Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Число 0 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить место числа 0 в числовом ряду; соотносить цифру и число; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Покажите в каждой строке части, из которых можно составить круг.
2. Устный счет
Игра “Кто быстрее”
(На доске два перемешанных набора чисел от 1 до 10. Два ученика по команде учителя расставляют числа в порядке убывания, в порядке возрастания, через один в порядке возрастания, начиная с единицы.)
— Назовите соседей числа 5. (4и 6.)
— Какое однозначное число больше 8? (9.)
— Задайте свои вопросы по числовому ряду.
(Учащиеся по очереди задают вопросы классу.)
3. Фронтальная работа
Игра “Найди ошибку”
— Незнайка был невнимателен на уроке и допустил много ошибок. Найдите и исправьте эти ошибки.
III. Самоопределение к деятельности
— Положите 3 треугольника. Рядом поставьте соответствующее число.
— Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? (2)
— Где место числа 2 в числовом ряду? (Перед числом 3.)
— Поставьте число 2.
— Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? (1.)
— Где место числа 1 в числовом ряду? (Перед числом 2.)
— Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? (Нисколько.)
— В математике есть число, которое заменяет слово “нисколько”. Кто покажет это число?
(Учащиеся показывают карточку.)
— Как вы думаете, где будет стоять число 0? (Перед числом 1.)
— Назовите тему урока. (Число 0.)
— Чему мы будем учиться? (Получать число 0, писать цифру 0.)
IV. Работа по теме урока
1. Фронтальная работа
(Учитель ставит число 0 в начало числового ряда.)
— На что похож ноль? (Ответы детей.)
Ноль собой весьма хорош:
На бараночку похож,
И на бублик, и на шар,
И на круглый самовар.
Нолик дружит с Колобком,
Жить нескучно им вдвоем.
Круглый шарик надувают,
Круглый год на нем летают.
— Как мы получили 0? (Из 1 вычли 1.)
— Покажите 0 кругов, 0 квадратов.
(Учащиеся ничего не показывают.)
2. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 70. На какой главный вопрос мы должны ответить на уроке? (Как записать число ягод на второй тарелке с помощью цифры?)
— Ответили мы с вами на этот вопрос? (Да, с помощью цифры 0.)
V. Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите картинки ниже. Какое из равенств, приведенных справа, к ним подходит? (5 — 5 = 0.)
— Составьте рассказ по этим картинкам. (На ветке было 3 смородинки, 3 смородинки сорвали. Смородин на ветке не осталось.)
— Составьте рассказы к двум другим равенствам.
— Сделайте вывод. (Если из числа вычесть то же самое число, получится 0.)
— Рассмотрите следующий рисунок. Расскажите, что было, что изменилось. (На ветке было 3листочка, 1 листочек отпал. Осталось 2 листочка. И т.д.)
— Какое самое маленькое однозначное число? (0.)
— Посмотрите, как обозначают число 0 на костяшках домино. (Пустыми клетками.)
— Составьте рассказ и запись по рисунку на с. 71.
(Работа в парах. Один ученик составляет по рисунку рассказ, другой — запись. Проверка.)
— Какой рассказ составили? (Бабушка испекла 4 пирожка, за обедом съели 4 пирожка. Пирожков на тарелке не осталось.)
— Какая запись получилась? (4 — 4 = 0.)
— Оцените себя. Встаньте те, кто сделал точно так же.
— Встаньте те, кто немного ошибся.
— Прочитайте записи, приведенные ниже, двумя способами. (К 3 прибавить 2 — получится 5; 3увеличить на 2 — получится 5.)
— Больше или меньше получится, если увеличить число? (Больше.)
— Прочитайте неравенство. (Пять больше трех.)
(Остальные записи учащиеся разбирают по аналогии самостоятельно.)
— Рассмотрите чертеж. Сколько на нем ломаных? (4.)
— Сколько многоугольников? (2.)
— Как называются эти многоугольники? (Четырехугольник и треугольник.)
(Самостоятельное выполнение задания на полях. Проверка. Числа записаны на доске.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 26.
(Первое задание выполняется с комментированием, второе — самостоятельно. Проверка у слабых учеников.)
А сейчас будем учиться писать цифру 0.
Ноль не значит ничего,
Но нельзя и без него.
Без нуля не обойтись,
Ты писать его учись.
Ты уже нарисовал
Аккуратненький овал?
Нету проще ничего:
Ноль похож на букву О.
— Обведите цифру 0 и напишите ее до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру.
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 71). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким числом мы познакомились на уроке?
— Скажите, чего у нас в классе 0. (Крокодилов, дедушек, елок и т.д.)
Домашнее задание (по желанию)
(Учащиеся выполняют одно задание по выбору.)
1. Нарисовать в прямоугольнике цифру 0 в виде разных предметов: лужи, солнышка, баранки, обруча.
2. “Оживить” цифру 0.
Дополнительный материал
Нолик круглый,
Как Земля.
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль — ладонь пуста.
Пишем 0,
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!
М. Шварц