 8 прибавить 2 — получится 10; 8 увеличить на 2 — получится 10.)
— Составьте по рисунку запись со знаком “минус”. (9 — 1 = 8.)
— Прочитайте запись двумя способами. (Из 9 вычесть 1 — получится 8; 9 уменьшить на 1 — получится 8.)
— Прочитайте записи со словом “увеличить”. (7 увеличить на 1 — получится 8; 8 больше 7.)
(По аналогии учащиеся читают остальные записи.)
— Сделайте вывод. (Когда увеличиваем, становится больше.)
— Прочитайте записи со словом “уменьшить”. (10 уменьшить на 1 — получится 9.)
(По аналогии учащиеся читают остальные записи.)
— Сделайте вывод. (Когда уменьшаем, становится меньше.)
V. Физкультминутка
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Какие геометрические фигуры нарисованы ниже? (Круги, квадраты, треугольники.)
— Какие из них можно назвать многоугольниками? (Квадраты и треугольники.)
— Объясните записи к кругам. (1 + 3 — к 1 красному кругу прибавили 3 синих круга. Получилось 4 круга. Количество кругов увеличилось на 1. 4 — 1 — было 4 круга, убрали 3 синих круга. Остался 1 красный круг. Количество кругов уменьшилось на 3.)
— Прочитайте записи со словами “увеличили”, “уменьшили”. (1 увеличить на 3 — получится 4; 4 уменьшить на 3 — получится 1.)
— Измерьте отрезки. Какое правило нужно помнить? (Начало отрезка совмещаем с делением 0, число, с которым совпадает конец отрезка, показывает длину отрезка.)
— Чему равны длины отрезков? (Розового — 9 см, зеленого — 6 см, синего — 9 см.)
— Составьте соответствующие равенства и неравенства. (9 см > 6 см, 9 см = 9 см, 6 см < 9 см.)
— Прочитайте задачу на с. 69. Что известно? (Аня вымыла 3 большие и 3маленькие тарелки.)
— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего тарелок вымыла Аня?)
— Что показывают большие и маленькие круги? (Большие и маленькие тарелки.)
— Как ответить на вопрос? (3 + 3 = 6 (т.).)
— Назовите ответ. (Аня вымыла 6тарелок.)
(По аналогии разбирается следующая задача.)
— Назовите числа, приведенные на полях, сначала в порядке увеличения, потом в порядке уменьшения.
— Какие числа пропущены? (3 и 6.)
— Прочитайте следующее задание. Начертите отрезок.
— Длина отрезка увеличилась или уменьшилась? Почему? (Увеличилась, так как прибавили 1 см.)
2. Работа в тетради с печатной основой
(Самостоятельное выполнение заданий на с. 25.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 69.). Проверка. Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 46—47).)
— Оцените, как вы поняли новую тему, с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы изучали?
— Чему вы научились?
— Что значит “увеличить на...”, “уменьшить на...”?