Число 0 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Число 0 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить место числа 0 в числовом ряду; соотносить цифру и число; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Покажите в каждой строке части, из которых можно составить круг.

2. Устный счет

Игра “Кто быстрее”

(На доске два перемешанных набора чисел от 1 до 10. Два ученика по команде учителя расставляют числа в порядке убывания, в порядке возрастания, через один в порядке возрастания, начиная с единицы.)

— Назовите соседей числа 5. (4и 6.)

— Какое однозначное число больше 8? (9.)

— Задайте свои вопросы по числовому ряду.

(Учащиеся по очереди задают вопросы классу.)

3. Фронтальная работа

Игра “Найди ошибку”

— Незнайка был невнимателен на уроке и допустил много ошибок. Найдите и исправьте эти ошибки.

III. Самоопределение к деятельности

— Положите 3 треугольника. Рядом поставьте соответствующее число.

— Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? (2)

— Где место числа 2 в числовом ряду? (Перед числом 3.)

— Поставьте число 2.

— Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? (1.)

— Где место числа 1 в числовом ряду? (Перед числом 2.)

— Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? (Нисколько.)

— В математике есть число, которое заменяет слово “нисколько”. Кто покажет это число?

(Учащиеся показывают карточку.)

— Как вы думаете, где будет стоять число 0? (Перед числом 1.)

— Назовите тему урока. (Число 0.)

— Чему мы будем учиться? (Получать число 0, писать цифру 0.)

IV. Работа по теме урока

1. Фронтальная работа

(Учитель ставит число 0 в начало числового ряда.)

— На что похож ноль? (Ответы детей.)

Ноль собой весьма хорош:

На бараночку похож,

И на бублик, и на шар,

И на круглый самовар.

Нолик дружит с Колобком,

Жить нескучно им вдвоем.

Круглый шарик надувают,

Круглый год на нем летают.

— Как мы получили 0? (Из 1 вычли 1.)

— Покажите 0 кругов, 0 квадратов.

(Учащиеся ничего не показывают.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 70. На какой главный вопрос мы должны ответить на уроке? (Как записать число ягод на второй тарелке с помощью цифры?)

— Ответили мы с вами на этот вопрос? (Да, с помощью цифры 0.)

V. Физкультминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите картинки ниже. Какое из равенств, приведенных справа, к ним подходит? (5 — 5 = 0.)

— Составьте рассказ по этим картинкам. (На ветке было 3 смородинки, 3 смородинки сорвали. Смородин на ветке не осталось.)

— Составьте рассказы к двум другим равенствам.

— Сделайте вывод. (Если из числа вычесть то же самое число, получится 0.)

— Рассмотрите следующий рисунок. Расскажите, что было, что изменилось. (На ветке было 3листочка, 1 листочек отпал. Осталось 2 листочка. И т.д.)

— Какое самое маленькое однозначное число? (0.)

— Посмотрите, как обозначают число 0 на костяшках домино. (Пустыми клетками.)

— Составьте рассказ и запись по рисунку на с. 71.

(Работа в парах. Один ученик составляет по рисунку рассказ, другой — запись. Проверка.)

— Какой рассказ составили? (Бабушка испекла 4 пирожка, за обедом съели 4 пирожка. Пирожков на тарелке не осталось.)

— Какая запись получилась? (4 — 4 = 0.)

— Оцените себя. Встаньте те, кто сделал точно так же.

— Встаньте те, кто немного ошибся.

— Прочитайте записи, приведенные ниже, двумя способами. (К 3 прибавить 2 — получится 5; 3увеличить на 2 — получится 5.)

— Больше или меньше получится, если увеличить число? (Больше.)

— Прочитайте неравенство. (Пять больше трех.)

(Остальные записи учащиеся разбирают по аналогии самостоятельно.)

— Рассмотрите чертеж. Сколько на нем ломаных? (4.)

— Сколько многоугольников? (2.)

— Как называются эти многоугольники? (Четырехугольник и треугольник.)

(Самостоятельное выполнение задания на полях. Проверка. Числа записаны на доске.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 26.

(Первое задание выполняется с комментированием, второе — самостоятельно. Проверка у слабых учеников.)

А сейчас будем учиться писать цифру 0.

Ноль не значит ничего,

Но нельзя и без него.

Без нуля не обойтись,

Ты писать его учись.

Ты уже нарисовал

Аккуратненький овал?

Нету проще ничего:

Ноль похож на букву О.

— Обведите цифру 0 и напишите ее до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру.

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 71). Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким числом мы познакомились на уроке?

— Скажите, чего у нас в классе 0. (Крокодилов, дедушек, елок и т.д.)

Домашнее задание (по желанию)

(Учащиеся выполняют одно задание по выбору.)

1. Нарисовать в прямоугольнике цифру 0 в виде разных предметов: лужи, солнышка, баранки, обруча.

2. “Оживить” цифру 0.

Дополнительный материал

Нолик круглый,

Как Земля.

Все считают от нуля.

Арифметика проста:

Если ноль — ладонь пуста.

Пишем 0,

И ясно всем:

Здесь чего-то нет совсем!

М. Шварц






Для любых предложений по сайту: [email protected]