Слагаемые. Сумма - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Слагаемые. Сумма - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: познакомить с понятиями “слагаемые”, “сумма”.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Задачи-шутки

• Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.)

• Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем — сколько найдем? (Нельзя ответить.)

• Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.)

• Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2)

2. Индивидуальная работа

(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)

3. Устный счет

— Сосчитайте:

• от 1 до 10 и обратно;

• от 1 до 10 через один (без хлопков);

• от 1 до 10 через два: 1, два хлопка, 4, два хлопка и т. д.

— Решите цепочки, покажите ответы.

Игра “Веселый мяч”

(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)

• К 4 прибавь 2. (6.)

• 6 плюс 1. (7.)

• Какое число на 2 меньше, чем 8? (6.)

• Уменьши 10 на 1. (9.)

• 8 минус 1. (7.)

• Из 4 вычти 2. (2)

• Какое число больше 5 на 2? (7.)

• Увеличь 7 на 2. (9.)

III. Самоопределение к деятельности

Ай да белка-мастерица!

Вяжет детям рукавицы.

Извязала три клубка,

Два еще лежат пока.

У кого ответ готов:

Сколько у нее клубков? (5.)

— Как вы узнали? (3 + 2 = 5.)

— Как можно эту запись прочитать по-разному? (К 3 прибавить 2 — получится 5, 3 увеличить на 2 — получится 5, 3 да еще 2 — будет 5.)

— Можно ли по-другому прочитать запись?

На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.

(Запись учитель оставляет на доске.)

IV. Работа по теме урока

Практическая работа

(У учителя корзина и муляжи овощей, с помощью которых он демонстрирует все действия зайчика.)

— Зайчик пошел в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. Положите на парту столько же кругов.

— Потом он дошел до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину 3 морковки. Положите столько же треугольников.

— Что делал зайчик с овощами? (Складывал в корзину.)

— Какое действие он выполнял? (Сложение.)

— Что он складывал? (2кочана капусты и 3морковки.)

— Как это записать? (2 + 3.)

— Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.

— Назовите первое слагаемое. (2.)

— Назовите второе слагаемое. (3.)

— Сколько овощей в корзине у зайчика? (5.)

— Сколько фигур у вас на столе? (5.)

— Дополните свою запись. (2 + 3 = 5.)

— Как можете назвать число 5? (Ответ, то, что получилось, результат и т. д.)

В математике все эти слова заменяют одним словом — сумма. (Учитель записывает слово “сумма” на доске, учащиеся читают его хором.)

— Прочитайте запись, используя слова “слагаемое” и “сумма”. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5.)

— Как можно прочитать запись на доске еще одним способом? (Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5.)

V. Физкультминутка

В норке спал хорек зимой,

Но проснулся он с весной.

Вверх он лапки потянул,

Головой своей кивнул.

И помчался он вприпрыжку,

Словно озорной мальчишка.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 86. Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке.

— Кто уже запомнил, как называются числа при сложении? (Слагаемые, сумма.)

— Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали. (Сумма — это не только результат, но и выражение.)

— Прочитайте выражение 4 + 3 = 7 по-разному. (Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, сумма 7. Сумма чисел 4 и 3 равна 7.)

№ 1 (с. 86).

— Кто сможет прочитать выражение? (Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6.)

(Второе выражение хором читают мальчики, третье — девочки.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 32. Прочитайте первое задание.

— Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем.)

— Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.

— Прочитайте следующее задание. Выполните его.

— Какое равенство составили к первому рисунку? (5 + 1 = 6.)

— Какое равенство составили ко второму рисунку? (7 — 1 = 6.)

— Составьте рассказы по рисункам.

(Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Самооценка с помощью “Светофора”.)

3. Работа по учебнику

№ 2 (с. 86).

— Решите примеры, пользуясь числовым рядом.

(Учащиеся подробно объясняют решение: говорят, с какого деления начинают движение, в какую сторону и сколько шагов делают, около какой точки остановились, называют ответ.)

№ 3 (с. 87).

— Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Васи было 6 книг. Ему подарили еще 2 книги.)

— Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.)

— Что обозначено зелеными квадратами? (Сколько книг было.)

— Что обозначено желтыми квадратами? (Сколько книг подарили.)

— Ответьте на вопрос задачи. (У Васи стало 8 книг.)

— Как вы узнали? (6 + 2 = 8.)

— Прочитайте запись разными способами.

№ 4 (с. 87).

— Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Лены было 3собачки. Она подарила подруге 1 собачку.)

— Что нужно узнать? (Сколько собачек осталось у Лены.)

— Объясните схему. (Было 3 собачки — они обозначены кругами. Лена подарила 1 собачку — 1 круг зачеркнули. Осталось 2 собачки.)

— Как это записать? (3 — 1 = 2.)

— Ответьте на вопрос задачи. (У Лены осталось 2 собачки.)

№ 5 (с. 87).

(Устное выполнение.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 87).)

— Посмотрите на рисунок и скажите, кто ошибся. (Зайчик.)

— В чем его ошибка? (Знак + показывает, что нужно двигаться вправо.)

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие математические термины вы сегодня узнали? (Слагаемое, сумма.)

— Что называем слагаемыми? (Числа, которые складываем.)

— Что называем суммой? (Ответ и выражение.)

Домашнее задание (по желанию)

Учебник: с. 87, задание на полях.






Для любых предложений по сайту: [email protected]